Таблица умножения и деления

Конспект урока по математике на тему «Таблица умножения и деления на 6».

Цель: познакомить с таблицей умножения и деления на 6.

Задачи:

А) образовательные: закрепить знания табличного умножения и деления на 2, на 3, на 4 и на 5; познакомить с таблицей умножения и деления на 6; совершенствовать вычислительные навыки; закреплять умения решать задачи с использованием действий умножения;

Б) развивающие: развивать логическое мышление; работать над формированием УУД;

В) воспитательные: прививать интерес к предмету.

Оборудование: презентация, учебник, индивидуальные карточки.

Эскиз доски:

3 марта.

Классная работа.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1. орг. момент

Вдаль идёт дорога –

Будет знаний много.

Так дерзай, дружок, учись,

Не болтай и не ленись,

Не отлёживай бока –

Путь дорога нелегка.

Проверяют готовность, садятся.

Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества.

2. устный счет, постановка проблемы

— Начнем урок с устного счета. Прочитайте задачу, соедините с правильным решением.

1) Цена коробки фломастеров а рублей. Сколько стоят 6 таких коробок?

— Какое правильное решение? Почему?

— Прочитайте следующую задачу, выберите правильное решение.

2) За 8 кг клубники заплатили с рублей. Сколько стоит килограмм клубники?

— Выберите правильное решение.

— С помощью цифр 0, 1, 2 запишите все двухзначные числа.

— Обведите в кружочек только те, которые одновременно делятся на 2 и на 4.

— Составьте примеры на деление и умножение, что результаты примеров были равны 12, 20.

— Послушайте задачу. На одну рубашку нужно пришить 6 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 9 таких рубашек?

— Как будем решать?

— А мы может сказать сколько будет?

— Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке?

6 человек работают на

карточках (прил.)

а +6 =

а*6 =

а – 6 =

— а*6 – верное выражение, нам неизвестна стоимость, а чтобы найти стоимость надо цену умножить на количество.

с + 8 =

с – 8 =

с:8 =

— с:8 – верное решение. Нам неизвестна цена, чтобы найти цену нужно стоимость разделить на количество.

10, 20, 21, 12.

12, 20.

12 = 3*4, 12 = 2*6, 12 = 4*3, 12 = 6*2, 12 = 12:1, 20 = 4*5, 20 = 5*4, 20 = 10*2, 20 = 2*10, 20 = 20:1

— Нужно 6*9.

— Нет, мы не знаем таблицы умножения на 6.

— Изучать таблицу умножения и деления на 6.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в системе своих знаний; активизация мыслительной деятельности; умения ставить перед собой вопросы и намечать их пути решения.

3. открытие нового знания

— Записываем первый пример 6*6. Как можем решить?

— Запишем ответ.

— Какое правило умножения мы знаем?

— Можем ли еще с этим числом составить пример? Будем записывать?

— Используя этот пример, какие можно составить примеры на деление? Вспомним правило.

— Три клеточки в сторону. Записываем пример.

— Записываем следующий пример 6*7. По 6 возьмем 7 раз. Как можно решить?

— Что получится?

— Записываем ответ.

— Какой еще пример на умножение можно составить?

— Почему нет примеров 6*2, 6*3, 6*4, 6*5?

— Составляем пример на деление. Какой пример можем составить?

— Записываем следующий пример 6*8. По 6 возьмем 8 раз. Как можно решить?

— Записываем ответ.

— Составляем пример на деление. Какой пример еще можно составить?

— Записываем следующий пример 6*9. По 6 возьмем 9 раз. Как можно решить?

— Записываем ответ.

— Составляем пример на деление. Какой пример еще можно составить?

— Обведите таблицу умножения в рамочку. Какое будет домашнее задание?

— Сложением 6+6+6+6+ 6+6 = 36

— От перестановки множителей произведение не меняется.

— Получится 6*6. Записывать не будем, он уже есть.

— Если произведение разделить на первый множитель, то получится второй множитель.

36:6 = 6

— К ответу первого примера прибавить еще 6.

36 +6 = 42

6* 7 = 42

7*6 = 42

— Так как они есть в таблице умножения на 2, на 3, на 4 и на 5.

42:6 = 7

42:7 = 6

— К ответу 42 прибавить еще 6, получим 48.

6*8 = 48

48:6 = 8

48:8 = 6

6*9 = 54

54:6 = 9

54:9 = 6

— Выучить таблицу умножения и деления на 6.

Познавательные УУД: логические (анализ, синтез, подведение под понятие, выведение следствий).

4. закрепление

новых знаний

— Открываем учебник на с. 16 № 7. Читаем задачу.

— Составляем краткую запись. Что нам известно?

— Что нужно найти?

— Можем ли мы ответить сразу?

— Что сначала найдем?

— Когда найдем стоимость 7 ластиков и 8 тетрадок, сможем ответить на вопрос?

— Как?

— Записываем решение самостоятельно.

— Взаимопроверка. Обмениваемся тетрадями, сверяем решение с решением на доске. Не забываем про ответ.

— Выполняем № 4 в учебнике. 1 вариант – 1 строчка, 2 вариант – 2 строчка. Самостоятельно.

— Проверяем, как решили ребята у доски?

— Выполняем № 3. 2 столбик – 1 вариант, 3 столбик – 2 вариант.

— Что Катя купила 7 ластиков по 6 руб. и 8 тетрадок по 3 руб.

— Сколько стоит вся покупка.

— Нет.

— Стоимость 7 ластиков. Потом стоимость 8 тетрадок.

— Да.

— Нужно сложить стоимость двух покупок.

1) 6*7 = 42 (руб.) – стоят 7 ластиков.

2) 3*8 = 24 (руб.) – стоят 8 тетрадок.

3) 42 + 24 = 68 (руб.) – Катя потратила всего.

Проверяют запись и решение в тетради соседа. Если есть ошибки, проговариваем решение задачи.

2 человека у доски.

а*6 < a*7

x:6 > х:7

4*b > 3*d

12:d < 18:d

52 – c < 62 – c

n – 28 > n – 82

Сверяют решение, если есть ошибки, разбираемся.

5*4 – 36:6 = 14

42:7 + 6*6 = 42

6*8 – 54:6 = 39

3*6 + 6*4 = 42

6*5 + 4*4 = 54

4*6 – 2*5 = 14

30:5 – 12:6 = 4

48:8 – 54:9 = 0

Познавательные УУД: логические (анализ, синтез, установление причинно следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство).

Коммуникативные УУД: умение правильно оформлять мысли в процессе диалога; умение слушать и понимать других.

Личностные УУД: не бояться собственных ошибок; быть толерантным к чужим ошибкам.

5. итог урока

— Чем занимались на уроке?

— Кто какой пример запомнил с новой таблицы умножения и деления?

— Изучали таблицу умножения и деления на 6.

Желающие отвечают.

6. дом. зад.

Выучить таблицу умножения и деления на 6, с. 16 № 5 по вариантам.

Как объяснить ребенку смысл действия «деление»?

  • Ребенку нужно объяснить все на наглядном примере.

Попросите разделить что-либо между членами семьи или друзьями. Например, конфеты, кусочки торта и т.п. Важно, чтобы ребенок понял суть — разделить нужно поровну, т.е. без остатка. Потренируйтесь на разных примерах.

Допустим, 2 группы спортсменов должны занять места в автобусе. Известно сколько спортсменов в каждой группе и сколько всего мест в автобусе. Нужно узнать, сколько билетов нужно купить одной и второй группе. Или 24 тетради нужно раздать 12 ученикам, сколько достанется каждому.

  • Когда ребенок усвоит суть принципа деления, покажите математическую запись этой операции, назовите компоненты.
  • Объясните, что деление – это операция противоположная умножению, умножение наизнанку.

Удобно показать взаимосвязь деления и умножения на примере таблицы.

Например, 3 умножить на 4 равно 12.
3 — это первый множитель;
4 — второй множитель;
12 — произведение (результат умножения).

Если 12 (произведение) разделить на 3 (первый множитель), получим 4 (второй множитель).

Компоненты при делении называются иначе:

12 — делимое;
3 — делитель;
4 — частное (результат деления).

Как объяснить ребенку деление в столбик: алгоритм решения

Большие числа сложно делить в уме, проще использовать запись деления столбиком. Чтобы научить ребенка правильно выполнять вычисления, действуйте по алгоритму:

  • Определить, где в примере делимое и делитель. Попросите ребенка назвать числа (что на что мы будем делить).

213:3
213 — делимое
3 — делитель

  • Записать делимое — «уголок» — делитель.

  • Определить, какую часть делимого мы можем использоваться, чтобы разделить на заданное число.

Рассуждаем так: 2 не делится на 3, значит — берем 21.

  • Определить, сколько раз делитель «помещается» в выбранной части.

21 разделить на 3 — берем по 7.

  • Умножить делитель на выбранное число, результат записать под «уголком».

7 умножить на 3 — получаем 21. Записываем.

  • Найти разницу (остаток).

На этом этапе рассуждений научите ребенка проверять себя. Важно, чтобы он понял, что результат вычитания ВСЕГДА должен быть меньше делителя. Если вышло не так, нужно увеличить выбранное число и выполнить действие еще раз.

  • Повторить действия, пока в остатке не окажется 0.

Дальше можно взять пример посложнее, чтобы убедиться, что ребенок усвоил правильную запись и алгоритм рассуждений.

Как умножать в столбик

Перемножать большие числа, записывая их в строку, рано или поздно становится довольно сложным и утомительным процессом. Гораздо проще воспользоваться специальным алгоритмом по умножению в столбик: вам не придется держать числа в своей голове и что-либо запоминать. Вы можете делать пометки над столбиком, чтобы всегда видеть, как числа вам нужно перенести. Если вы пытаетесь обучить такому способу ребенка, то очень важно, чтобы таблица умножения отскакивала у него от зубов, иначе, процесс затянется надолго, а сам малыш совершит много ошибок, которые вереницей потянутся по всему примеру. Внимательно прочитайте статью и возьмите такой алгоритм себе на вооружение.

1 Запишите пример в строчку и посмотрите: какой из множителей меньше? Меньший окажется ниже в записи умножения в столбик, а большой множитель будет стоять наверху.

Запишите пример по такому принципу, как указано на картинке ниже.

  • Сверху напишите большее число.
  • Слева поставьте знак умножения в виде крестика.
  • Снизу запишите меньшее число.
  • Проведите прямую черту под примером.

2 Если в примере есть множитель, который оканчивается на ноль или несколько нолей, то его следует записывать так:

  • Ноли нужно выносить за пример.
  • Числа пишите под числами.

В таком случае, вы просто переносите это количество нолей сразу в ответ. Если ноли имеются и у первого множителя, и у второго, то сложите их количество и запишите в ответ.

3 Теперь начинайте расчёт по такому принципу:

  • Всё верхнее число вы умножаете на последнюю цифру нижнего. Помните, что на последние ноли умножение не производится.
  • Чтобы вам было удобнее, записывайте числа, которые нужно перенести, сверху над всем примером. Позднее вы можете их просто стереть, зато в процессе вам не придется запоминать числа переноса.
  • Как только вы закончите расчет, запишите полученное число под чертой.

Как только вы перемножите верхнее число на последнюю цифру нижнего и запишите свой ответ, начинайте перемножать следующее.

4 По такому же принципу умножьте всё верхнее число на вторую с конца цифру нижнего. Также записывайте числа переноса, однако, ответ вам следует записать под первым решением, но сдвинув запись на одну клеточку левее. У вас получится столбик с выступающей влево строкой.

Как вы уже догадались, вам нужно перемножить верхнее число на все цифры нижнего, начиная с конца. Каждый раз запись ответа переносится на одну клетку левее.

Перемножьте таким образом все числа между собой. Теперь снова проведите черту под столбиком. Между всеми решениями поставьте знак сложения.

5 Теперь вам осталось выполнить сложение в столбик, которое вы уже должны уметь делать:

  • Складывайте все числа, находящиеся на одной вертикальной линии.
  • Если число получается двухзначным, то число десятков вы переносите в следующую вертикальную полосу.

Под некоторыми числами вовсе не будет других – в таком случае, вы просто записываете это число в ответ. Не забывайте переносить в ответ все нули, которые стоят в конце множителей.

Выполнять умножение в столбик очень удобно и быстро, особенно, если требуется перемножить большие числа. Вы легко можете проверить правильность умножения, просто разделив ответ на один из множителей. Для этого используйте калькулятор, либо способ деления уголком. На первых порах такое умножение занимает значительную долю времени, но с опытом, всё действие происходит всего за пару секунд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *