Сколько ребенок должен

Физическое развитие ребенка

В возрасте одного года и одного месяца ребенок потребует к себе особенного внимания и заботы. Ведь активно развиваются его умственные способности, уже многое умеет и с интересом познает мир.

  1. Некоторые детки начинают только делать первые неуверенные самостоятельные шаги, переваливаясь, как медвежата, и путаясь в собственных конечностях. А некоторые уже вовсю исследуют окружающую обстановку, с уверенностью передвигают предметы, выполняют простые поручения: принести тарелочку, подать мячик.
  2. Кроха начинает активно играть с детьми в песочнице. И пусть он стоит на носочках и держится за мамину руку, но глаза сияют, целиком и полностью в коллективе. Многие малыши в это время пытаются общаться и умеют говорить простые слова: “мама”, “папа”, “дай”, “на”; имитируют голоса животных: “ав-ав” (собачка), “мяу” (кот) и прочее.
  3. В это время родителям нужно критически посмотреть на комнату или на всю квартиру, где чаще бывает ребенок: скоро он будет не просто ходить, а бегать как ураган. Следует убрать все опасные предметы, включая аптечку, ключи, напольные цветы, мелкие предметы. Проконтролировать все действия будет очень сложно. Возможно придется переставить мебель, чтобы на пути маленькому исследователю не встречались острые углы, невысокие тумбочки и табуреты, розетки, выключатели, электрические приборы.
  4. Не оставляйте малыша надолго в одиночестве. Если тихо, и его не слышно – рано радоваться. Возможно, в это время ребенок добрался до запрещенного предмета, например, с удовольствием роется в баночке с пуговицами, про которую все благополучно забыли.

Вес и рост

Ребенок стремительно растет, увеличивается не только масса тела, но объемы. От 1 года до полутора лет показатели могут быть приблизительными. Рассмотрим 2 таблицы.

Рост и вес ребенка в 1 год . Данные отечественных педиатров.

1 год Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 8,9 11,16
Вес девочек, кг 8,5 10,8
Рост мальчиков, см 72,3 79,7
Рост девочек, см 71,4 78,0
Окружность головы мальчиков, см 45,3 48,6
Окружность головы девочек, см 44,2 47,3
Окружность головы мальчиков, см 46,1 52,5
Окружность головы девочек, см 46,3 51,4

Рост и вес ребенка в 1 год. Данные Всемирного Общества Здравоохранения (ВОЗ)

1 год Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 7,7 12,0
Вес девочек, кг 7,0 11,5
Рост мальчиков, см 71,0 80,5
Рост девочек, см 68,9 79,2
Окружность головы мальчиков, см 43,5 48,6
Окружность головы девочек, см 42,2 47,6

Количество зубов – 8 передних. Если показатели колеблются в ту или иную стороны в рамках допустимого, то ничего страшного. Если немного не догнал в этом месяце в весе или росте, то в следующем может и перегнать. Но в случае, когда показатели значительно отличаются, следует обратиться к педиатру и другим врачам за консультацией.

Основные навыки в год и 1 месяц

Годовалому малышу уже многое удается сделать самостоятельно. Что же должен уметь маленький человек? Вот краткий перечень того, что малыш может делать сам или с минимальной помощью со стороны взрослого:

  • Без поддержки может или просто стоять, или небольшими шагами ходить на расстояние нескольких метров. На ножках стоит уверенно, но сами шаги иногда боится или не хочет делать сам по причине страха (если раньше упал), лишнего веса. За ручку уже может пройти достаточно много с небольшими передышками.
  • Ползает хорошо, может проползти под препятствием.
  • Вползает по наклонной поверхности и также сползает.
  • Умеет приседать, выпрямляться, наклоняться.
  • Самостоятельно карабкается и залезает на невысокие кровати, диваны, кресла. Спускаться обратно тяжелее, поэтому может начать хныкать и звать на помощь.
  • Может подниматься с помощью взрослого по детской лестнице приставным шагом.
  • Повторяет знакомые несложные движения взрослого и сверстников: хлопает в ладошки, стучит, трясет, кивает головой, протягивает ручки, отталкивает и многое другое.
  • Дети разного пола немного по-разному ведут себя при ходьбе: мальчики, если не хотят идти, могут спуститься на пол и быстро проползти, а девочки передвигаются ножками, но держаться за мебель или хватаются за руку взрослого.
  • Иногда детки просто ленятся ходить и никак не могут переключиться на ходьбу. Очень быстро ползают, но при этом не хотят ходить ножками. Не нужно огорчаться и, тем более, злиться. Помогите ребенку: встаньте на четвереньки и потом поднимитесь. Малыш начнет повторять за вами, пусть и не с первого раза, но у него начнет получаться. Обнимайте свое чадо, изображайте восторг и радость.
  • Можно положить любимую игрушку на тумбочку или стол. Ребенок поймет, что нужно встать и пройти несколько шагов, чтобы взять любимого мишку. Постепенно увеличивайте расстояние, которое должен одолеть кроха.
  • Маленький исследователь может “навести порядок” в комнате за 5 минут. Из ящиков выкидываются все предметы, абсолютно все интересно: крышечки, щеточки, мамина косметичка, пульт от телевизора, мобильный телефон, ушные палочки. Поэтому лучше опасные или ценные дорогие вещи убирать подальше, а ящики держать закрытыми. Если вы просто будете складывать все обратно, то кроха через несколько минут с восторгом будет выкидывать все заново. Для него это игра.

В основном, дети в этом возрасте самостоятельно могут сделать хотя бы пару шагов. От 1 года до 1,5 практически любой малыш осваивает самостоятельную ходьбу. Но, если малыш пока не ходит или ходит за ручку, не пугайтесь и не заставляйте. Когда он будет готов психологически и физически, то он сделает сам первый шаг и, скорей всего, практически сразу побежит.

Общие движения, движения руками, действия с предметамисам кушает, дает, забирает, ложит в рот, открывает, закрывает, вкладываает один предмет в другой, складывет кубики, играет с кольцами пирамиды, хлопает в ладоши и подражает взрослым

Основные навыки ребенка в 1 год и 1 месяц

Нормы развития Умения
Общие движения, движения руками, действия с предметами Держится за ручку и ходит, передвигается самостоятельно на небольшое расстояние, уверенно стоит, приседает, наклоняется, быстро ползает
Этапы развития речи Проговаривает 10 – 15 слов: мама, папа, дай, на, я, бяка, нет, да
Навыки и умения Самостоятельно пьет из чашки, выполняет просьбы взрослых, понимает много слов, но не говорит, понимает и реагирует на эмоции: строгий голос, ласковое обращение, понимает слово “нельзя”

Речевое развитие

Общаться уже намного легче. Малыш все понимает, но, конечно, пока много не говорит. Здесь все очень индивидуально. Некоторые детки произносят достаточно много слов и даже пробуют составлять предложения. Но есть и молчуны – они все понимают, но слова вытянуть невозможно. Зато потом резко начинают говорить целыми, логически правильно построенными, фразами.

Условно можно разделить словарь ребенка на активный и пассивный. Что это значит? Малыш говорит до 10 слов: мама, папа, дай, на, баба, некоторые простые имена близких, озвучивает основных животных. Это и есть активный запас слов. С каждым днем он становится все больше. Помогает постоянное общение, развивающие игры, чтение книг. С этого времени стоит записывать словарь вашего малыша в детский альбом.

Пассивный словарь – это слова, которые ребенок понимает, но сказать не может. А понимает он очень многое: как ласковые реплики, так и грубость. Старайтесь не ругаться при ребенке, потому что он все впитывает, как губка. Не удивляйтесь потом, когда ваше чадо выдаст через время в очереди что – то “приятное” в ваш адрес, а окружающие поймут, что это слово не ребенка, а вашего мужа.

Что умеет малыш в год и месяц

Не только говорит около 10 слов, но и совершает много действий по просьбе взрослых:

  • Машет рукой, когда кто-то уходит.
  • Разводит ручками при слове “нет”.
  • Выполняет действия со знакомыми игрушками.
  • Знает имена и различает близких и знакомых.
  • Может принести все детали, которые у него попросит взрослый для прогулки.
  • Пробует вытирать лицо и руки полотенцем. Может быть недовольным своим внешним видом.
  • Некоторые просятся на горшок.
  • Ребенок прячется и играет в “ку-ку”.
  • Услышав знакомую песню, начинает “подпевать”, имитирует разговор по телефону.

Не стоит, также, чересчур напрягать память ребенка и заставлять его говорить. Достаточно будет просто общения в непринужденной форме. Иногда малыш не общителен, и это тоже нормально. Возможно, ему не здоровится или что – то беспокоит. Старайтесь чутко относиться к настроению ребенка. Возможно, в какой-то день активности нужно меньше, а лучше послушать 15 минут спокойную музыку.

Психологическое развитие

Что понимает ребенок в год и месяц? Прекрасно осознает, что такое горячее и холодное, мягкое и твердое. Но всего этого не совсем достаточно. Он еще не понимает последствий поступков и не умеет чувствовать свою вину.

Когда малыш тащит в рот найденный кусочек печеньки на дороге (блестящие крышки, мелкие бумажки и остальной мелкий мусор на улице – это отдельная тема, для ребенка это исследование мира, а для родителей ежеминутная бдительность), то нельзя его ругать. Просто покажите, что вы тоже его съели, и как у вас потом болит живот. То же продемонстрируйте с горячим утюгом, чайником. Пока вы не покажите логическую цепочку (действие – последствие), ребенок не поймет, почему вы хватаете его в ужасе за руку и тянете от опасного предмета.

Если в песочнице малыш схватил за волосы сверстника или кинул в него песком, то кричать и наказывать в таком возрасте бесполезно. Пожалейте чужого ребенка, наглядно покажите, что ему больно. Ваше чадо сразу поймет, что мама будет жалеть (и любить) другого мальчика или девочку, потому что он что – то не так сделал. Навряд ли в следующий раз ребенок сделает что – то подобное.

Важно не показать, что малыш плохой, важно донести до него, что он сделал плохо. Нельзя посылать негатив. Ваша кроха должна быть уверена, что она самая желанная и любимая на свете. Угол, лишение игрушек – подобные наказания ни к чему хорошему не приведут, а главное – малыш просто подумает, что его считают плохим. На этом все. Причинно-следственные связи пока еще недоступны для его понимания. Ищите другие методы. Хотя у ребенка уже есть осознание того, что такое больно. Он научится понимать, что именно сделал плохо и при правильной реакции родителей исправится и сделает правильный вывод.

Распорядок дня

Дети до одного года могут нарушать примерный режим дня. Это зависит от многих факторов: прорезывание зубов, колики, особенности грудного вскармливания (засыпание возле груди, ночные перекусы), общие недомогания в связи с появлением первых прикормов.

После года режим уже более или менее стабилизируется. Все больше малыш бодрствует, многое понимает, употребляет с удовольствием много взрослых продуктов, обладает многими навыками и умениями, привыкает и умеет проситься на горшок, любит играть и общаться. Это уже осознающий и коммуникабельный человек. Поэтому режим дня соблюдать легче, да и объяснить уже все можно. Главное, стараться, проявлять терпение, и все делать с любовью, а еще помнить, что основное – питание, сон и развитие. Большинство повседневных дел с ребенком можно и нужно выполнять в игровой форме.

Режим дня

Действие Часы
Пробуждение, гигиенические процедуры, одевание, гимнастика или массаж (общение с мамой) 6.30 – 7.00
Завтрак 7.30 – 8.00
Прогулка (желательно на свежем воздухе), игры со сверстниками, общение 8.00 – 9.30
Сон 9.30 – 11.30
Обед, обычное меню: введение новых блюд 11.30 – 12.00
Прогулка на свежем воздухе, активные и развивающие игры, общение со сверстниками и близкими 12.00 – 14.30
Сон 14.30 – 15.30
Полдник, легкий прием пищи 15.30 – 16.00
Прогулка, чтение книг, спокойные игры 16.30 – 19.00
Ужин, купание, гигиенические процедуры, общение с мамой, колыбельная, подготовка ко сну 19.00 – 19.30
Сон 19.30 – 6.30

Таблица является примерной. Все дети разные, но придерживаться основных этапов желательно по часам. Так малыш начнет понимать и знать, когда спать, когда играть, кушать и гулять. Да и взрослому будет легче планировать день. Ведь еще есть хозяйственные дела, да и так как малыш более активный и оставить и на минуту нельзя, все время придется планировать.

Режим питания

Зубов в этом возрасте у малыша всего 8, но все равно необходимо давать твердую пищу, только следует ее хорошо измельчать. Только творожки и пюре – этого будет маловато.

  1. В этот период нужно разнообразить меню малыша молочными продуктами. Кефир, йогурт, сметана должны войти в ежедневный рацион. Чтобы не внести различные консерванты или жиры, которые могут принести вред, стоит брать молочные продукты в детской молочной кухне.
  2. Ребенку очень нужны различные витамины и минералы, поэтому овощи и фрукты необходимо давать ребенку каждый день. С удовольствием малыш будет грызть кусочек морковки или яблочка. Также уместными будут овощные рагу и супы, тушеные овощи.
  3. Овощи для салатов можно потушить и дополнить блюдо кусочком отварного яичка. Картофель, морковь, кабачок и свекла полюбятся малышу.
  4. Обязательным является добавление в рацион нежирных сортов мяса: молодой телятины, говядины и молодой курочки. Уместными будут паровые котлетки, паштеты и запеканки. Лучше давать ребенку мясные блюда в обед, потому что на ужин это может быть слишком тяжелой пищей перед сном.
  5. В небольшом количестве добавляется в меню и рыба. Рекомендуются следующие сорта: нежирная треска, минтай. Можно добавлять немного проваренных овощей.
  6. Полезными будут каши из различных злаковых. Гречка, рис, манка, овсянка, ячка и перловка могут быть сварены на воде или на молоке. Можно добавить несколько грамм сливочного масла. Каша обычно подается на завтрак.
  7. На полдник рекомендуется делать салаты из фруктов. Основными являются бананы, яблоки и груши. При возможности добавляются и ягодки: малинка, черника, смородина и клюква. Это не только полезно, но и очень вкусно. Можно делать салаты с добавлением йогурта.

Меню для ребенка на 1 день

Завтрак – омлет на пару, каша на молоке, хлеб с маслом (без корочек), чай.

Обед – борщ протертый, суфле из курицы, картофельное пюре, компот.

Полдник – кефир, печенье, яблоко тертое.

Ужин – Гречневая каша, молоко, хлеб.

Некоторые родители считают, что если ребенок многое ест, значит можно давать абсолютно все блюда, которые едят взрослые. Но это не так. Есть продукты, которые еще долго малышу давать категорически нельзя.

Список запрещенных продуктов

  1. Все виды бульона (они слишком концентрированные для детского организма).
  2. Колбасы и сосиски, кроме тех, которые сделаны специально для детей.
  3. Пшенные каши, кроме адаптированных вариантов для малышей.
  4. Творожки, творожная масса, чудо-молоко и десерты промышленного производства.
  5. Морепродукты.
  6. Шоколад в любых видах.
  7. Торты и пирожные с кремом.
  8. Грибы.
  9. Жареная пища (она будет раздражать слизистую желудка ребенка).
  10. Блюда в панировке, с уксусом и специями (кабачковая икра, баклажанная).

Соль в пищу добавлять можно. Но только небольшими порциями. Учитывайте, что некоторые продукты содержат соль в своем составе, так что натрий и хлор, необходимые для человека, поступают в рацион в нужном количестве.

Место для кормления должно быть у ребенка свое. Специальный столик и стульчик, за которым сидит ребенок должны быть приспособлены для роста малыша. Он уже пытается кушать самостоятельно, поэтому проявите терпение, когда в радиусе метра вокруг чада все в картофельном пюре. Когда малыш устает, то аккуратно докормите его с ложечки.

Во время еды следует убирать предметы, которые могут отвлекать малыша, выключать телевизор. Кушать рекомендуется рядом с ребенком. Он будет смотреть на вас и повторять движения. Подвязывайте слюнявчик во время кормления и обязательно хвалите, если малыш сам пытается принимать пищу и пить. Ни в коем случае не ругайте, потому что потом вообще не заставите усесться за тарелку.

Во что можно поиграть с ребенком?

В годовалом возрасте ребенок очень любит подражать взрослым: включать и выключать телевизор с помощью пульта, разговаривать по телефону, помогать маме. Кухонная утварь интересует маленького исследователя вместе с ящичками и коробками. Выдайте ребенку некоторые безопасные предметы, чтобы он тоже чувствовал свое участие.

Обязательно как у мальчика, так и у девочки должен быть пупс с одеждой, которого можно кормить и одевать. Волосы, острые и мелкие предметы необходимо исключить. Так как ребенок все тянет в рот, то игрушки должны быть чистыми и экологически безопасными.

Машинки и мягкие игрушки тоже должны соответствовать возрасту: избегайте мелких деталей, длинной ворсы и всего, что может попасть в рот и дыхательные пути. Очень по нраву будут ребенку различные развивающие моторику и сообразительность пирамидки, кубики, крупные игрушки, требующие складывания и расставления в определенном порядке.

Игрушки с фигурными отверстиями придутся по душе каждому крохе – это интересно и увлекательно. Обязательно хвалите и поощряйте, помогайте, когда что-то не получается.

  • Когда гуляете с малышом на улице, если позволяет погода, разрешите походить босиком по траве, сорвать цветочек. Объясняйте, что такое птицы, растения, дайте потрогать песок и камушек. Сейчас исследования и осваивание окружающего мира будут уже более осознанными.
  • Изучайте размеры. Для этого можно насобирать коробочки разного размера и показывать, как одна складывается в другую. Сначала сделайте это сами, а потом предложите ребенку. Пусть не с первого раза, но он научится понимать, где большой размер, а где поменьше.
  • Игры с обычными прищепками для сушки белья любят малыши в год и месяц. Надевание прищепок на край банки и последующее снимание вызывает не только бурю эмоций, но и развивает мелкую моторику.
  • Учите вместе с вашим сыном или дочкой части тела. Для этого показывайте, где рука или глаз, нога, а потом просите сделать тоже самое малыша.
  • Учите играть с другими детьми. Показывайте, как можно попросить игрушку и как ее потом необходимо вернуть. Говорите в вежливой и спокойной форме. Даже если ребенок сначала не захочет делиться, то через время опять повторите просьбу. Через некоторое время на детской площадке он обязательно вспомнит об этом упражнении и начнет демонстрировать это детям.
  • Начните учить цвета. Для этого следует разложить на полу листы цветной бумаги и поставить на них подобранные игрушки такого же цвета. Озвучивайте название цвета и игрушки. Потом можно просто поиграть, а затем вернуться к изучению.

Учите ребенка заботиться о других. Кормите кукол, папу, бабушку. Принесите вместе дедушке газету и попросите подать себе книгу. Малыш с удовольствием будет выполнять просьбы. А если будете хвалить, то чувство своей значимости и нужности сделает ребенка самым счастливым.

Сколько должен весить ребенок в 1 год

Родители уже в первые месяцы жизни ребенка начинают взвешивать его, измерять рост и окружность головы, чтобы удостовериться в том, что малыш растет и развивается нормально. Они задаются вопросом, сколько же должен весить годовалый карапуз? Бытует мнение, что ближе к году жизни он должен прибавить в весе приблизительно в три раза. Но все дети по-разному растут и развиваются. Бывают случаи, когда карапуз в детстве был пухленьким, упитанным, а ближе к юности становится худеньким и хрупким. И, наоборот, в детстве малыш плохо ел, выглядел худеньким и слабым, а повзрослев, становится в меру или не в меру упитанным. Вспомните, имели ли место такие случаи в вашей жизни? Конечно, да!

Иногда ребенок в процессе взросления меняется кардинально. А что говорить о грудничках, они растут, как на дрожжах! Каждая мама беспокоится о том, правильно ли растет и развивается ее чадо? В норме ли его вес? Особенно волнение за него усиливается, когда кто-нибудь из знакомых скажет, что малыш маленький и не выглядит на свой возраст. Вот тогда мамы начинают «бить в колокола» и искать информацию о том, сколько же должен весить ребенок в своем возрасте. Попробуем и мы разобраться в этом вопросе.

Оптимальный вес и рост годовалого ребенка

Существуют международные нормы веса и роста детишек, разработанные Всемирной организацией здравоохранения в 2006 году. Согласно этим нормам годовалая девочка должна весить в среднем 8,9 кг. Средний вес мальчика — 9,6 кг. Низкий показатель для девочки — 7 кг. Высокий — 11,5 кг. Для мальчика самый низкий показатель — 7, 7 кг. Самый высокий — 12 кг.

До шести месяцев малыш должен каждый месяц набрать приблизительно по 500 г. Его вес до полугода должен увеличиться в два раза. До года — в три раза. После года жизни карапуз набирает в весе приблизительно по 200-250 г в месяц.

Ниже приведена таблица, где указана нижняя и верхняя граница роста и веса девочек и мальчиков, которым исполнился год.

1 год

Нижний показатель

Верхний показатель

Вес мальчика

7,7 кг

12,0 кг

Вес девочки

7,0 кг

11,5 кг

Рост мальчика

71,0 см

80,5 см

Рост девочки

68,9 см

79,2 см

Окружность головы мальчика

43,5 см

48,6 см

Окружность головы девочки

42,2 см

47,6 см

Отклонения в весе ребенка на 6-7 % считаются нормой. Примерно у 9% детишек показатели роста и веса будут отличаться от тех, что описаны в таблице. Но не стоит паниковать. Если ваша кроха полноценно развивается, здорова психологически и физически, то месту панике не должно быть. Не могут все дети быть одинаковыми. Даже годовалый малыш — уже личность, и у каждого из них индивидуальная генетическая предрасположенность. Не стоит об этом забывать. Если мама и папа миниатюрные, то не может детеныш расти великаном и, наоборот: у крупных и высоких родителей зачастую и дети крупные. Но случается по-разному, природа очень загадочна в этом плане.

Контроль над весом карапуза

Следует напомнить, что даже при нормальном развитии крохи никто не отменял контроль над его весом. Любые кардинальные отклонения в одну или другую сторону должны служить сигналом о какой-то проблеме со здоровьем карапуза. Если он растет и развивается нормально, но перестал кушать и резко убавил в весе, то это первый сигнал о каких-либо нарушениях в организме. Следует сразу обратиться к педиатру или эндокринологу. После обследования и сдачи анализов вы будете знать конкретную причину потери веса крохи.

Постоянный контроль веса поможет вам сделать оценку оптимального питания карапуза. Возможно, нужно будет перестроиться на другой режим питания, заменить молочную смесь или привести в норму потребление ребенком прикорма.

Старайтесь не допускать, чтобы ребенок переедал. Малыш считается толстым, если его вес превышает норму на 15 %. Основной причиной ожирения считается переедание. Следует помнить, что чрезмерное употребление сладостей тоже приводит к ожирению. Некоторые мамы поят детишек очень сладкими напитками или соками. Это лишние углеводы, которые могут принести вред организму. Допаивать детишек в таком возрасте нужно, но только чистой водой.

Напоследок хочется пожелать здоровья вам и карапузу. Следите за питанием, контролируйте вес малыша — и все у вас будет хорошо!

Основные навыки годовалого ребенка

Двигательные навыки

  • Малыш умеет твердо и уверенно стоять, ему не требуется поддержка.
  • Начинает самостоятельно ходить или с небольшой подстраховкой взрослого.
  • Самостоятельно ползает по ровной поверхности и по лестнице.
  • Ему нравится ходить по ступенькам вверх и вниз.
  • С легкостью влезает на кровать, кресло или диван и слезает с них, перешагивает небольшие препятствия.
  • Самостоятельно встает на ноги из любого положения, может наклониться, присесть на корточки, лечь.

Познавательные навыки

  • Увлекается процессом игры. В качестве игрушек очень нравятся различные коробочки и баночки с крышками, которые можно открывать и закрывать, насыпать туда различные мелкие предметы.
  • Большой интерес вызывает собирание пирамидки и постройка сооружений из кубиков, а также игра с различными бытовыми предметами (кастрюля, ложки, кружка, обувь, одежда).
  • Неподдельный восторг выражает во время игры с машинками или любыми игрушками на колесах, в процессе игры с мячами или воздушным шариком.
  • Подражает взрослым во всем: кормит игрушку и разговаривает с ней, одевает куклу, может вытирать пыль и даже пытается мести веником. Как взрослые, пытается сам причесываться, красить губы (как мама), дует на горячий чай или суп.
  • Открывает все дверцы и выдвигает все ящики, достает все из серванта или комода, дергает за все ручки и нажимает на кнопки.
  • Играет с детками в песочнице или на детской площадке, дублирует их действия, общается.

Социальные и эмоциональные навыки

  • Активно проявляет эмоции и чувства к близким и родным людям: может крепко обнять и поцеловать. То же самое может повторить с мягкими игрушками или домашними животными.
  • С интересом, а иногда с опаской и даже испугом реагирует на незнакомых людей и новые игрушки. На приход постороннего человека может отреагировать криком или плачем.
  • На расстоянии узнает родные лица и искренне им радуется.
  • Подолгу рассматривает фотографии с изображением родителей, бабушек, дедушек и других людей, которых он знает. Может сопровождать просмотр своими комментариями, показывает пальчиком на лица.
  • Строит гримасы: кривляется, показывает язык, корчит рожицы. Может повторять за взрослыми, как они кашляют и чихают, дразнится.
  • Негативно реагирует на повышенный тон разговора взрослых, на запреты и нравоучения. Свое несогласие выражает плачем.
  • Любит смотреть книжки с яркими картинками, может показывать по просьбе родителей знакомые предметы.
  • Активные положительные эмоции проявляются под музыку: начинает вертеться, прыгать, пытается танцевать и петь.
  • Понимает предназначение бытовых предметов и пытается ними пользоваться. Например, пылесосить, разговаривать по телефону, включать пультом телевизор, стучать молотком.
  • Откажется кушать не понравившуюся ему пищу. Заставить трудно, почти невозможно, будет активно, иногда с криком, возражать и протестовать.
  • Часто очень переживает из-за отсутствия мамы или папы, очень скучает и ждет, прислушивается к звукам (например, стук входной двери).

Речевые навыки

  • Словарный запас годовалого ребенка включает до десяти – пятнадцати слов (например, мама, папа, дай, нет, иди, так). Пытается своими словами объяснить свои желания и потребности.
  • Должен понимать просьбы и уметь показать голосом или движениями то, о чем просят. Например, «Как лает собачка?», «Как позвать кошечку?», «Как тетя танцует?» и т.п.
  • Умеет найти нужную игрушку или предмет, который попросили подать. Показывает пальчиком на предмет, когда спросишь «Где он?» (мишка, машинка, телефон, мячик).
  • Понимает слова – нет, нельзя, дай, встань, сядь, ложись, положи, закрой, пока и другие.
  • Пытается повторять звуки, слова, словосочетания и передавать услышанную интонацию. Дублирует все услышанное по телевизору или на улице во время прогулки. Откликается на свое имя.
  • Активно включается в процесс игры, которую сопровождает необходимыми движениями. Может показать «Ладушки», играет в прятки, катает машину и произносит соответствующее «жужжание мотора».

Бытовые навыки

  • Может самостоятельно пить из чашки, сам держит бутылочку, пытается держать ложку и без помощи взрослых кушать (чаще это делают руками).
  • Умеет откусывать и пережевывать твердую пищу (овощи, фрукты, сухарики, печенье).
  • Сам моет под краном руки, умывается и вытирается полотенцем, пытается чистить зубы.
  • Пытаются сами одеваться, хотя не очень получается. Например, надеть штанишки и кофточку очень трудно, а вот головной убор или обувь у некоторых выходит надеть. Весь процесс сопровождается настойчивым пыхтением или недовольным криком.
  • Некоторые дети просятся на горшок. Другие, если не используется подгузник, сообщают мимикой и жестами о мокрых колготках.

Все эти данные – среднестатистические и не нужно на них равняться. Развитие каждого малыша зависит от многих элементов – условия жизни, генетика, социум. Только для любящих родителей — их ребенок самый лучший.

>Речь ребенка в один год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *