Можно ли читать

Какие существуют молитвы и особенности их прочтения

В православии есть такой термин – молитвенное правило. Так называются совокупности молитвенных текстов, предназначенных для утренних и вечерних чтений. Эти обязательные молитвы можно найти в каждом молитвослове. Среди них «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Царю небесный», «Символ веры» и другие. Молитвенное правило было сформировано еще несколько столетий назад, и с тех пор стало ориентиром для православных верующих.

Молитвенное правило подразделяется на полное, то есть общее для всех, и краткое, индивидуальное (оно обсуждается с духовником и назначается с его благословения, в случаях, например, болезни, дефицита сил, высокой загруженности на работе и т.д.). Есть еще разновидность краткого молитвенного правила от святого Серафима Саровского. Согласно нему, если верующий находится в крайне слабом состоянии или сильно ограничен во времени, то можно прочесть лишь следующие молитвы: трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево, радуйся» и единожды «Символ веры».

Молитва «Отче наш»

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

Молитва «Богородице, дево, радуйся»

Богородице Дево, ра­дуй­cя, Благодатная Ма­рие, Господь с Тобою: благословенна Ты в же­нах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Молитва «Символ веры»

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

И воскресшаго в третий день по Писанием.

И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых.

И жизни будущаго века. Аминь.

Как читать утренние и вечерние молитвы

Утромполагается молиться сразу после пробуждения, до трапезы и начала трудового дня, а вечером можно выбрать любое время, главное, чтобы все работы в текущем дне были окончены.

Молитва должна совершаться в уединенном месте, перед иконой, с зажженной лампадой или свечой. Сначала нужно перекреститься и совершить несколько поклонов. Затем настроиться, сосредоточиться и начать читать молитвы по тому порядку, который указан в молитвослове. Читать можно как вслух, так и про себя. Молитвы о близких, обращения к Господу, сказанные своими словами — все это тоже обязательная часть молитвословия.

Важно поблагодарить Господа и испросить Его благословения перед предстоящими жизненными испытаниями.

Очень важно понимать значение каждого слова, которое произносится в молитвах. Для этой цели существуют переводы молитв с церковнославянского на русский в толковых молитвословах, их стоит изучить, чтобы чтение было осознанным.

Важно молиться с чистым сердцем, в котором нет горечи, зла, обиды, раздражения. Если верующий ощущает эти эмоции, от них необходимо избавиться. Одним из способов будет помолиться о здравии того, кто обидел. Это очистит душу, усмирит пыл и настроит на благодатный лад.

Как правило, при определенной практике, чтение утренних и вечерних молитв занимает в среднем по 20 минут. Но в настоящее время миряне столкнулись с проблемой. В нашем современном мире, когда темп жизни настолько высокий, что дефицит времени ощущается на каждом шагу, православным верующим, начинающим практиковать ежедневные чтения, бывает трудно найти время для молитв в своем плотном графике. Как правило, с утра люди спешат на работу, а вечером валятся с ног от усталости. И на чтение молитв с вдумчивым, сосредоточенным подходом не остается времени. А молитвы важно читать искренне, с усердием.

Произносить текст скороговоркой, формально – это никому не нужно и даже вредно в беседе с Богом.

В таком случае нужно перестраивать свое дневное расписание, находить другое время для молитв, часть молитв допустимо даже читать на работе или по дороге. Но это все надо обязательно обсуждать со своим духовником или священником, у которого вы регулярно исповедуетесь. Иногда батюшка может разрешить читать не полный объем молитв. Главное в утренних и вечерних молитвах – правильный настрой, сосредоточенность, посыл к Господу от самого сердца.


Молитвенное обращение к святым, чтобы они помогали в земных делах

«Святые угодники Божии, небесные мои покровители!
Прошу о помощи и защите. Помолитесь обо мне, грешном, перед Богом нашим Иисусом Христом, вымолите для меня прощение грехов моих, попросите доли счастливой, жизни благодатной.
Да сбудутся чаяния мои по молитвам вашим. Пусть сохранит мя Гэсподь от искушений, болезней и скорбей.
Пусть дарует мне любовь, научит мудрости и смирению, чтобы достойно шел я земным путем своим и справлялся с земными делами моими, и сподобился Царствия Небесного.
Аминь».


Икона Всех святых. Афон, XVI в.

К сожалению, в последнее время в представлении некоторых людей сонм православных святых стал походить на собрание языческих божков; этот – бог рыболовства, этот – покровитель торговли, этот отвечает за богатство, тот — за желудок…
Иногда это выглядит даже оскорбительно по отношению к святому: он жил не для этого, он жил ради Бога, совершал великие подвиги, претерпел тяжкие страдания , часто и смерть из любви к Богу, а мы умаляем величие его жизни.

Было бы неправильно как бы привязывать святого к каким – то определенным частным нуждам. Без сомнения, ЛЮБОЙ СВЯТОЙ СИЛЕН ПОМОЧЬ НАМ В ЛЮБОЙ НАШЕЙ НУЖДЕ.
И к тому святому, к которому у нас есть особая любовь, особое сердечное расположение, мы можем обратиться за помощью в любом деле, с несомненной верой.

Но, конечно существует и традиция молитвы перед некоторыми иконами Божией Матери и обращения к некоторым святым в определенных обстоятельствах, основанных часто на реальных фактах из житий святых, а также на многовековом молитвенном опыте Церкви.

♦ Например, названия икон Пресвятой Богородицы «Взыскание Погибших», «Споручница грешных», «Целительница», «Избавление от бед страждущих» говорят сами за себя.


«Взыскание погибших»


«Целительница»


«Споручница грешных»


«Избавление от бед страждущих»

♦ О помощи в учении, об успешной сдаче экзаменов, курсовых, дипломов, зачетов нужно молиться иконе Божией Матери «Прибавление ума»


«Прибавление ума»

♦ В унынии, печали и депрессии: иконам Божией Матери «Утоли моя печали»


«Утоли моя печали»

♦ Об избавлении от пьянства, наркомании, пристрастия к азартным играм и игровым автоматам: иконам Божией Матери «Неупиваемая чаша»


«Неупиваемая чаша»

♦ Об избавления от пьянства молятся также святому мученику Вонифатию. Согласно житию, Вонифатий был управляющим имениями у знатной римлянки Аглаи, с которой состоял в любовной связи. Вход на христианское собрание блудникам Аглаиде и Вонифатию был заказан — обвенчаться они не могли, потому что рабу не дано стать патрицием. И выпивал Вонифатий неразведенного водою вина, потому что горе надо было как-то залить.
Пьяница в античности — это тот, кто пьет неразбавленное вино.
Гос­подь по­жа­лел их и дал им воз­мож­ность очи­стить гре­хи сво­ей кро­вью и за­кон­чить греш­ную жизнь по­ка­я­ни­ем.


Святой мученик Вонифатий

♦ Икона Божией матери «Всецарица» прославилась чудесной помощью при тяжелых, неизлечимых болезнях, в частности онкологических.


«Всецарица»

♦ Великомученик Пантелеймон изучал медицину, а когда уверовал во Христа и крестился, исцелял людей уже призыванием имени Христова и молитвой. Поэтому конечно, в болезнях люди обращаются с молитвой к нему.


Святой великомученик Пантелеймон

♦ Безмездными врачами были в земной жизни и преподобный Агапит Киево-Печерский и святые бессребреники Косма и Дамиан.
Также в молитве святым Косьме и Дамиану Асийским есть прошение о помощи детям в учении.


Святой преподобный Агапит Печерский

Бессребреники и чудотворцы Косьма и Дамиан

♦ Об исцелении от болезней обращаются и к преподобномученице великой княгине Елисавете царствующего дома Романовых. Вместе с другими представителями дома Романовых была убита: живой сброшена в шахту Новая Селимская. Когда тела были извлечены из шахты, то было обнаружено, что некоторые жертвы жили и после падения, умирая от голода и ран. При этом рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле великой княгини Елизаветы Фёдоровны, была перевязана частью её апостольника.
В 1992 году Архиерейским собором Русской православной церкви великая княгиня Елизавета и её сестра Варвара причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских.


Великая княгиня Елисавета

♦ В болезни так же читается Особый Канон ко Господу и Божией Матери о болящем.

♦ Семья Царственных Страстотерпцев: император Николай, императрица Александра, царевны Мария, Ольга, Татьяна и Анастасия и царевич Алексей – удивительная и благочестивая семья, которая смогла достойно и мужественно пронести свой «ипатьевский» крест.
Им молятся о семейном благополучии, любви между супругами, о правильном воспитании детей, о сохранении целомудрия и чистоты, о доброй невесте или женихе. Царственную семью просят о молитвенной помощи в болезнях, скорбях, гонениях, заточении.


Семья Царственных Страстотерпцев

♦ В молитве к праведным Марфе и Марии, святым сестрам праведного Лазаря, которых любил Господь Иисус Христос, испрашивается помощь в приобретении тех добродетелей, которые должна иметь христианка, чтобы и ей угодить Христу.


Праведные сёстры Марфа и Мария Вифанские

♦ Желая стяжать смирение, чаще всего молятся преподобному Сергию Радонежскому и святителю Митрофану Воронежскому, которые были чрезвычайно смиренными.


Преподобный Сергий Радонежский

Святитель Митрофан Воронежский

♦ О благословении на вступление в брак молятся святым супругам благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским.


Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония

♦ Перед иконой «Нечаянная радость» часто молятся Пресвятой Богородице о вступлении в брак, а так же во многих других нуждах, например дарование покаяния тем, кто живет в тяжких грехах и не кается.
На этой иконе как раз изображен раскаявшийся грешник, изменивший свою жизнь после чуда от образа Божией матери и получивший от Бога «нечаянную радость» прощения грехов по молитвам Богородицы.


«Нечаянная радость»

♦ Святым женам, угодившим Богу в браке, естественно молиться об умении строить семейную жизнь. Это благоверные княгини Анна Кашинская, Анна Новгородская, Ефросинья Московская ( в миру — Евдокия), Ольга равноапостольная, Иулиания Лазаревская.

Анна
Кашинская
Анна
Новгородская
Ефросинья
Московская
Ольга
равноапостольная
Иулиания
Лазаревская

♦ О сохранении любви молятся апостолу Иоанну Богослову, так много писавшему о чуде любви и Святым супругам мученикам Адриану и Наталии, имевшим друг ко другу не земную привязанность, но высокую Божественную любовь.


Апостол Иоанн Богослов

Святые супруги-мученики Адриан и Наталия

♦ Святым мученикам Гурию, Самоне и Авиву молятся о благополучном браке, о разрешении проблем и примирении мужа и жены, так как самым известным чудом их является избавление от заточения и смерти молодой женщины, которую некий воин обманом взял замуж и мучил ее.


Святые мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив

♦ О даровании детей молятся святым праведным Иоакиму и Анне, которые очень долго не имели детей, пока наконец Господь не утешил их рождением Пресвятой Девы. Этим святым можно помолиться и о том, чтобы ваш брак был по настоящему счастливым, потому что они угодили Богу именно в супружестве.


Святые праведные Иоаким и Анна

♦ О благополучных родах по традиции молятся Пресвятой Богородице перед ее иконами «Помощница в родах» и «Федоровская», ей же молятся и о даровании долгожданного ребенка.


Божья Матерь «Феодоровская»

«Помощница в родах»

♦ Кормящие матери просят помощи у Матери Божией перед образом «Млекопитательница»


«Млекопитательница»

♦ К иконе «Воспитание» обращаются за помощью в воспитании детей.


«Воспитание»

♦ В житиях преподобного Сергия Радонежского и праведного Иоанна Крондштадского описано, как в детстве трудно им давалось учение, они со скорбью молились и Господь чудесно просветил их ум. Поэтому, конечно, матери молятся этим святым о своих учащихся детях.


Преподобный Сергий Радонежский

Святой Праведник Иоанн Крондштадский

♦ О детях есть прошения и в молитвах к святому мученику младенцу Гавриилу Белостокскому и святым семи отрокам Ефесским.
По традиции молятся о детях, об устройстве их дальнейшей судьбы и святителю Митрофану Воронежскому.


Младенец-мученик Гавриил Белостокский

Семь отроков Ефесских

♦ О воспитании детей молятся святым мученицам Вере, Надежде и Любови, которые и сами были маленькими девочками и матери их, святой Софии, сумевшей воспитать троих святых.


Святые мученицы София, Вера, Надежда и Любовь

♦ Естественно молитвенно обратиться за помощью в семейной жизни и в воспитании детей к преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского.


Преподобные Кирилл и Мария

♦ Святым воинам, великомученикам Георгию Победоносцу и Димитрию Солунскому, молятся о помощи тем, кто несет воинскую службу.


Георгий Победоносец

Димитрий Солунский

♦ Существует традиция молиться святой великомученице Варваре об избавлении от внезапной смерти без покаяния и причащения.


Великомученица Варвара

♦ О заключенных в тюрьму молятся обычно святой великомученице Анастасии Узорешительнице и святителю Николаю — архиепископу Мирликийскому.
Святая великомученица посвятила свою жизнь облегчению участи заключенных в темнице христиан: приносила им пищу, питье, одежду, перематывала раны, деньгами покупала для них некоторое послабление строгости заключения.
А после молитвы к святитель Николаю были освобождены три воеводы, несправедливо заключенные в тюрьму.


Великомученица Анастасия Узорешительница

♦ Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийских, самый наверно известный во всем мире святой. На основании фактов из его жития ему молятся и о помощи на море, и о путешествующих, и о замужестве дочерей, и в крайней бедности и во многих других нуждах.


Николай Угодник

♦ Защиты для себя и своих близких уместно просить у святых Ангелов.


Святой Ангел-Хранитель

♦ Об устройстве семейной жизни детей по традиции молятся праведному Филарету Милостивому, которому Господь помог устроить судьбу детей, несмотря на то, что семья святого пришла в крайнюю нищету из-за его чрезвычайного милосердия. Одна из дочерей святого даже вышла замуж за императора.


Праведный Филарет Милостивый

♦ К священномученнику Харалампию обращаются за помощью в земледелии на основании его предсмертной молитвы.


Священномученник Харалампий

♦ А о сохранении скота от болезней и других бедствий молятся, как великомученику Георгию Победоносцу, так и священномученнику Власию, который просил, чтобы Бог посылал помощь тем, кто будет молиться о помощи человеку или скоту, поминая имя раба Божьего Власия. Кроме того, однажды по молитвам святого волк вернул похищенного у вдовы поросенка.


Священномученник Власий

♦ Святому пророку Илии и святителю Спиридону Тримифунтскому на основании их житий молятся о пропитании семьи. Также есть традиция обращаться к святителю Спиридону при трудностях с жильем.


Пророк Илия

Спиридон Тримифунтский

♦ В житиях блаженной Ксении Петербургской и Матроны Московской описаны случаи их чудесной помощи в создании семьи, при поисках работы, и во многих других случаях.
Подробнее смотрите Блаженная старица Матрона Московская (молитвы)


Ксения Петербургская

Матрона Московская

♦ О помощи в устройстве на работу и о возвращении утерянных вещей: святому мученику Трифону


Святой мученик Трифон

♦ Молитва преподобного Паисия была так сильна перед Богом. что он смог умолить Его о прощении иноков, отрекшихся от Христа. Поэтому преподобному молятся о прощении тяжких грехов живых и об избавлении от вечной муки умерших.


Преподобный Паисий

В молитвах святым часто нет прошений, соответствующим нашим нуждам. В таких случаях можно прославить святого чтением акафиста, канона или тропаря, а затем своими словами высказать свою просьбу.
chudopomolitve.ortox.ru

«Как скажешь: Вси святие, молите Бога о мне! так все святые воскликнут на небе: Господи, помилуй! и будет тебе приобретение».
Преподобный Нектарий Оптинский

«Святые исполняли слово Господа; Господь исполняет их слово; они сделали для Него – Он для них. Вот почему Господь исполняет скоро молитвы святых за нас».
Иоанн Крондштадский

***

Даже если перед глазами нет иконы, вы можете просто подумать о святом, вспомнить его, и вы обязательно ощутите его присутствие. Вы почувствуете, как он с любовью и заботой смотрит на вас. А главное — он видит все, что творится у вас на душе и на сердце, знает все ваши нужды, все ваши печали и тревоги, знает, в какой помощи вы нуждаетесь.

И помните, что человеку, открывшему своё сердце перед Богом, представшему перед Ним искренним и честным, не откажет в помощи ни сам Господь, ни его святые угодники.

Попалось сообщение на форуме:

Диана Православная Христианка

Очень много тут на форуме читала высказываний, что приемлемо молитвенное правило или даже правило ко Причастию, каноны, Псалтырь — читать по дороге на работу или в храм, на самой работе. Но большинство священников (я даже порылась в инете на православных сайтах вопросов к священникам) говорят, что молиться сидя можно только больным и немощным, а ведь в транспорте мы можем и сидеть. Я понимаю, что время бытротечно, мы ничего не успеваем, вечно спешим, вечно уставшие и в бытовых проблемах, потому часто так и поступаем, но насколько это позволительно? И что лучше: прочитать одну краткую молитву утром , но с вниманием, или все-таки в толчеи метро прочитать все молитвенное правило, отвлекаясь и т.д. (а не отвлечься в транспорте все равно не получится)? Лучше вообще не прочитать молитвы перед Причастием, или по-быстрому читать их прямо в храме на часах, не слушая церковные молитвы? А об этом была речь в одной из тем, и я так поняла, что многие так делают (притом люди достаточно уважаемые у нас на форуме и воцерковленные), не видя в этом ничего особенного. Мне же раньше казалось, что это формализм какой-то, что-то сродни начетчеству. Если я неправа, подскажите. Но вот правда, а как сидя читать «Приидите, поклонимся…» например — не могу понять.

В этом сообщении на форуме — основные вопросы верующих про акафисты

Очень хорошо, что в одном посте собраны практически все популярные вопросы, связанные с молитвами и акафистами. Практически ежедневно то или это верующие спрашивают, как в Интернете, так и напрямую у священников.

А в этом сообщении, пусть и давнем, ёмко собран основной костяк вопросов прихожан. Поговорим про нюансы чтения акафиста, канонов, псалмов и других молитв.

Акафист — это духовный гимн, его читают стоя

Акафист — это форма молитвы. По содержанию она больше всего напоминает гимн. Традиция сочинять подобные произведения на религиозную тему появилась давно — и не в христианстве. К нам она пришла из античности. Греческие творцы вообще много дали всему человечеству в плане культуры.

Египетский фараон Эхнатон, один из первых кто начал писать хвалебные оды богам

До сих пор во многих сферах мы пользуемся наследием афинских философов, изобретателей и поэтов. Хотя ради справедливости надо заметить, что вовсе не греки придумали сочинять гимны богам. Ещё египетский фараон Эхнатон писал хвалебные произведения в честь бога Амона. И, конечно же, он тоже не первый

В ранние века это влияние античной культуры было особенно сильным. Большая часть Европы находилась во власти Римской Империи. Собственно, распространению христианства верующие тоже во многом обязаны римской политике.

Христианская церковь формировалась в той нише, которую прежде занимали Олимпийские боги. А потому ритуалы и обычаи Рима и Греции отразились на христианской традиции.

Первый акафист написан в честь Пресвятой Богородицы, его принято читать стоя

Акафист — яркий тому пример. Поэтический дар направлен на восхваление высших сил. В некотором смысле это диалог, молитва, но в большей степени — именно гимн.

Преподобный Роман Сладкопевец, автор первого акафиста

Первый акафист предположительно написал преподобный Роман Сладкопевец, хотя есть и другие кандидаты. Шёл VI век. Церковные традиции почти сформировались, уже зрелая христианская религия обретала свои каноны. И вот в христианской среде возникает нечто необычное — огромной поэтической силы произведение во славу Божией Матери.

Далеко не сразу акафистам нашли применение. Только через век его впервые исполнили в церковном богослужении. Но с тех пор в подражание появились сотни акафистов разного качества — от восхитительных, до посредственных.

Со временем устоялись особенности и правила чтения акафиста:

  1. В богослужебной практике обязательно чтение только акафиста Пресвятой Богородице. Проводится это в один день в году — на утрене субботы пятой седмицы Великого поста. Другие читать в храмах можно, но это уже по желанию руководства храма. Акафисты не должны быть заменой традиционному богослужению.
  2. Православная церковь рекомендует читать акафист дома. Его можно совмещать с утренними или вечерними молитвами. Также акафист уместно читать в паломничестве или крестных ходах.
  3. Православная церковь разрешает читать акафисты, опубликованные в официальных изданиях. Если же произведения там нет или оно не одобрено Священным Синодом, такой акафист нельзя читать. По крайней мере, в храмах и монастырях это немыслимо.
  4. Акафист следует читать стоя. С греческого «акафист» так и переводится — «не сижу» или «стоячая песнь». Люди поднимаются с кресел во время государственного гимна. С акафистом — то же самое. Довольно странно выглядит, если человек восхваляет святого, Бога или архангела, но при этом располагается в кресле.

Иногда акафист можно читать сидя и даже лёжа, если человек очень устал, болен или в дороге

Рекомендации по чтению акафиста — общие, они не учитывают особых обстоятельств. А ведь в жизни бывают разные ситуации. Разве можно требовать от пожилого человека, который быстро утомляется, 30 минут стоять? Какую духовную пользу получит он, если переутомится?

Поэтому священники рекомендуют ко всему подходить без фанатизма, с рассуждением. Есть ситуации, когда встать просто невозможно. К примеру, калека на инвалидной коляске уж точно не способен выполнить это церковное правило.

Не запретить же лежащему парализованному читать акафист из-за формальности?

Гимн гимном, а Бог, Он смотрит в сердце, а не в ноги.

Можно ли читать лежа? Можно, если нет физической возможности стоять.

Да и обычный человек не обязательно должен быть серьёзно болен, чтобы ему дозволялось присесть. Усталость — это тоже недомогание. Если ноги желают отдохнуть, это не помеха для духовного дела.

Тоже самое касается и людей в транспорте. Встать там нельзя. Но отказывать себе в праве помолиться не стоит.

Об этом рассказывает на видео протоиерей Владимир Головин:

Вот то высказывание, на которое ссылается в видео протоирей:

Амвросий (Юрасов) Архимандрит

«Молиться нужно везде и всегда: и дома, и на работе, и в транспорте. Если ноги крепкие, лучше молиться стоя, а если больные, то, как говорят старцы, лучше во время молитвы думать о Боге, чем о больных ногах».

Так что на вопрос «можно ли читать акафист сидя» ответ — можно, но, если на то есть причины.

Молитвы можно читать сидя и в транспорте, если нет другой возможности

Можно ли сидеть, исполняя утреннее и вечернее молитвенное правило или читая обычную молитву? И если можно, то когда. Ответ священника, протоиерея Александра Билокура:

Александр Билокура Протоирей

«Нежелание молиться грехом не является, а есть признак отсутствия веры, любви к Богу и неблагодарность за все Им содеянное. Например, человек неверующий, атеист, не согрешает тем, что он не молиться, не поститься, не посещает храм. Т.к. самая большая его проблема это отсутствие веры в Бога, что делает его, по словам Библии, «безумным». В наших ежедневных молитвах мы реально беседуем с Богом.

Поэтому если у человека есть возможность на молитве постоять, а он этого не делает, этим оскорбляет Бога, проявляет к Нему небрежение и не осознает что молитва это разговор творения со своим Творцом. Если же человек реально устал, болен, находиться на работе, в транспорте или в другом месте, где он вынужден сидеть, в случае если он будет молиться сидя — это не будет считаться неблагоговейным отношением к Богу».

Вспомним начало статьи, где пользователь форума спрашивает, можно ли молиться в транспорте, если не успеваешь к причастию. Пожалуй, лучший ответ — пример достойного верующего. На фото — Сербский Патриарх Павел:

Сербский Патриарх Павел в дороге сосредоточен на духовном

А вот что говорит священник настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков), когда его спрашивают, что важнее, почитать правило дома или прийти вовремя на службу:

Пахомий (Брусков) Игумен

«Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва».

И всё же молитва — не повинность. Нельзя читать её, потому что нужно. Желание общаться с Богом должно быть искренним.

Зачем же тогда нужны молитвенные правила? Снова процитируем игумена Пахомия (Брускова):

«Свобода – это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах».

«Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние – вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелие».

Так что вопросы в духе «Можно ли молиться лёжа в постели» не столь существенны, как кажется на первый взгляд. Главное — не как человек выглядит снаружи, а то, что происходит у него внутри. Об этом однозначно говорит Схиигумен Иоанн (Алексеев):

Иоанн(Алексеев) Схиигумен

«Святые Отцы сказали, если и сидя по нужде молишься внимательно, Господь принимает твою молитву, а если и стоя молишься, но рассеянно, Господь не внемлет такой молитве. Ибо внимание — душа молитвы».

Молитвы в церкви

Молитва играет сразу несколько важных ролей в жизни человека:

  • помогает верующему вести диалог с Высшими Силами, восславлять Бога, просить у него помощи;
  • позволяет преодолеть мирские барьеры, стоящие между Искупителем и человеком;
  • даёт ощущение присутствие Божье, но и получает ответы Свыше.
  • приносит утешение в минуты горя, умиротворённость во время душевного смятения, чувство искренней благодарности в радостные дни, напоминает о величии Спасителя.

Лучшее место для моления — церковь. Здесь создана идеальная атмосфера для общения со Всевышним: тишина, большое количество образов, возможность купить свечи. Верующему окружают единомышленники, которые не проявят ни докучливого интереса, ни неуважения. Священники или церковные служащие охотно подскажут, как правильно молиться в церкви перед иконой, помогут отыскать образ нужного святого. Храмы прекрасно подходят как для коллективных молитв во время служб, так и для индивидуальной беседы с Богом.

Однако церковь накладывает определённые требования на верующих. Мужчины при входе в храм должны снять головной убор, женщины входят в храм с покрытой головой, показывая своё смирение и скромность. Женщинам не стоит заходить в церковь в коротких юбках и очень ярких одеждах, они неуместны в Божьем доме и отвлекают верующих.

Молиться в церкви можно в любом месте, но обычно христиане общаются со Святыми и Богом, стоя возле икон и ставя рядом с ними свечи.

Подготовка духа и тела

Чтобы молитва стала сердечным диалогом со Спасителем, верующему необходимо подготовить к ней свой дух. Нужно уметь отрешаться от мирской суеты и погружаться в моление. Поэтому крайне неразумно начинать молиться, когда сознанием владеет раздражение, обида или гнев.

Это таинство и праздник для христианина, ведь во время неё приходит ощущение присутствия Бога, понимание его любви и величия. Поэтому в душе должны царить благоговение и покой. Именно из тишины и покоя сердца вырастают нужные слова, обращённые к Высшим Силам.

Не менее важна подготовка и участие тела. Перед молитвой желательно помыться и надеть чистые одежды. Конечно, это не безусловное правило, но так верующий сможет глубже прочувствовать торжественность и важность момента, ведь дело касается спасения его души.

Лучше всего молиться стоя или коленопреклонённо, хотя допускается моление сидя или даже лёжа, особенно это касается больных и пожилых людей. Как и в случае со словами, Богу нужно сердце верующего, а не его ноги.

Молитву следует сопровождать особыми жестами: крестными знамениями, коленопреклонением, поклонами. Они создают нужный эмоциональный настрой, помогают сосредоточиться на произносимых словах.

Правильное сосредоточение

Требуется высокая сосредоточенность. Нельзя допускать посторонних, суетных мыслей, которые отвлекают от священного общения с Богом. Однако сознание современного человека постоянно находится в интенсивном информационном потоке, многие люди почти не умеют сосредотачиваться, владеть ходом мыслей в собственном разуме. Их мозг словно функционирует в автономном режиме, без устали и почти бесконтрольно генерируя не относящиеся к молитве мысли.

Бороться с такой автономностью очень сложно, но нужно. Для этого лучше начинать с коротких молитв, которые позволяют настроиться и не терять сосредоточенности. Когда умение отсекать посторонние мысли разовьётся, можно переходить к более сложным и длинным молитвам.

Другая опасность таится в привыкании к произносимым словам. Например, читая ежедневно одни и те же молитвы, верующий склонен терять сосредоточенность и осознанность, понимание смысла слов, он начинает автоматически повторять их, порой стараясь сделать это как можно быстрее. Утрачивается истинный смысл молитвы, её цель: единении души человека со Спасителем. Святые Отцы неоднократно призывали постоянно стоять на страже ума и мыслей своих, то есть уметь заключать собственный ум в каждое слово молитвы.

Иконы и свечи

Если в жилище нет икон, то для молитвы можно выбрать любое удобное место, например, тихую комнату или окно, выходящее на восток. Общение со Всевышним и Святыми может проходить без образов. Более того, священнослужители предупреждают верующих об опасности идолопоклонничества.

Какой бы древней и намоленной не была икона, она является лишь средством, помогающим верующему при молитве. Правильно молиться Святым, как учат священнослужители, а не иконам, на которых Святые изображены. Образа не должны подменять или заслонять от верующего объект моления.

Но при разумном отношении икона оказывает неоценимую помощь молящемуся: пробуждает желание помолиться, настраивает дух на подходящий лад, помогает отбросить ненужные мысли и найти сокровенные слова. Образ по своей сути является воплощённой молитвой, окном в иной, высший мир.

Лампады и свечи тоже помогают при молениях. Свеча — символ духовного устремления христианина к Спасителю. Тающий воск символизирует желание раскаяться в собственных грехах и готовность к послушанию Божьему Промыслу. Пламя же означает молитвенное чувство верующего. Наличие свечи не является обязательным условием, но лучше её зажигать, это сделает общение с Богом глубже и благочестивее.

Объекты моления

Перед началом моления верующему желательно представлять, за кого он будет просить Бога о милости. Это поможет избежать сумбура в мыслях, внесёт в молитвенное правило порядок. Как правило, в Православии принято молиться:

  • Во славу Божью, в благодарность Всевышнему за оказанные благие дела, помощь, защиту и мудрость. Верующему нельзя забывать о том, что Спаситель искупил его грехи, подарил ему бесценную жизнь. Не зря бытует выражение: благодарность — матерь остальных добродетелей.
  • За себя. Каяться в грехах и испрашивать прощение у Бога, молить о спасении души, просить защиты от бед и помощи в мирских или духовных делах.
  • За близких. Молитвы о спасении близких позволяют человеку стать соучастником Всевышнего в великом деле — спасении душ других людей.
  • За усопших. Люди уходят из этого мира, так устроена жизнь, но они должны оставаться в душе живущих. Моление помогает перенести утрату, почувствовать незримое присутствие усопшего, позволяет сохранять духовную связь с ним.
  • За врагов. Христос настойчиво учил любить и прощать других людей, особенно врагов. Молитвы за врагов не только соответствуют сущности Христианства, но и учат отделять грех и дурные дела от совершившего их человека, который, как и молящийся, создан по образу Всевышнего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *