Упражнения для дикции

Развитие произношения у взрослых

Развитие дикции взрослого человека отличается тем, что постановка звуков происходит гораздо сложнее. Когда человек привык произносить слова определенным образом, ему приходится изменять не только произношение, но еще и восприятие своей речи. Перед тем как улучшить дикцию, стоит рассмотреть основные виды упражнений.

Чтобы развить свою дикцию и голос, дикторы обычно используют следующие упражнения:

  • произношение скороговорок;
  • прослушивание своего голоса;
  • тренировка дыхания.

Чтобы научиться красивой речи при помощи скороговорок, стоит выбрать несколько таких фраз, предназначенных для развития произношения определенных звуков и выяснить, какие из них произносятся труднее. Именно на них и стоит сконцентрировать свое внимание. Важно проговаривать такие фразы регулярно, чтобы речевой аппарат привык к правильному произношению. Работа над собой подразумевает выполнение упражнений каждый день.

Средством, помогающим научиться правильно произносить звуки, являются диктофонные записи. Если послушать свою речь на записи, можно понять, что она звучит совсем не так, как при разговоре с собеседником. Определяя дефекты и исправляя их, нужно постоянно записывать речь до тех пор, пока они не исчезнут.

Распространенная проблема – нехватка дыхания во время произнесения длинных фраз. Это становится заметно во время публичного выступления. Для избавления от такой проблемы применяется метод тренировки диафрагмы. Одно из упражнений на дикцию заключается в том, чтобы тянуть гласный звук на выдохе как можно дольше. Сначала получается сделать это только на протяжении нескольких секунд, но впоследствии время увеличивается до 25. Тренировка дыхания подразумевает и изменение высоты голоса. Еще одним способом тренировки становится надувание воздушных шариков.

При регулярном выполнении упражнений результат проявляется уже через несколько дней. Но чтобы сохранить эффект, нужно делать все перечисленное постоянно. При этом стоит использовать и книги, которые предназначены для развития речи.

Самая длинная скороговорка

«В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.»

Как улучшить дикцию за короткий срок

Иногда выполнять упражнения для тренировки произношения не получается из-за нехватки времени. В таких ситуациях используется артикуляционную зарядку. Она состоит из нескольких простых упражнений:

  • Перемещение челюсти вперед и назад. При таких действиях рот находится в открытом положении.
  • Произнесение гласных о, у и ы. Делать это нужно в наклоненном положении, скрестив руки на груди. При этом голос понижается, а звук произносится протяжно. После очередного звука нужно подниматься в положение стоя, а затем выполнять наклон и повторять действие.
  • Движения языком. Хорошим упражнением для быстрого развития дикции является движение, при котором язык поочередно упирается в щеки. Делается это как с закрытым, так и с открытым ртом.
  • Прикосновения к зубам. Происходит выполнение этого упражнения с широко открытым ртом. Языком нужно поочередно прикасаться к каждому зубу, следуя по верхнему и нижнему ряду.

После выполнения таких упражнений на дикцию четкость произносимых фраз увеличивается, поэтому их часто используют люди, выступающие перед публикой.

Стоит ли посещать курсы по развитию речи

Существуют курсы развития речи, предназначенных для дикторов. Они включают в себя не только упражнения для правильного произношения, но еще и советы, помогающие справиться с проблемами, возникающими во время публичного выступления. Программы таких курсов состоят из нескольких уроков:

  • правила артикуляции;
  • изучение основ правильного дыхания;
  • развитие диапазона и силы голоса;
  • правила построения интонации;
  • изучение орфоэпии;
  • освоение основ жестикуляции.

Курсы помогают научиться правильной технике произношения и преодолеть страх выступления перед аудиторией. Работа над собой подразумевает длительные занятия, поэтому этим занимаются дикторы.

Дефекты речи возникают из-за неправильного строения речевого аппарата или вследствие неправильного формирования звуков в детском возрасте. Первый тип дефектов исправляется только при помощи логопедов или стоматологов, если речь идет о неправильном строении зубов.

Исправить свою речь можно при помощи нормального расположения органов артикуляции во время разговора. При отсутствии отклонений в развитии организма проявляются дефекты:

  • сонорных звуков;
  • шипящих;
  • свистящих.

Возникновение таких дефектов происходит в результате даже небольшого отклонения органов речи от их естественного расположения. Для правильного произношения нужно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое небо и нижняя челюсть. Добиться этого можно только путем тренировок, ведь работа над исправлением речи подразумевает постоянное совершенствование.

Как поставить голос

Существует 3 упражнения, которые помогают развить голос.
Чтобы появился слышимый эффект, необходимо выполнять упражнения на протяжении нескольких месяцев. К таким упражнениям относят:

  • Произнесение гласных букв. Чтобы выполнить первое упражнение для формирования дикции, нужно поочередно произносить гласные звуки до тех пор, пока хватит дыхания. Произнося «и», «э», «а», «о» и «у», можно сделать голос более звучным. Работа над постановкой голоса происходит постоянно, так как во время перерывов даже на несколько дней эффект становится менее заметным.
  • Активизация области живота и груди. Для активизации области живота и груди необходимо с закрытым ртом произносить «м». Первое произнесение звука должно быть тихим, второе более громким, а в третий раз нужно максимально напрячь голосовые связки. Если работа над произношением и голосом происходит без выполнения данных упражнений, эффект снижается.
  • Произнесение слов с буквой «р». Также для постановки голоса произносится и звук «р», что также улучшает произношение. Для этого сначала стоит прорычать звук «рррр», а затем подряд произнести более десятка слов, содержащих букву р. Во время произношения буква должна выделяться. Такое упражнение поможет поставить голос и улучшить дикцию. Развить дикцию помогают и книги, если читать вслух.

Чтобы развить дикцию и добиться четкого произношения необходимо потрудиться. Только с помощью регулярных занятий и тренировок вы добьетесь ощутимых перемен.

>Плохая дикция

Люди с четкой от природы дикцией встречаются редко. Но свою речь можно развить регулярными упражнениями для дикции до достижения приемлемого результата.

Дикция речи

Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.

Дикция речи состоит:

  • Из отчетливой артикуляции;
  • Правильной артикуляции;
  • Манеры произношения: темпа и интонации.

Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести. Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека. Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.

Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может появится картавость и гнусавость.

Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией. Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.

Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.

Упражнения для дикции и артикуляции

Так как в четком произношении активно участвует кончик языка, используем упражнения, развивающие его гибкость:

  • Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов «проговаривайте» да-да- да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д».
  • Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить резко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз.
  • Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губные мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.
  • Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте прочесть небольшой текст с нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.

Скороговорки для развития дикции

Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.

Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на работу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использования скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.

Вот малая доля наиболее популярных скороговорок, которые помогут улучшить дикцию:

  • Для тренировки звуков: р, л, м, н.
    — Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
    — Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Для тренировки звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х.
    — В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
    — Все бобры для своих бобрят добры.
  • Для тренировки звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц.
    — Свиристель свиристит свирелью.
    — Прецедент с претендентом.

Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь, лучше всего обратиться к логопеду. В индивидуальном порядке или на специализированных курсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать внимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию именно в вашем случае.

Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.

Научите ребёнка хорошей дикции

Невнятная речь часто становится причиной насмешек, человека перестают понимать, а позже и вовсе не воспринимают серьёз. Плохая дикция является проблемой, которую необходимо исправить, пока она окончательно не испортила жизнь. Чёткий и командный голос для мальчиков и нежная звонкая речь для девочек – то, к чему стремится каждый родитель, воспитывая своего ребёнка. Главное – это вовремя обнаружить проблемные звуки и исправить ошибки, пока над ними не стали смеяться дети из окружения вашего ребёнка.
В детстве у меня тоже была плохая дикция, но родители отдали меня на воспитание к логопеду только в середине восьмого класса. До этого, я не придавал особого значения своей речи, надо мной никто не смеялся, все меня понимали, я не страдал из-за этого комплексами. Но проучившись полгода, я почувствовал в себе невероятные изменения. Изменилась не столько речь, сколько моя личность. Из молчаливого мальчика в очках я стал душой компании. Мои шутки, даже если многие из них были банальными, доставляли удовольствие моим друзьям. В то же время мой знакомый, как ни пытался поразить одноклассников своим чувством юмора, в ответ только слышал нелестные комментарии. Физкультура стала любимым предметом, ведь там можно было продемонстрировать свой командный голос. Школьные задания, где были необходимы лидерские качества, ранее мной игнорировались, а после посещения логопеда, стали любимыми. Пройдя школу «правильной речи» я окончательно понял – хорошая дикция наделяет человека всеми необходимыми качествами, которые и делают его существом общественным.
Конечно, в моей жизни работа с логопедом стала очень важной школой. Но всё же, я считаю, что каждый родитель может стать лучшим логопедом для своего ребёнка, если конечно сам обладает хорошей дикцией. Если вы не считаете свою речь достойным примером для ребёнка, не стоит водить его по специалистам, исправляйтесь сами, так как вы в состоянии это сделать. Учиться никогда не поздно, и это не просто слова – это призыв к действию, проделывайте упражнения из этой статьи каждый день, уделяйте им хотя бы 15 минут и вы добьетесь успеха для себя и для того, кого вы решили воспитывать.
Итак, выделите себе несколько минут вечером, для работы над своей дикцией. Мы не будем прибегать к старинным методам греческих ораторов, которые для этих целей засовывали себе в рот камни и пытались произносить свои знаменитые речи. Первый этап работы – это разминка, в каждом упражнении необходимо зафиксировать определённое положение, время на одно упражнение приблизительно – 3-4 секунды:

Тексты для артикуляции и дикции

Вот два рекомендованных текста (для полезного с приятным)

  • Первый текст развивает артикуляцию и дикцию,
  • Второй текст напомнит Вам, как правильно ставить ударение:)

Девушка говорит скороговорку и собирает кубик Рубика.

Задача — не обогнать девушку:)
а держать пик левее резонатора (см. видеоурок с Бриз-Мейкер)

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали,

и потом протокол запротоколировав, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе,

где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле,

да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке — вот и не до бомбардира ворам было.

Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор,

где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки — скок, Сеньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же — Сашкина подружка — шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, перевыпономарит:

жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола — Лавру наврет, что вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа — ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, — о всем о том колокола звоном раззванивали, да так,

что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка — не пытка.

Дело было вечером, делать было нечего. Расчувствовавшаяся вавилонка Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу, а развеселившиеся миссис и мистер Уксусы развеселили неразвеселившегося суслика. Но миссис и мистер Уксусы не знали, что расчувствовавшаяся вавилонка Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося вавилонца Вавилу. Но когда они всетретились, то рассказали это друг другу. Но вдруг пришел прокоп кипятить свой укроп. А портной Пото и портниха Пото стали играть в лото. Дело было вечером, делать было нечего.

Шла Саша по шоссе. Навстречу ей шел шофер по шоссе, тащил шину для машины. Шофер испачкался, стал черным, как чертенок. Саша шофера увидала, обомлела, слова сказать не может, только: тит! тэт! тат! тот! тут! тыт! А потом, когда узнала его, все ему рассказала. Рассказала, что на дворе трава, на траве дрова, что бомбардир бомбардировал Бранденбург, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Саша болтала, болтала, да так и не выболтала, а шофер сел, онемел и заснул.

Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь. Нечего руками рассуждать, коли Бог ума не дал. Речь умом красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой: тридцать три корабля лавировали, лавировали, да невылавировали; у нас на дворе-подворье погода размокропогодилась; сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать, надо все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить, и тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь.

От топота копыт пыль по полю летит. То послали Сеню с донесеньем. Голова у Сени с лукошко, а ума ни крошки. Доскакать доскакал, да все не так рассказал: рассказал, что не тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали, что Прокоп не варил свой укроп, а съел у Малаши всю сыворотку из-под простокваши да еще пирог с грибами, чтоб держать язык за зубами. Прокоп-то держал, а Сеня все болтал да болтал, да и вздремнул. Вздремнуть не вздремнул, всхрапнул, да и присвистнул.

Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал, а говорил, что у гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь, что чешуя у щучки, щетинка у чушки, что около кола — колокола, что у осы не усы, не усищи, а усики.

Береги честь смолоду, а то была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру — на Фрола Лавру наврет, ведь язык без костей и без того красный. У злой Натальи все люди канальи, а еще говорит: «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей; товарищу товарищ».

Я ему по секрету, а он по всему свету, что на улице медовик, мне не до медовика, что на улице деготник, мне не до деготника, не до деготниковой жены, не до деготниковых детей. Так вот скажет друг дружке, а дружка подружке, а подружка борову, а боров всему городу — язык от лжи не краснеет, и без того красный, а только береги честь смолоду: один раз соврешь — в другой не поверят; ведь коли врун, так и обманщик, а обманщик, так и плут, а плут, так и мошенник, а мошенник, так и вор.

Дело было в Вавилоне. Расчувствовавшаяся вавилонка Варвара расчувствовала нерасчувствовавщегося вавилонца Вавилу Вавилонского — вавилонянина.

Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституцирнном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмомешковыколачиватёли.

Раз щеголь Щегол ящик щебня нашел, а в щели шуршали щучата, щербатая щука тащила чехол, чтоб сшить из него им брючата. Щегол шустро щеку ей вдруг прищемил щипцами и шмякнул шумовкой, не мешкая, этот мешок потащил, но вдруг зашуршала шнуровка. И вышла, щебеча и щурясь, шпана —щенки, но в шершавой щетине и быстро шугнули Щегла-шалуна, чтоб больше не шастал в лощине. От шока щегол наш утратил свой шарм, чесалась под перьями шкурка. Теперь сторожит он ворота казарм, в матросской шикуя тужурке.

————————

Текст, с акцентами на правильные ударения:

Аты-баты, мост горбатый,
под мостом поет цыгАн,
а танцОвщицы сбежали,
напугал их таракан.
Раз лохматая горилла
крокодилу позвонИла.
Он с гориллой не дружил,
сразу трубку положИл.
Ему лучше не звонИть,
кто звонИт, тому водить.
В Яслях дети баловАлись,
воспитатели ругались:
«Не балУйтесь, ремешок
вас посадит на горшок».
Восемь гУсениц цепОчкой
поднимались вверх по бочке.
Может быть, там дефицит,
раз народ валОм валИт?
Доползли, глядят тоскливо:
в бочке бОчковое пиво.
Кукла Барби в воскресенье
отмечает день рожденья.
Ночью Барби не спалА
тОрты сладкие пекла.
Медвежонку было, видно,
и обидно, и завИдно.
Барби это понялА,
торт медовый отдалА.
Абы-кабы в баобабы
лИфты, мусоропровОд,
окна прорубить, тогда бы
можно в них селить народ.
БАнты, франты, бьют куранты,
все откУпорить спешат
для детей бутыль с шампанским,
а для взрослых — лимонад.
Кто сумел всё переврать,
тот и будет нас искать.
Ай-яй-яй! Несчастный слУчай!
Я хотела сделать лучше,
красИвее, удОбнее,
а вышло несъедобное.
Кто вчера с колхозницами
стриг барана нОжницами?
Кто вчера со столярАми
до обеда шкурил рамы?
Кто цемЕнт на склАды вёз
и засыпал им овёс?
Задан был вопрос три рАза,
не звучал ответ ни разу.
Прямо мне в глаза смотри,
выходи на цифру три.
Раз! Два! Три!
Раз, два, три, четыре, пять.
Чтобы нам игру начАть,
встанем все по алфавИту:
Ани, Вани, Коли, Риты.
Кто не знает алфавИт,
тот расчёт наш облегчИт.
————
ДОверху и до отказа
заселИшь мозги все сразу,
правильное ударенье
закрепИт куплетов пенье.
Станет сразу приручЁнным
слог ударный, в ритм включЁнный.
ЗАгнуты все десять пальцев,
скОльким же еще страдальцам
подарИшь успокоенье,
находя в лесу коренья.
Пишем мы диктант словарный,
выделяем слог ударный:
облегчИт, вручИт, включИтся,
шевелИтся, поместИтся.
Хором все заголосили:
«Яблони плодоносИли!»
Всех нам слов и не исчЕрпать,
чтобы больше не коверкать,
———————

а

агЕнт агронОмия акрОполь алкогОль алфавИт Амфора анАлог анАтом анонИм апокАлипсис арАхис арЕст аргумЕнт асимметрИя астрОлог астронОм атмосфЕра афЕра аэропОрты

б

бАнты бАржА бОроду бУнгало балОванный балУясь баловАть блАговест блуднИца бралА бралАсь бухгАлтеров бюрокрАтия

в

вЕрба вЕчеря вОвремя вОгнутый валовОй вандАлы вдовствО вернА вероисповЕдание ветеринАрия взАпуски взапертИ взялА взялАсь включЁн включЁнный включИм включИт включИшь влилАсь водопровОд воздухопровОд ворвалАсь воспринялА воспроизведЕние воссоздалА вручИт втрИдорога вчистУю

г

гЕнезис гЕрбовый газопровОд гастронОмия гегемОния гипОтеза гналА гналАсь гомеопАтия граждАнство граждАнство грошОвый

д

дОверху дОгмат дОнизу дОсуха дОсыта давнИшний дефИс дефИс диалОг диспансЕр диспансЕр добелА добралА добралАсь довезЁнный договОр договорЁнность дождалАсь дозИровать дозвонИтся дозвонЯтся докраснА докумЕнт докумЕнт донЕльзя донЕльзя досУг досУг дотрОнуться дремОта духовнИк

е

евАнгелие еретИк

ж

жалюзИ ждалА жилОсь

з

зАгнутый зАгодя зАгодя зАнял зАняло зАнятый зАсветло зАтемно завИдно завИдно завсегдАтай задОлго закУпорив закУпорить закУпорить занялА занятА запертА запломбировАть заселЁн звалА звонИм звонИт звонИшь зимОвщик злОба знАмение знАчимость знАчимый зубчАтый

и

Издавна Иконопись Иксы Искоса Искра знания и искрА зажигания Исстари Исстари игУмен идеОлог иерОглиф изОгнутый избалОванный избаловАть издрЕвле изобретЕние импЕрский инАче инсУльт инстИнкт исключИт искривИться исчЕрпать исчЕрпать

к

кАмбала кАшлянуть кОнусы кОнусов кУхонный кУхонный каталОг каталОг каучУк квартАл квартАл кедрОвый киломЕтр киломЕтр клАла клЕить клЕить коклЮш корЫсть корЫсть кормЯщий крАлась крАны красИвее красИвейший кремЕнь кремЕнь кренИтся кровоточАщий кровоточИть

л

лЕкторы лЕкторов лгалА лилА лилАсь ловкА ломОта ломОть лубОчный лыжнЯ м мАркетинг мЕлько

м

мЕстностей магазИн мастерскИ медикамЕнты метонИмия мозаИчный молОх молЯщий монолОг мусоропровОд мытАрство

н

нАискось нАчал нАчали нАчатые-убрать нАчатый нЕдруг нЕнависть нЕнецкий нОвости новостЕй нОгтя род.п ед.ч. наОтмашь навЕрх навралА наговОр надОлго наделИт надорвалАсь нажИвший нажИлся-убрать нажитА назвалАсь назлО накренИт налИвший налилА налитА намЕрение намЕрение нанЯвшийся нарОст нарОст нарвалА насорИт начАв начАвший начАвшись начАть начАть началА недУг незадОлго некролОг некролОг ненадОлго ненадОлго несказАнно нефтепровОд низИна низведЁн новоприбЫвший новорождЁнный

о

обеспЕчение обетовАнный обзвонИт облегчИт облегчИть облилАсь обнаружЕние обнялАсь обогналА ободрЁн ободрЁнный ободрИть ободрИшься ободралА ободренА обострЁнный обострИть объезднОй одОбренный одолжИт озвУчение озлОбить озлОбленный ознакОмленный оклЕить окружИт опОшлят оперИться опломбировАть определЁн оптОвый освЕдомить освЕдомиться освЕдомишься осведомлЁнный остриЁ осужденА отбылА отдАв отдалА откУпорил откУпорить отключЁнный отозвалА отозвалАсь оторвалА Отрочество оценЁнный

п

пАсквиль пЕтля пОнял пОручни пОстриг пУстошь пУстынь партЕр патриАрхия перезвонИт перекрОенный перелилА петлЯ пиццерИя плЕсневеть платО плодоносИть пломбировАть поИмка повторЁнный повторИт поделЁнный подзаголОвок поднЯв подрОстковый подчистУю позвалА позвонИт позвонИшь поискОвый полилА положИл положИть полтергЕйст понЯв понЯвший понялА портфЕль послАла прИбыл прИбыло прИкус прИнял прИняли прИнятый предвосхИтить премировАть прибЫв прибылА приговОр придАное призЫв принУдить принУдить принЯть приручЁнный прогИб прожИвший прозорлИва проторЁнный процЕнт процЕнт псевдонИм пулОвер пургА путепровОд

р

рАджа рАпорт рОвненько рОзги развитОй ракУшка рвалА РевЕнь

с

сЕтчатый сОгнутый сОздало сабО свЁкла свЁкла сверлИт сверлИшь сегмЕнт сирОты слИвовый снялА снятА созЫв созЫв создАвший создАл создалА создалА созданА сорИт сосредотОчение срЕдства Едствами стАтуя столЯр столЯр

т

тАинство тОртов тОрты тОтчас тУфля табУ тамОжня танцОвщица твОрОг (двойное ударение) тигрОвый толИка тошнотА трУбчатый трубопровОд

у

убралА убыстрИть углубИть углубИть уговОр узаконЕние украИнский укрепИт умЕрший упрОчение

ф

факсИмиле фенОмен (необычное явление) феномЕн (выдающийся человек) фетИш флюорогрАфия

х

ходАтайство

ц

цЕнтнер цемЕнт цепОчка

ч

чЕрпать чИстильщик

ш

шАрфы шофЁр

щ

щЁлкать щИколотка щавЕль щемИт

э

экспЕрт Экскурс электропрОвод

тег:
Методы и тексты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *