Склонение по падежам

Как правильно писать «Марии» или «Марие»?

В фор­ме датель­но­го, роди­тель­но­го и пред­лож­но­го паде­жа имя соб­ствен­ное Мария име­ет окон­ча­ние -и — Марии.

Чтобы понять, как сле­ду­ет пра­виль­но писать «Марии» или «Марие», с бук­вой «и» или «е» в датель­ном паде­же, опре­де­лим осо­бен­но­сти скло­не­ния это­го име­ни соб­ствен­но­го.

Популярное жен­ское имя Мария извест­но людям издав­на. У мно­гих наро­дов оно ста­ло осо­бен­но попу­ляр­ным, бла­го­да­ря самой чита­е­мой кни­ге в мире — Библии. В пере­во­де с древ­не­ев­рей­ско­го язы­ка это имя бук­валь­но зна­чит «гос­по­жа».

Иногда в напи­са­нии поздрав­ле­ний к юби­лею, дню рож­де­ния, в пере­да­ва­е­мых дру­же­ских сооб­ще­ни­ях может воз­ник­нуть затруд­не­ние в напи­са­нии форм это­го име­ни, так как удар­ным явля­ет­ся глас­ный кор­ня, из-за чего падеж­ные окон­ча­ния без уда­ре­ния ока­за­лись в сла­бой пози­ции и слы­шат­ся неяс­но:

шлём поздрав­ле­ние кому? Мари́и или Мари́е.

Чтобы избе­жать ошиб­ки в напи­са­нии фор­мы датель­но­го паде­жа име­ни Мария, про­сле­дим, как пра­виль­но скло­ня­ет­ся это имя соб­ствен­ное.

Склонение имени Мария

Имя соб­ствен­ное суще­стви­тель­ное Мария име­ет жен­ский род и окан­чи­ва­ет­ся на -я:

Мари́я — корень/окончание

Следовательно, вполне обос­но­ван­но отне­сем это сло­во к суще­стви­тель­ным пер­во­го скло­не­ния. Но в напи­са­нии без­удар­ных падеж­ных окон­ча­ний это­го суще­стви­тель­но­го мож­но лег­ко совер­шить орфо­гра­фи­че­скую ошиб­ку, если не учесть того обсто­я­тель­ства, что оно закан­чи­ва­ет­ся на -ия, как и подоб­ные сло­ва пер­во­го скло­не­ния:

  • линия
  • про­порция
  • стадия.

Такие суще­стви­тель­ные име­ют иные окон­ча­ния в отли­чие от типич­но­го скло­не­ния слов «сте­на», «зем­ля», «тихо­ня».

Сравним, как скло­ня­ет­ся суще­стви­тель­ное пер­во­го скло­не­ния «зем­ля», име­ю­щее удар­ные падеж­ные окон­ча­ния, и инте­ре­су­ю­щее нас жен­ское имя:

  • и.п. Мари́я, зем­ля́;
  • р.п. нет Мари́и, зем­ли́;
  • д.п. дам Мари́и, зем­ле́;
  • в.п. вижу Марию, зем­лю;
  • т.п. любу­юсь Марией, зем­лёй;
  • п.п. думаю о Мари́и, о зем­ле́.

Выберем букву «и» в слове «Марии»

Изменив по паде­жам это имя, убе­ди­лись, что в фор­мах датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­ное Мария, как, впро­чем, и все сло­ва на -ия, име­ет окон­ча­ние -и.

Слово «Марии» пра­виль­но пишет­ся с бук­вой «и» в без­удар­ном окон­ча­нии роди­тель­но­го, датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жа.

Понаблюдаем:

  • позво­ню кому? Мари́и;
  • поздрав­ле­ние кого? Мари́и;
  • сооб­щим о ком? о Мари́и

Аналогично выбе­рем пра­виль­ное напи­са­ние падеж­ных форм имен соб­ствен­ных:

  • идем к кому? к Валерии или Валерие;
  • день рож­де­ния кого? Наталии;
  • узна­ем о ком? о Викторие или Виктории.

Примеры

В день юби­лея доро­гой Мари́и этот пода­рок на память.

Поедем к сест­ре Мари́и, что­бы поздра­вить её с днем рож­де­ния.

Мы узна­ли от Мари́и, что её сын женил­ся в про­шлом году.

Значение имени

Елена — дочь Зевса и Леды, сестра Кастора и Полидевка, девицею похищена была Тезеем и увезена в Афидну, но освобождена своими братьями. Тиндарей выдал ее за Менелая, царя спартанского. В отсутствие его она похищается Парисом, сыном Приама, и увозится в Трою, что послужило поводом к троянской войне.Избранная или свет.
Солнечная, факел.Из книги П. Флоренского «Имена».
Одна из этимологии имени Елена приводит его к исходному слову селена, т. е. луна. Сейчас не важно углубляться в лингвистическую проверку этого объяснения, впрочем наиболее вероятного. Каков бы ни был корень имени Елена, несомненно участие, первичное или вторичное, в этом имени слова селена, как несомненен и лунный характер родоначальницы всех Елен — дочери Леды. Историческое ли лицо, или мифический образ, но Елена Троянская представляется «повитой ладаном лунным»: она — аспект луны, но не темной ее стороны, обиталища Манов и владычествуемой Гекатой, а светлого полушария. Оно тоже наводит чары, но более вкрадчивые и не направленные непосредственно ко злу. Такова та Елена, Луна в наибольшей пышности своего магического света, подчиняющая себе всю природу и растворяющая своим фосфоресцирующим туманом все очертания и все формы. Это недоброе обаяние, завлекающее не зная отпора себе и размывающее внутреннюю четкость, после того как очарованные утратили волю и самоопределение. Елены идут по пути той, первообразной, но конечно с соответственным понижением и плана и силы.Имя Елена знаменует женскую природу, но не в телесном моменте брака и рождения, как и не в духовном моменте вечной женственности: Елена — вечная женскость. Ее наиболее определяет душевный момент женской организации, душевные свойства женщины, те самые, что в обычном понимании составляют суть женского характера. Отсутствие в поведении и мыслях твердого начала норм, преобладание эмоций, не протекающих в строго определенном русле, разрозненность и прихотливость душевной жизни — вот эти черты. Это не значит, что Елена не обладает умом, как нельзя того же сказать и вообще о душевном складе типической женщины. Но ум несет тут явно подчиненную службу и всякий раз получает особые приказы от неожиданно выплывшего душевного побуждения. Поэтому Елене не свойственна теоретическая деятельность ума, как не свойственно и незаинтересованное размышление. Но она способна достигать поставленные цели и проявить тут большую умственную изворотливость и настойчивость. Это качество Елены, при духовной невоспитанности, легко переходит в хитрость.Елена похожа отчасти на Ольгу и отчасти на Софию, сказать точнее — находится как раз между ними. Ольга сильнее и грубее ее, София — отвлеченнее и властнее. Ольга отличается от Елены преобладанием темной, первобытийственной воли, София — ясностью разумно-поставленных целей; в Елене же наиболее развита способность эмоционального отклика и воздействия на чувства окружающих. В этом смысле с нею легче иметь дело, чем со стихийно напирающей Ольгою или властно нормирующей Софией; Елена увлечет в свою сторону так, что этого и не заметишь, да и сама пожалуй не очень дает себе отчет в происшедшем. Ольга толкает ворожбой, София заставляет доказательством, а Елена заманивает, убеждая чарами. Поэтому с Еленой наиболее теряют свободу и самое чувство и потребность ее, но не замечают своей потери. И сама Елена не имеет свободы, изменчивая как вода, с чувствами сменяющимися в ней волнами прибоя, по ей самой неведомому ритму. Эти волны душевной жизни приходят издалека, из обширного мира души, но, в противоположность Ольге, которая живет неритмически, то безмятежно, то неожиданно выбрасывающимися из пучины водяными массами, — в противоположность ей, Елена более закономерна и более поверхностна: ее волнения возбуждаются скорее внешними, нежели глубинными, причинами и приходят к границе соприкосновения ее с другими людьми более спокойно и плавно, чем в Ольге. Самые большие волны проходят по ней, текучей и влажной, безвредно и бесследно для нее, маслянисто скользя по всей поверхности; их разрушительная сила сказывается лишь на границе этого моря, волны становятся губительны только, когда находят на нечто твердое. Так чувства Елены, самые сильные, не разрушают ее; они однако вырастают в грозные валы, когда им противостоит некоторый духовный устой. Если он выдержит, то волна уйдет обратно, усмиренная и обезвреженная; если же нет, то будет затопчен и сокрушен.Эта изменчивость, постоянство в непостоянстве, неожиданности, всплески большой силы, сменяющиеся временами отливом, устанавливают формальное подобие Елены — Константину. Как и последний, Елена тонко чувствует происходящее, как и он — способна к неожиданным капризам и прихотям. Но, при формальном подобии, в существе дела она глубоко отлична от Константина: ведь от нее ее имя требует свойств и без того родных женскому характеру, тогда как Константину приходится получать духовную форму вопреки мужской его основе. Отсюда понятна удачливость Елены, дышащей полною грудью в собственной своей стихии и получающей в своем имени какое-то разрешение на вечную женскость и право забыть обо всем прочем; тогда как незадачливость Константина и хилость его организма заложены в исходном противоречии его формы и его основы, вследствие чего он всегда находится под запретом быть самим собою, как мужчина, и однако, при невозможности отдаться без оглядки женским свойствам своего имени. Всегда неудовлетворенный и с внутренним разладом в душе, упадочник по наличной своей организации, он составляет контраст пышной в своей душевной жизни, счастливо развертывающейся, и потому удовлетворенной, Елене. Константин представляется тенью Елены, неудавшейся попыткой мужчины взять на себя лунный характер.Как и другие имена, Елена в различных духовных климатах получает различные оттенки и аспекты, выражающиеся соответственно в тех или других изменениях самого звука и звуковой формы имени. В русской среде это имя, как и большинство имен, несколько расплывается, утрачивая отчетливость тонких линий, и несколько простеет. Точнее сказать, кинетика имени становится труднее уловимой и внутренние движения душевной жизни расплываются и становятся труднее высказываемыми в слове и менее стремительными, но зато с большим весом.Уже при переходе от Селены к форме ?????, Helena, утрата начальной свистящей указывает на нисхождение имени от высшего плана тончайших энергий к более низкому, от онтологии к душевности. По Каббале, свистящее с есть наименьшее возможное звучание, minimum anolibile, которым духовная идея входит в мир словесных воплощений. Этот тончайший шорох, легчайший шелест, дуновение воздушной струи, звуковое нечто, которое мало чем отличается от ничто. И символ Софии, духовной мудрости — змия, свидетельствует о себе именно этим тончайшим из звуков. Так и духовная энергия женской природы осуществляется, входя в мир действием тончайшим, которое почти не отличается еще от чисто духовного привлечения к себе светом всепобеждающей красоты. Это и есть начальное и существеннейшее в разбираемом имени с. Духовная норма и путеводная звезда имени Елена есть Селена; но Селена слишком далека от земных условий и слишком трудна. Женщина, хотя бы и очень значительная, избежит этой трудности и откидывает в своем имени это с, хотя оно все-таки продолжает подразумеваться в имени и в какие-то редчайшие времена жизни иногда присоединяется к имени, как неизвестно откуда прозвучавшая эолова арфа.Но обычно это с утрачивается. Лингвистика показывает, как оно огрубело в густое придыхание имени Helena. Умное и умопостигаемое вхождение в мир отяжелело здесь в эмоциональное психологическое. Начальное придыхание теперь уже стало вздохом, человеческим чувством взамен божественной красоты, и тем самым звуковой вес имени переходит во вторую часть имени, равно как и внутренние свойства приурочиваются тоже к этой последней. Helena уже не светит, но окутана пышным покрывалом женского чувства, которое струится вокруг нее и колышется живою волною, несколько напоминая прежнее сияние чистой красоты.Но так было в древности. Однако разрушение действующего начала имени идет своим путем. Густое придыхание переходит в легкое, а последнее перестает произноситься. Наше церковное Елена, с йотированным E в начале, произносимое как Йэлена, еще хранит в начальной Й или j тончайший отзвук былого вздоха и указывает на область, откуда низошло к нам это имя. Иностранное, внецерковное произношение Элена отнимает от имени и этот отблеск былого, но вместе оставляет в имени натиск и притязание на тонкость, которой оно уже не имеет. Элена — это резкое и крикливо-женское имя, не нашедшее себе еще новой формы равновесия и не вошедшее в быт. Это характерно-светское имя, имя салона, не имеющее себе оправдания в духовном прошлом и не питающееся настоящим от быта, недуховное и ненародное имя. Новая форма равновесия имени найдена в уменьшительном Лена, неизмеримо простом и простеньком сравнительно со своим исходным типом, но зато подобревшим и усмиренным. Тут уже не содержится великолепной и даже премудростной хитрости, которая непосредственно, без рассудочных оглядок и намерений, естественно заткана в душевное сплетение Елены; нет тут и сознательной хитрости, способной переходить в интригу, Элены. Лена скорее проста, но не совсем без себе на уме, и хитрости ее тоже простые и очень так сказать близкие. В ней уже почти не осталось той божественной деятельной бездеятельности, которая всех побуждает самым своим существованием, не делая однако ни одного побуждающего усилия, которая всех привлекает, никого не принуждая. Мало уже в Лене и той эмоциональной атмосферы, которая охватывает и волнует окружающих, мягко проникая в их душу и уподобляя их себе. Лене приходится более действовать из себя, быть в толпе. Ее женские свойства уже не имеют значительной действенности вне ее самое и не далеко простираются за пределы собственной ее организации. Поэтому Лена уже не столько охватывает собою других, как сама легко и охотно откликается на волнения другой души. Однако и тут можно провидеть в ее отзывчивости нечто первоначальное: входя душевно во внутреннюю жизнь другого, она обратно отдает потом с избытком то, что восприняла, и углубляет и расширяет собственное его внутреннее движение. Лена не просто поможет другому, но послужит ему как бы резонансовым ящиком, вследствие чего то, может быть небольшое, на что откликнулась она, станет значительнее и полнее. Отзывчивость Лены имеет в себе женскую способность рождать, хотя в данном случае это и не есть рождение телесное. Но тем не менее ее доброта не имеет ничего общего с моральностью, а относится именно к области рождения, потому что чрез нее входят в мир и воплощаются стремления и движения, которые погибли бы бесследно, часто даже несознанные теми, в ком они происходят.Имя богини, Селена, не сопоставляется с возрастом и — вне вопроса о той или другой психологии возраста; оно блещет вечной неувядающей красотой, в которой сочетаются все возрасты; в духовной организации Селены мыслятся собранными лучшие свойства от младенца до престарелой старости. Елена, как имя народа древнего, заставляет думать о достигнутой умудренности, хотя и сочетается с образом полноты и расцвета телесных сил. Напротив, в Лене есть какая-то недозрелость, скорее подросток, чем взрослая, в некотором роде — неизменно подросток, до самой кончины. Может быть тут много значит и возникновение имени Лена в народе молодом и недозрелом. Но во всяком случае в Лене есть много нерастраченных сил, потому — свежесть и весна, хотя и не ранняя. Наконец и Элена (и Эля) — тоже лишены возраста, в юности иссушены интересами гораздо более старшего возраста, а к старости — не понимающая своего постарения и продолжающая ощущать себя почти тою же, что и в давние годы своего вступления в жизнь.Наряду с Леной можно слышать еще уменьшительное Эля. Как Лена есть упрощение, но на широкой исторической дороге народов, так и Эля есть упрощение, тоже по-своему последовательное, но на узкой тропинке отщепенства от народного сознания, а потому естественно, что такое сокращение берет в себя коренные недостатки этого пути, хотя и упрощает более сложный организм имени Элена.Попробуем теперь слегка проверить сказанное символикой звуков Каббалы. Имя Helena может быть тогда разложено на два звуковых «корня»: HEL ??, и NA, ??. Вот, что находим о первом корне у Фабра д’Оливэ: «HEL. Состоя из знака элементарного существования, присоединенного к корню ??, символу направленной вовне силы и движения, стремящегося вверх, этот корень (HEL) производит множество понятий, точный смысл которых очень трудно установить строго. (Это свойство и есть женская переливчатость, определенный в своей неопределенности и трудно уловимый в точном слове — Елены. П. Ф.) Это, в общем, — стремление вверх (effort superieur), которое причиняет растяжение, удлинение, расслабление; это неведомая сила, которая разрывает связи тел, вытягивая их, разбивая, обращая в лоскутья, или еще растворяя (развращая) и расслабляя их чрезмерностью». Поэтому, слово HEL ??: «всякое понятие распространения, усилия, произведенного над вещью, чтобы растянуть ее, развернуть, вытянуть, привести ее к известной точке, к некоторой цели; подергивание, боль; непрекращающееся движение; надежда, ожидание» и т. д.Корень «??, NA. Всякое понятие молодости и новизны; всякое понятие свежести, грации, красоты; всякое понятие, которое составляет себе относительно нового порождения, относительно молодого и грациозного существа». Арабское слово того же корня означает «новое, новорожденное, грациозное, свежее, приятное, но также слабое, немощное, непостоянное». И т. д., в целом ряде дальнейших осложнений того же «корня».Таким образом, основные черты имени Елена действительно подтверждаются буквенным анализом, согласно методам Каббалы. Если теперь обратиться к уменьшительному Лена, то ясно, каков смысл усиления в нем второго слога. С другой стороны, и первый слог LE совпадает тогда с подчеркнутым значением этого второго, утрачивая окраску силы вышней и таинственной, и приобретая облик более земной. «LE, ??. Всякое движение, направленное к элементарному существованию и делающее усилие, чтобы осуществиться и объявиться. Природная сила; прирожденное движение роста; влажный корень: все, что зеленеет, свежо, влажно, бодро; все, чем блистает юность, красота, свежесть; все, что гладко и приятно на осязание, и т. п.»Заметки из книги П. Флоренского «Имена».
Елены. Сплетницы. Чаровницы.»Светлая», «Сияющая» (греч.)
С раннего детства любит сказки, немного замкнута в своем внутреннем мире, всегда немного в стороне от детского коллектива. Доверчива, но, встретившись с обманом, особенно зиждющимся на использовании ее доверчивости, постарается непременно наказать обманувшего ее человека, проявив при этом незаурядную изобретательность.Елена добра, но доброта ее в детстве редко бывает деятельной. Так, она может принести в дом грязного уличного котенка, напоить его молоком, поплакать над его горькой судьбой, но не проявит твердости, когда родители выдворят «новосела» на ночную улицу в тот же вечер.Увлекается всем понемногу. И вязать пытается, и шить, и вышивать — ее привлекает все красивое. Уроки учит время от времени. В школе успевает неплохо, по некоторым предметам даже отлично, благодаря главным образом хорошей памяти и понравившемуся учителю.Елена чаще похожа на отца. Во всяком случае, характер его она наследует в точности. Елены эмоциональны, категоричны. Эмоции в жизни Елены вообще играют большую роль.В юности производит впечатление замкнутой и застенчивой, но при близком знакомстве становится ясно, что она — жизнерадостный человек, большая фантазерка и оптимистка. Более всего Елены преуспевают в сферах, требующих общения.Любовь как чувство у Елены вторична, она появляется как следствие сострадания. Елена скорее всего не выйдет замуж за богатого и красивого, благополучного во всех отношениях человека, а предпочтет ему человека, которого пожалеет.Не щадя себя в своей жертвенной любви, Елена ожидает такого же отношениями к себе. Она болезненно относится ко всему, что отнимает у нее мужа, — к его друзьям, увлечениям и привязанностям.Погруженная в мир своих душевных переживаний, она равнодушна к несовершенству быта, легко обходится малым, непривередлива. Дома у Елены обычно царит мир и покой. Она домоседка, заботливая мать. Хорошей хозяйкой бывает только по настроению. В остальное время относится к кухне как к скучному, но необходимому элементу бытия.Именины:
Мая 21, 26(июня 3, 8), июля 11(24), октября 30(ноября 12)
28 (15) января — мученица Елена.
З июня (21 мая) — равноапостольная царица Елена.
8 июня (26 мая) — мученица Елена.
24 (11) июля — равноапостольная Ольга, великая княгиня Российская, во святом крещении Елена.
12 ноября (30 октября) — праведная Елена (Серб.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *