Логопедические упражнения для взрослых

Содержание

Расстройства речи у взрослых людей

Картавость, заикание, проглатывание отдельных звуков — все это примеры речевых нарушений. Но это лишь малая часть обширного спектра расстройств речи, которые наблюдаются у взрослых. Многие люди живут с ними, не обращая внимания на свой дефект. Близкие считают его милым и придающим шарм, индивидуальность, а самому человеку он вроде бы и не мешает. Однако иногда неспособность говорить внятно, гладко и чисто становится непреодолимым препятствием для карьерного роста или для освоения любимой профессии. Человек, который не может донести свою мысль до слушателей, никогда не станет эффективным преподавателем, лектором, тренером, руководителем. Нередко расстройства речи приводят к депрессии, снижению самооценки и прочим психологическим проблемам.

Часть дефектов речи приходит из детства. Если по каким-то причинам родители не занимаются коррекцией речи ребенка, то шепелявость, картавость могут порядком испортить ему жизнь позднее. Иногда дефект речи перенимается ребенком от окружающих его взрослых, которые не считают нужным поправлять малыша. Наконец, некоторые нюансы произношения в одном языке могут существенно испортить впечатление от речи в другом.

Причиной речевых расстройств могут быть и физиологические или анатомические особенности человека. Например, портить произношение могут укороченная уздечка, нехватка зубов, нарушения прикуса. Нередко у взрослых людей встречаются психологические проблемы, которые приводят к расстройствам речи в обычной жизни или в моменты сильного душевного волнения.

Наконец, причиной тяжелых речевых дефектов могут быть различные заболевания, например, афазия — как результат инсульта, а также травмы центральной нервной системы или повреждения речевого аппарата.

Самыми распространенными фонетическими нарушениями речи у взрослых людей являются различные виды дизартрий, дислалий, а также афазия.

Дизартрия: заболевания нервов

При данном расстройстве речи наблюдаются сложности с произношением некоторых звуков, слогов или целых слов. «Каша во рту» — это выражение достаточно точно описывает речь дизартрика. Причиной дизартрии являются нарушения иннервации отдельных участков речевого аппарата. При этом ухудшается артикуляция, что вызвано снижением подвижности языка, мягкого нёба и губ. Чаще всего у взрослых людей дизатрия является результатом различных неврологических недугов: инсульта, травм головного мозга, опухолей центральной нервной системы, нейродегенеративных заболеваний и др.

Дислалия: дефекты анатомии и особенности детства

Под дислалией понимают нарушения произношения отдельных звуков родного языка человека. При этом и слух, и иннервация речевого аппарата не нарушены, но могут иметься врожденные или приобретенные дефекты анатомии. Среди причин дислалии также называют длительные тяжелые хронические заболевания. Но чаще нарушения звукопроизношения развиваются в детском возрасте: как результат невнимания родителей к речевым проблемам ребенка. Причиной также может быть семейный билингвизм, предполагающий сочетание двух языков. Наконец, у некоторых людей даже во взрослом возрасте наблюдается недоразвитие фонематического слуха — способности различать звуки.

Афазия: инсульт, нейродегенеративные болезни

Афазия развивается у взрослого человека, который в силу определенных обстоятельств — болезнь, травма — утратил уже сформированную ранее речь. Наиболее яркий пример — афазия, которая часто развивается у пациентов перенесших инсульт. Нередко это нарушение речи также поражает пациентов с опухолями мозга, нейроинфекциями, болезнями Паркинсона и Альцгеймера, а также при некоторых расстройствах психики. В зависимости от того, какая область мозга поражена, выделяют разные виды афазии. Также говорят о моторной и сенсорной разновидностях:

  • при моторной афазии человек все понимает, но не может говорить;
  • при сенсорной — наоборот: говорит, но не понимает обращенную к нему речь.

Кого выбрать: логопеда, дефектолога или учителя риторики?

Вообще под дефектологией подразумевается работа с детьми, имеющими психические или физические недостатки. Второе название дефектолога — коррекционный педагог. Его цель: компенсация утраченных функций (слуха, зрения и т. п.) и коррекция имеющихся недостатков (нарушения речи, умственного развития и т. п.). Поэтому взрослыми и в целом здоровыми людьми дефектологи не занимаются.

Учителя риторики, или ораторского искусства, преподают уже не просто произношение слов, а ставят речь, учат правилам ведения беседы, умению общаться. Равно как и курсы актерского и театрального мастерства предназначены для совершенствования речи и поведения человека, но не для коррекции отдельных речевых расстройств.

Таким образом, взрослым людям с различными дефектами произношения следует, прежде всего, отправиться к логопеду. Именно врачи этой специальности занимаются расстройствами речи. В случаях, когда речь идет об анатомических особенностях, серьезно ухудшающих речь, следует проконсультироваться о возможности проведения хирургической операции. Если же причиной нарушений речи являются неврологические проблемы, то необходимо посетить невролога.

Для пациентов после инсульта, травм обычно разрабатываются целые реабилитационные программы, в которые входит и работа с логопедом по восстановлению или коррекции речи.

Методы лечения речевых расстройств

Чем старше человек, тем сложнее ему справиться с речевыми нарушениями. Эксперты утверждают, что для того, чтобы новый звук закрепился и стал произноситься автоматически, может потребоваться до полугода упорных регулярных занятий, причем не только с логопедом, но и самостоятельных. На сегодняшний день существует множество методов лечения и коррекции речевых нарушений:

  • Артикуляционная гимнастика.

Различные комплексы упражнений для разработки речевого аппарата, в которых задействованы мышцы нижней челюсти, языка, губ и щек. Обычно выполняются перед зеркалом. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, сеансами по 15-20 минут.

  • Логопедический массаж.

Этот метод улучшает кровоснабжение мускулатуры, задействованной в артикуляции, а самое главное — снижает тонус спастичных мышц или, напротив, при необходимости повышает его при парезах (параличах) отдельных групп мышц. Поэтому особенно актуален данный метод при расстройствах речи, вызванных различными заболеваниями.

  • Дыхательная гимнастика.

В эту категорию входят разнообразные подборки упражнений на развитие умения контролировать свое дыхание и речь. Одной из наиболее популярных в логопедии является дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

  • Аудиозапись речи пациентов и прослушивание ее с целью коррекции.

Чтобы человек мог оценить свою речь и «увидеть» ошибки, ему необходимо слышать себя со стороны. Во-первых, это дает представление о том, как его слышат окружающие. Во-вторых, позволяет сконцентрироваться на конкретных проблемах.

  • Компьютерные программы по развитию и коррекции речи.

На сегодняшний день существует довольно большое количество логопедических компьютерных программ для детей («Игры для Тигры», «Логозаврия» и др.) и для взрослых («Видимая речь-III» и др.).

Кроме того, существует целый ряд методов, эффективность которых не была доказана, однако они пользуются популярностью в клиниках, предлагающих услуги в области логопедии. Например:

  • Метод динамической электронейростимуляции (ДЭНС).

В основе данного метода — воздействие электрическими импульсами на акупунктурные точки и рефлексогенные зоны человека.

  • K-Taping.

Использование кинезиотейпов — эластичных лент с клейким слоем — для фиксации отдельных мышц артикуляционного аппарата или нормализации их тонуса. Так, кинезиотейпы в логопедии накладываются на круговую мышцу рта, на подбородочно-подъязычную и грудинно-подъязычную мышцы.

Наконец, нередко отдельные клиники и частные логопеды предлагают методы, вообще не имеющие никакой научной поддержки и обоснований с точки зрения здравого смысла и законов физики, химии и биологии. Наиболее ярким примером такого псевдолечения является метод биологической обратной связи (БОС). Предполагается, что на пациента надеваются электроды, при помощи которых на его головной мозг (точнее, на заданные его участки) производится воздействие при помощи аудио- и видео-сигналов, передающих ему «правильную» энцефалограмму. Считается, что мозг подстроится под транслируемые ему оздоровительные ритмы и, таким образом, удастся скорректировать имеющиеся неврологические нарушения.

Где искать помощи в исправлении речи?

В наше время исправить речь несложно. Но не рекомендуется заниматься коррекцией собственной речи без помощи специалиста:

  • Во-первых, даже прослушивание собственных аудиозаписей не укажет на все имеющиеся ошибки.
  • Во-вторых, специалист может подсказать не только, что именно надо лечить, но и как это сделать максимально эффективно.
  • В-третьих, специалист обладает широким арсеналом методик, о которых пациент может не знать, а также богатым опытом решения различных речевых проблем.

Поэтому необходимо обратиться к логопеду, но возможно придется также пройти обследование у невролога и других врачей. Услуги логопедии в крупных городах оказывает множество клиник и частных специалистов.

Стоимость занятия у логопеда для взрослого человека в Москве начинается от 1000 рублей за 1 сеанс и меняется в зависимости от сложности поставленной перед врачом задачи, а также применения дополнительных методик. Например, за лечение заикания или борьбу с акцентом придется заплатить уже от 1,5 тысяч рублей за 1 занятие. Лечение постинсультной афазии — от 1,3 тысяч рублей и т. д. Занятия на дому будут дороже — в среднем, рублей на 300. Наконец, существуют онлайн-занятия, стоимость которых варьирует от 1,2 до 1,5 тысяч рублей.

Пройдите тестУверены ли вы в себе? Этот тест поможет определить насколько вы уверены в своих силах и возможностях.

Общие правила и рекомендации

Для достижения положительного результата необходимо строго придерживаться определенных правил, которые включают в себя следующие пункты:

  • тренировки должны проводиться в непринужденной обстановке;
  • больной должен быть спокоен;
  • исключаются всяческие помехи (включенный телевизор и пр.);
  • продолжительность одного занятия длится минимум 10 минут;
  • начинать уроки надо постепенно с 3-х минут;
  • количество тренировок в день – 4-6 раз;
  • придется строго соблюдать все предписания лечащего логопеда;
  • важно разнообразить занятия и заранее продумывать их ход.

Особенности занятий с детьми

Дети в силу своего возраста не понимают всю важность логопедических тренировок, поэтому их нужно заинтересовать. Для этого используются разнообразные игровые уловки. Кроме того, нужно придерживаться следующих принципов:

  • каждое занятие должно быть интересным, запоминающимся и разнообразным;
  • запрещено на ребенка кричать, ругать его за отсутствие интереса к упражнениям;
  • важно поощрять и все время хвалить, даже если пока ничего не получается;
  • родители должны произносить все слова четко и понятно, так как малыши всегда копируют взрослых;
  • чтобы проявить интерес, можно проводить упражнения перед зеркалом (многие из них предполагают создание гримас, смешных рожиц);
  • чаще читать книжки вслух и больше разговаривать (проговаривать все действия чада, свои и происходящие вокруг);
  • на время терапии исключаются частые игры в компьютер, где присутствует безмолвие;
  • нельзя резко прерывать ребенка, если он произносит звук неправильно.

Самое главное в занятиях с детьми – проявлять терпение и относиться к ним с любовью. Только доброжелательный настрой позволит достичь желаемого эффекта.

Особенности занятий со взрослыми людьми

Взрослое население относится к логопедическим проблемам со всей серьезностью, поэтому и упражнения выполняет ответственно. Однако не во всех случаях человек может в точности исполнить то или иное движение, поэтому обязательно требуется помощь специалиста.

В основе занятий со взрослыми лежат многие манипуляции, но особой эффективностью отличается произношение скороговорок. Делать это надо таким образом:

  • постараться выучить скороговорку наизусть, прочитав её несколько раз;
  • произнести заученную фразу в медленном темпе, стараясь четко выговаривать каждый звук;
  • постепенно увеличивать скорость произношения, пока не добьетесь положительного результата.

На начальных этапах разучивайте скороговорки, содержащие небольшой набор слов. Обязательно выговаривайте их на одном выдохе.

Домашние занятия

Улучшить речевые возможности можно, не выходя из дома. Но только в том случае, когда отсутствуют серьезные отклонения. Для этого используются разные методики, о которых будет написано ниже. А вот для пополнения лексики ребенка и развития умственной функциональности можно делать следующее:

  1. Малыш должен самостоятельно дополнять предложения, которые придумывает мама. Например, предложите ему договорить такие фразы: “глаза – видят, ушки – … (слышат)”, “ёлка растет в лесу, картошка – в … (огороде)”.
  2. Упражнение, которое очень заинтересует Ваше чадо, – завершить фразу по его собственному желанию. К примеру: “я хочу съесть … (яблоко)”, “я умею … (танцевать)”, “я буду … (рисовать)”.
  3. Интересно описывать предметы: роза – красная, карандаш – новый, облака – белые, вода – прозрачная, фломастеры – разноцветные и т. д.
  4. Показывать ребенку картинки с животными и просить их назвать, но произносить слова четко.
  5. Упражнение на преобразование обычного слова в ласкательное: стол – столик, яблоко – яблочко, слон – слоник, собака – собачка.
  6. Полезно учить ребенка переводить имя существительное в прилагательное. Для этого можно использовать обычную игру в мяч. Мама бросает мячик и произносит любое имя существительное (“дом”, “зима”), малыш должен преобразовать в “домашний”, “зимний”. Слова подбираются любые.
  7. Чтобы чадо научилось отстаивать собственное мнение и выражать мысли, можно поиграть в «Согласие-несогласие». Вы утверждаете, что через час будет ночь (на самом деле только утро). Малыш должен опровергнуть эту фразу, обосновав её: “нет, через час будет день, потому что сейчас утро”.
  8. Образование новых слов – ребенок должен придумать новое слово, заменив всего одну букву. Например: кот – кит, сом – сам, лужа – лупа.

Пальчиковые игры

Огромную роль в развитии речи играет мелкая моторика, так как элементы пальцев и речевые функции напрямую взаимосвязаны между собой, направляя соответствующие сигналы в центры головного мозга.

Детальней про пользу развития мелкой моторики рук – читайте .

Поэтому пальчиковая гимнастика является частью логопедических занятий. Она позволит улучшить речь, ускорить реакции, научиться выражать мнение, мыслить и концентрировать внимание.

Самые эффективные игры:

  1. “Сорока-белобока”. Необходимо произносить стишок и одновременно просить ребенка производить действия. Вместе с мамой малыш произносит: “Сорока-белобока кашку варила, деток кормила”. По ладони нужно водить указательным пальцем вкруговую. Далее загибаем по одному пальчику и произносим: “Этому дала в ложку (мизинчик), этому дала в поварешку (безымянный), этому дала в горшочек (средний), этому дала в вершок (указательный)”. Теперь большой палец взять за кончик и слегка потряхивать, приговаривая: “А ты, Пахомочек, мой котеночек, печку топи и деток корми”.
  2. Сложить ладошки вместе, направив пальчики вверх и плотно прижав друг к другу. Малыш произносит фразу: “Солнце поднимается, цветок раскрывается (при этом пальчики разводятся в стороны, ладошки остаются сжатыми)”. После этого ребенок говорит: “Солнце садится, цветок спать ложится (пальцы вернуть в исходное положение)”.
  3. Слегка сжать в кулак ладошки, положить их на поверхность стола. Малыш говорит: “Кулачок и ладошка, а я иду, как кошка”. При этом нужно, не отрывая ладоней от стола, разжать пальчики, вытянув их вперед, и снова сжать в кулак.
  4. Скрестить расправленные руки ладонями перед собой на уровне груди так, чтобы два больших пальчика были между собой сцеплены. Таким образом, получится вид птицы с расправленными крыльями. Далее совершать движения, напоминающие размах крыльев, приговаривая: “Птичка полетела”. Далее сложить руки в кулачки, не расцепляя больших пальцев, и произнести: “Села, посидела и снова полетела” (опять начать размахивающие движения).

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная разминка является специализированным комплексом упражнений, которые направлены на укрепление мышечной системы артикуляционного аппарата.

Как проводить артикуляционную гимнастику для детей и для чего она вообще нужна – узнаете из этой статьи.

Рекомендовано проводить перед общими занятиями. Данная мускулатура отвечает за способность правильно произносить звуки. Максимальная продолжительность комплекса – 7 минут. Занятия проводятся перед зеркалом, малыш принимает удобную позу:

  1. Растянуть улыбку с закрытым ртом. Зафиксироваться на полминуты. Вернуться в исходное положение.
  2. Широко улыбнуться с обнаженными зубами. Также застыть на 30 сек.
  3. Слегка открыть ротовую полость, высунуть язык на нижнюю губу. Совершать шлепающие движения по обеим губам, произнося звук “пя”.
  4. Открыть рот, языком сделать трубочку, максимально вытягивая его вперед. Зафиксировать на несколько секунд.
  5. По часовой стрелке делать круговые движения языком по внешней стороне губ. Затем делать то же самое против часовой стрелки. Темп – замедленный.
  6. Как и в предыдущем упражнении, водить языком вкруговую, но по внутренней части зубов.
  7. Как можно шире улыбнуться, открыв ротовую полость. Вытащить язык вперед и быстро водить им из одного уголка губ до другого.
  8. В таком же положении двигать языком по верхним и нижним зубам.
  9. Открыть рот, выдвигать и прятать язык. Темп – быстрый.
  10. Уложить язык на нижнюю губу и выдавливать воздух. Чтобы заинтересовать малыша можно дуть на перышко или ватку.

Наглядно упражнения для артикулярного аппарата Вы можете увидеть в представленном видео:

Логоритмика

Логоритмические занятия совмещают в себе жестикуляцию, произношение слов и музыкальное сопровождение. Они идеально подходят для детей и взрослых. Желательно использовать стихотворную речь, которая должна совпадать с ритмом музыки. При этом ребенок должен воспроизвести всё, что описывается в стихе. Например:

  • по узкой дорожке (человек начинает слегка шагать);
  • ходили эти ножки (ускоряется темп, колени поднимаются выше);
  • но камешки мешали (ножки топчутся на одном месте);
  • и прямо в яму бух (нужно подпрыгнуть и сесть на пол).

Таким образом, можно инсценировать совершенно любой стих и даже сказку.

Звукоподражание

Когда человек старается воспроизводить звуки, он не только учится правильно это делать, но начинает различать их, понимать смысл. Что можно делать:

  1. Взять музыкальные инструменты, трещотку, ложки и т. д. Проиграть на каждом из них по отдельности, попросив ребенка запомнить звуки. После повернуть малыша спиной, чтобы он не видел, какой инструмент играет, и снова воспроизвести звуки. Благодаря этому упражнению человек учится различать звуковое сопровождение.
  2. Взять что-нибудь звенящее (колокольчик, погремушку и т. д.) Малыша поставить к стенке с прикрытыми глазками. Взрослый ходит по комнате, издавая звон, а ребенок указывает пальцем в сторону, откуда поступают звуки. Упражнение развивает внимательность.
  3. Найти голоса животных, дать человеку прослушать один из них и попросить воспроизвести звук.
  4. Если ребенок совсем маленький, можно использовать картинки из сказок, стишков. При этом самостоятельно создавать простые звуки, например, кошки, собаки, комара, жука.

Стихи, песни, скороговорки

Справиться с речевыми дефектами помогают скороговорки, стишки, сказки и песни. Но произносить их нужно в медленном темпе, так как именно это позволит четче произносить слова.

Известно, что словарный запас человека может быть пассивным и активным. Первый словарь означает слова, которые понимаются, второй – слова, которые проговариваются. Но есть еще и словарь, который недоступен для понимания. Чтобы изучить и понять новые фразы, используются так же стихи, сказки и песни. Только при этом необходимо объяснять ребенку их смысл.

Особого внимания заслуживают скороговорки, которые позволяют выработать дикцию и развить речевой слух. Их существует множество, и ниже предоставлено несколько примеров:

  1. Звук “л”:
    • палку толкал лапой Полкан;
    • мама Милу мыла с мылом, Мила мыло не любила;
    • в зимний холод всякий молод;
    • дятел дуб долбил, да не додолбил;
    • котик ниток клубок укатил в уголок;
    • кот молоко лакал, а Леша булку в молоко макал.
  2. Звуки “с” и “ш”:
    • Саша шапкой шишки сшиб, получил на лбу ушиб;
    • шесть мышат в камышах шуршат;
    • Саше дали кашу, а Клаше ‒ простоквашу;
    • шла Саша по шоссе и сосала сушку;
    • кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон;
    • Саша любит сушки, а Соня ‒ ватрушки.
  3. Звук “р”:
    • трое трубачей трубят в трубы;
    • у Кондрата куртка коротковата;
    • на лугу под горкой лежит сырок с красной коркой, сорок сорок в короткий срок съели сырок;
    • идут бобры в сыры боры, бобры добры, добры бобры;
    • до города дорога в гору, от города ‒ с горы;
    • рыбы в проруби ‒ пруд пруди.
  4. Звук “з”:
    • у зайки Зубы заболели зубы;
    • увидел волк козу, забыл и про грозу;
    • зимним утром от мороза на заре звенят березы;
    • Зоиного зайку зовут Зазнайка;
    • Зина везла на возу козленка, козла и козу;
    • Зоя незнайка, а Зина ‒ знайка.

Упражнения на четкость произношения

Для отработки четкости произношения и выявления дефектов необходимо максимально четко проговаривать следующие слова:

  • дрова;
  • трава;
  • белка;
  • стрелка;
  • морковь;
  • гвоздь;
  • кровать;
  • рак;
  • козел;
  • кружка;
  • бровь;
  • пианист;
  • огонь;
  • лететь;
  • скакать;
  • писать.

Проговаривать слова необходимо перед зеркалом, контролируя эмоции и интонацию, расположение губ, языка, челюсти. Особое внимание уделяется четкости.

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения укрепляют мускулатуру ротовой полости, насыщают речь эмоциями, учат управлению интонациями. Тренировка может состоять из следующих упражнений в зависимости от возрастной категории:

  1. Когда Вы читаете сказки, стихи или включаете шум ветра, обязательно начните дуть на ребенка, а он пусть повторяет движения за Вами.
  2. Купите игрушку с лопастями (мельница, вертолет и т. д.). Просите малыша раздувать их.
  3. Зажгите свечу. Пусть ребенок медленно её задувает, наклоняя пламя то в одну, то в другую сторону. Потом резким выдохом полностью затушит огонь.
  4. Возьмите перо или кусок ваты, который надо предварительно распушить. Уложите на детскую руку и попросите дунуть. При этом расскажите о том, как эта пушинка парит в воздухе.
  5. Можно имитировать дыхание собаки. Предложите своему чаду продемонстрировать дыхание животного в тот момент, когда он запыхался, или ему жарко. Потом воссоздайте спокойное дыхание.
  6. Налейте в чашку горячий чай и попросите ребенка его остудить своим дыханием.
  7. Представьте, что замерзли руки – их надо согреть тем же дыханием.
  8. Надувайте воздушные шарики.
  9. Пустите кораблик из бумаги по воде, направляя на него поток воздуха.
  10. Сорвите одуванчик и раздуйте его.
  11. Полезно нюхать цветы, что позволит научить дитя разделению дыхания ртом и носом.

Особенности упражнений со специалистами

Прежде чем специалист начинает занятия, выявляется характер дефекта в нарушении речи. Для этого собирается анамнез, рассматривается состояние прикуса, зубов, нёба и прочих речевых органов. Также изучается моторика ребенка, способность к изучению, активность словарного запаса, уровень дикции, выразительность речи, скорость разговора и т. д.

На основании полученных результатов разрабатывается индивидуальная схема тренировок. Продолжительность занятий зависит от степени запущенности. В некоторых случаях достаточно провести 3 занятия для постановки звука, в других ситуациях необходимы долгие месяцы.

В основе тренировок лежат следующие методы:

  1. Игры пальчиковые способствуют улучшению мелкой моторики, развитию памяти и внимания, улучшению речи, ускорению реакций. Дополнительно согласовываются действия правой и левой руки.
  2. Гимнастика артикуляционная укрепляет мышцы аппарата, корректирует звуки.
  3. Звукоподражание, слуховое развитие.
  4. Использование постановочного зонда – специализированного устройства, которое воздействует на артикуляционные органы, корректирует степень произношения слов.

Логопедические упражнения для постановки звуков

Звуковые постановочные упражнения условно подразделяются на два вида – для согласных и шипящих. То есть тех звуков, которые произносить тяжелее всего.

Шипящие. При разработке шипящих звуков необходимо произносить их протяжно – “ж-ж-ж-ж”, “ш-ш-ш”, “с-с-с-с”, “ч-ч-ч-ч”, “з-з-з-з”. Взрослый человек может делать это самостоятельно, а вот детей нужно заинтересовывать. В этом помогут картинки и игры. Учитель подбирает изображение насекомого, которое жужжит, пищит и т. д. Это может быть комар, оса, пчела, жук. Ребенок должен при виде картинки произнести соответствующий звук. Для разнообразия можно изобразить того, кто на картинке.

Как научить ребенка правильно произносить букву “С” и выговаривать букву”Ш”, читайте в указанных статьях.

Согласные. С согласными буквами сложней, так как их произносить ребенку труднее. Чаще всего это буква «р» и «л».

Почему малыш испытывает трудности в произношении “Р” и как научить его правильно выговаривать эту букву, расскажет следующая статья.

Для их разработки придуманы специальные упражнения:

  1. Чтобы правильно произносить «р», можно представить, что вместо языка кисточка, которой можно покрасить нёбо. Для этого ребенку нужно водить языком от верхних зубов до горла.
  2. Для этих же целей нужно прижать язык к верхней части нёба, после чего резко опустить вниз вместе с челюстью.
  3. Имитация чистки зубов. Водить языком по внутренней стороне, захватывая каждый зубик.
  4. Для этой же буквы нужно приоткрыть рот и слегка высунуть язык, который придерживается зубами. Произнести: “з-з-з-з-з-з-з-з”, после чего переставить язык к верхним зубам, не переставая издавать звук.
  5. Открыть рот, язык упереть о верхние зубы, произносить «д-д-д-д-д-д», не переставая. Взрослый человек должен дотронуться до языковой уздечки обратной стороной чайной ложки, создавая вибрацию влево/вправо. Это позволит преобразовать «д» в «р».
  6. Чтобы разработать «л», нужно имитировать звуки индюка. Для этого открыть рот и очень быстро двигать в разные стороны языком. При этом пытаться произнести «бл».
  7. Упираться сначала в верхние, потом в нижние зубы. Зафиксироваться в таком положении на минуту.
  8. Отлично для буквы «л» помогает цоканье языком по типу лошади.
  9. Для растягивания уздечки нужно максимально вниз опустить челюсть, а язык упереть в верхнее нёбо.
  10. Длительное время произносить «ы-ы-ы-ы», после чего переместить язык в область между зубами, что приведет к произношению буквы «л».

Если причиной невозможности произносить согласные буквы является короткая уздечка, тогда придется изначально её подрезать. И только после этого можно делать упражнения.

Упражнения при заикании

Если человек хочет избавиться от заикания, необходимо добиться максимальной плавности речи, которая формируется путем применения различных методик, но также важен и прием определенных таблеток.

Что касается постановки речи, то одним из лучшим способов работы в этом направлении является пение, однако есть и специальные упражнения:

  1. Читать стихи под спокойную мелодию, подстраиваясь под музыкальный такт.
  2. Произносить фразы/слова под ритмичные взмахи руками по типу дирижера.
  3. Взяться за руки и идти по кругу. При каждом очередном шаге произносить: “Опа-опа-опа-па, та-та-ти-та-ти-та”.
  4. Предложить ребенку поиграть в прыгающих цыплят. Для этого попеременно прыгать на разных ногах и проговаривать: “Хлоп-топ-хлоп, уф-ив-аф, ап-цап-тап, тап-тип-рап, роп-цып-цып”.
  5. Чередовать произношение разных гласных звуков. На один хлопок руками сказать “а”, на второй – “о”, на третий – “е” и т. д. После освоения этой программы упражнение усложняется. Нужно чередовать хлопки с притопами ногами.

Больше информации про упражнения от заикания можно найти .

Звук Р: правильно-неправильно

Звук Р — один из самых сложных звуков в русском языке. Для его воспроизведения необходимы отточенные движения речевого аппарата, достаточная вибрация и амплитуда языка и другие физиологические «достижения». Неудивительно, что большинство детей испытывают определенные трудности в формировании правильного произношения звука Р.

Как правило, вариантов непроизвольного коверкания звука Р у подрастающего поколения не так уж и много. Самые распространенные детские «издевательства» над звуком Р:

  • Звук просто пропускается, выпадает. Особенно это характерно для слов, где звук Р стоит между гласных: са_ай (вместо сарай), га_аж (вместо гараж), ма_оз (вместо мороз);
  • Вместо звука Р получается звук Л, Ы или Й: койова (вместо корова), лука (вместо рука), класка (вместо краска), ыба (вместо рыба);
  • Звук Р произносится узнаваемо, но не типично именно для русского языка (особенно часто этим «грешат» дети-билингвы). Ребенок может произносить звук Р не «твердо», как свойственно для нашей речи, а например грассировать (как принято во французском языке), или излишне вибрировать (что характерно для английского).

Как проверить произношение звука Р у ребенка? Сначала попросите малыша «порычать» — иными словами, несколько раз произнести звук Р сам по себе, а не в составе каких-либо слов. Затем пусть ребенок повторяет за вами слова типа: ворона, король, трава, порядок и т.п. Если ребенку не удается одиночный звук Р, то первым делом вам предстоит поупражняться именно в этом — научить малыша произносить звук Р сам по себе. Если же «рычит» ребенок «на отлично», а вот в словах произносит звук Р неправильно — то практиковать правильное произношение следует прежде всего в слогах: ра-ро-ру-ри-ар-ор-ир и т.д.

Освободить звук Р «из-под узды»

Поскольку в статье речь идет именно о «домашних» упражнениях на постановку звука Р у детей, то первым делом не лишним будет напомнить: даже если вы, полные родительской любви и логопедического энтузиазма, решили самостоятельно научить вашего малыша раскатисто рычать не хуже тигренка и без смущения декларировать на семейных утренниках рифмованную историю про укушенного грека, то вам все равно необходима хотя бы одна, первичная, консультация профессионального и опытного логопеда.

Дело в том, что зачастую неспособность правильно произнести звук Р объясняется не столько слабо развитым артикуляционным аппаратом, малоподвижностью языка и подобными проблемами, сколько индивидуальным строением подъязычной связки — так называемой «уздечки». И этот нюанс способен определить только врач.

В большинстве случаев неразвитость «уздечки» (из-за чего язык малыша просто не достает до верхнего нёба, что и затрудняет произношение ряда звуков, в том числе и звука Р) можно нивелировать за счет ежедневных упражнений и специального массажа. Но иногда бывают случаи, когда эту связку необходимо подрезать, чтобы язык приобрел должную амплитуду движения. Именно эту дилемму — резать или нет — и способен разрешить специалист-логопед. Мамы, папы, не волнуйтесь — современные врачи в большинстве случаев склоняются к методу растяжения «уздечки» путем выполнения специальных логопедических упражнений, в том числе — и упражнений на постановку звука Р.

Другие причины неправильного произношения звука Р

Малоподвижный артикуляционный аппарат. НА ЗАМЕТКУ: В этом случае вам следует заниматься не столько непосредственно постановкой звука Р, сколько… гримасничаньем! В игровой форме стимулируйте малыша на активное «движение во рту» — пусть высовывает язык, закручивает его в трубочку (дети это обожают!), пытается достать языком до носа или до подбородка, двигает челюстями, скалит зубки, растягивать губы в улыбке «а-ля чеширский кот» и прочее-прочее. Все эти смешные шалости быстро укрепят лицевые мышцы и разовьют подвижность органов речи.

Нарушение фонематического слуха. НА ЗАМЕТКУ: Как правило, нарушения фонематического слуха (когда ребенок слышит речевые конструкции взрослых, распознает их и пытается воспроизвести в своей речи) проявляется в том, что малыш в возрасте четырех и более лет при разговоре или при чтении пропускает буквы/звуки в словах и путает звонкие и глухие, а также мягкие и твердые согласные (например: любовь-лубоф, няня-нана, дверь-твер, табуретка-дябуредка и т.п.)

«Неполадки» в речевом дыхании. НА ЗАМЕТКУ: Речевое дыхание — это основа правильного адекватного звукообразования. Наиболее распространенными нарушениями речевого дыхания обычно являются хронический насморк, увеличенные аденоиды, некоторые иммунные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы. Для развития правильного речевого дыхания используется своя особая гимнастика (где речь сочетается с физическими упражнениями), которую обычно назначает логопед, подстраиваясь под индивидуальные особенности ребенка.

Наукой доказано, что способность выговаривать сложные звуки — в том числе и звук Р — определяется не только развитым артикуляционным аппаратом и особенностями речи, которую постоянно слышит ребенок, но отчасти и генетически.

Если никаких серьезных физиологических причин нарушения дикции у ребенка не наблюдается, то возьмите у логопеда рекомендации по речевой гимнастике и приступайте к ежедневным упражнениям.

Логопедическим упражнениям — самое время

Серьезно задуматься о постановке звука Р стоит, если ребенку минуло пять лет, а рычать и мурлыкать «чисто» и раскатисто он к этому моменту так и не научился. В аквариуме у него по-прежнему плавают лыбы, в небо улетают шаиики, а молоко дают коёвы…

Первая консультация у опытного логопеда обогатит вас знаниями, какие именно проблемы существуют у вашего малыша с артикуляционным аппаратом, и какие специфические упражнение вам стоит с ним практиковать. Но помимо особой гимнастики существует и более-менее общий для всех случаев постановки звука Р набор упражнений, который вам тоже предстоит ежедневно выполнять с вашей крохой. Приготовьтесь к тому, что на это вы будете тратить в среднем полчаса в день, а вся эпопея по освоению произношения может растянуться на год-полтора.

Как правило, постановка звука Р, как впрочем и других звуков, делится условно на три этапа:

  • сначала вы должны научить ребенка уверенно произносить этот звук изолированно, сам по себе;
  • затем следует освоить уверенное произношение звука в слогах и словах;
  • и только потом тренировать звук в поточной речи, предложениях и скороговорках.

В быту же часто можно наблюдать обратную картину: родители нависают на ребенком, тараторя скороговорки и призывая малыша немедленно повторить сказанное. Увы, но такая тактика почти всегда проигрывает — ребенок пугается и вообще отказывается тренироваться.

Залог успеха: теРРРпение и тРРРуд все пеРРРетРРРут

Наберитесь терпения и идите от простого к сложному. К счастью или к сожалению, но логопедическая задача в корне отличается, например, от попытки научить кого-либо плавать — если держаться на воде и барахтать конечностями еще и можно научиться в одночасье, то правильно произносить звуки, увы, точно нет. Поскольку здесь играет роль не столько техника выполнения, сколько постепенное развитие и укрепление артикуляционного аппарата.

Запомните одно простое правило: любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить ребенку удовольствие и позитивные эмоции. Как вы этого добьетесь — это ваша проблема, не малыша. И только если ваш отпрыск будет с удовольствием выполнять речевую гимнастику (а вы учтите, что это вам легко языком ворочать и разные звуки произносить, а для малыша это всегда — огромный труд, дискомфорт, а иногда даже определенные болезненные ощущения), вы добьетесь успеха.

Выдумывайте забавные и потешные для ребенка развлечения со звуком/буквой Р, превратите ежедневные речевые упражнения в смешную игру, и никогда (даже в шутку!) не дразните малыша — и вы сами не заметите, как ребенок крепко «подружится» со всеми звуками родной речи. Даже с таким коварным, как звук Р.

Упражнения для разминки

Постановка звука Р — это ежедневные тренировки. Каждая из которых начинается с разминки и «разогревания» артикуляционного аппарата. Самые эффективные упражнения для разминки:

Упражнение «Малярная кисть». Малыш должен улыбнуться и приоткрыть рот. Далее, словно кисточкой, он должен «погладить» языком верхнее нёбо — от верхних зубов и максимально глубоко в сторону горла. Повторить упражнение 10-12 раз.

Упражнение «Маятник». Как и в первом случае — нужно улыбнуться, открыть рот. Слегка высунуть язык вперед и покачать им из стороны в сторону — от правого уголка рта к левому и так далее. Около 10-20 раз.

Упражнение «Гармошка». Снова улыбаемся и открываем ротик. Язык прижимаем к верхнему нёбу, словно собираемся произнести мягкий и долгий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот максимально широко, затем закрываем, открываем-закрываем. Около 15-20 раз.

«Чистим зубки». Исходное положение — улыбаемся и открываем ротик. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов слева-направо, словно «подметаем» их. Делаем упражнение 10-15 раз. Затем, не меняя исходного положения, поочередно упираемся язычком в каждый верхний зубик с внутренней стороны, как бы проверяя — на месте ли он.

Упражнение «Комарик». Очень веселое упражнение! Малыш должен открыть рот, а кончик языка выдвинуть за передние зубки. В этом положении попытаться произнести звук «з-з-з», затем сдвинуть язычок обратно, упершись им на этот раз уже в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з».

Все эти упражнения отлично развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и постепенно растягивают «уздечку». Однако для отработки именно звука «Р» нужны особые постановочные упражнения.

Упражнения на постановку звука Р

К числу наиболее простых упражнений, подходящих для самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести следующие:

  • 1 Ребенок открывает рот, а кончик языка прижимает к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произнося при этом звук «д-д-д». Через пару секунд попросите его, не останавливаясь, сильно дунуть ну кончик языка (то есть попытаться произнести «д-д-д» на сильном выдохе). Звука Р пока не получится, но малыш должен почувствовать ощутимую вибрацию языка и постепенно запомнить ее.
  • 2 Для следующего упражнения понадобится специальный логопедический шпатель (его можно приобрести в специализированных магазинах, аптеках и в интернет-магазинах). В наше время их делают вполне комфортными для малыша, часто — с запахом карамели, шоколада или фруктов. Используйте его очень аккуратно, но уверенно, без робости. Итак: для начала попросите ребенка, приоткрыв рот пошире, произносить звук «ж-ж-ж», постепенно сдвигая язычок ближе к основанию верхних зубов. Дайте ему освоиться пару секунд, а затем осторожно введите ребенку под язык шпатель и начните ритмично (но не сильно!) колебать его вправо-влево, создавая вибрацию. В это время ребенок должен сильно дуть на свой звук «ж-ж-ж» — таким образом он почувствует создаваемую воздухом и колебаниями шпателя вибрацию.
  • 3 Попросите малыша широко открыть рот и при этом произнести слог «з-з-за», отодвинув язык максимально назад. В это время, как и в упражнении 2, подсуньте ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если это логопедическое упражнение выполняется правильно — вы должны услышать довольно отчетливый звук «Р».
  • 4 Точно также попросите ребенка произносить звук «з-з-зи» открытым ртом, а сами проделывайте те же манипуляции шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этом случае идет постановка более мягкого звука Р, который используется в словах типа «рифма», «рис», «рисунок»…

Известно, что в молодости Ленин очень комплексовал из-за своей картавости. И одно время будущий вождь мирового пролетариата уделял большое внимание упражнениям на постановку звука Р. Поскольку артикуляция звука Р сходна с артикуляцией звука Д, он тренировался на словах, в которых Д и Р стоят рядом. Нередко из комнаты Володи можно было слышать логопедическую «мантру»: драка, дрова, дразнить…

Вы и есть — «учитель года»!

Поскольку дети — это великие повторюшки, при каждом удобном случае не ленитесь демонстрировать своему малышу, как здорово и умело вы сами произносите звук Р. По сути именно вы и есть для вашего ребенка — самый лучший учитель и наставник.

Наклоняйтесь к нему поближе, чтобы он не только слышал вас, но и видел положение ваших губ, мимику лица. Чаще всего именно так, подражая «под копирку», дети и учатся произносить звуки. Будьте ребенку терпеливым (и при этом забавным, улыбчивым!) примером — и он обязательно освоит правильное произношение. И наберитесь терпения — на отработку каждого упражнения по постановке звука Р может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев.

Как только вы услышите, что у ребенка получается более-менее успешно произносить звук Р в упражнениях, начните практиковать слоги, типа «ра-ри-ру-ро» или «ара-тра-ура-ор-мур» — то есть всевозможные сочетания звука Р и гласных (чтобы сам звук Р стоял как в начале слога, так и в середине, и в конце). Затем переходите к отдельным простым словам, типа «рыба-рука-мурзик-арка-шарик-корова» и прочие (опять же — звук Р должен стоят в разных местах слов). И только когда ребенок будет уверенно и правильно произносить слова, переходите к поточной речи.

Многие родители воспринимают трудности с произношением звука Р как серьезную проблему. Подключают к «беде» сонм педиатров и логопедов, а ребенка начинают стращать будущими сложностями в общении… Если вы сознательный и любящий родитель — остановите эту «истерию» в зачатке! Научите своего малыша относиться к трудностям (в том числе и с произношением) дружественно, спокойно, и с юмором. И если вам удастся превратить логопедию в увлекательную игру, вы и ваш ребенок выиграете в любом случае — либо он освоит звук Р, либо научится «терпеть неудачи», оставаясь уверенным в себе человеком.

Развитие речи ребенка посредством игр

У деток дошкольного возраста игры для развития речи признаются наиболее эффективным методом устранения различных речевых дефектов.

Игра, направленная на улучшение речевых возможностей, не только привлекает ребенка своей увлекательностью, но и является наиболее полезной из всех методов развития этого важнейшего навыка. Логопедические занятия для детей, проводимые в игровом формате, способствуют развитию речи, закреплению новых слов, формированию правильного произношения звуков. Дополнительно закладывается будущая основа для познавательной деятельности и развития умственных способностей.

Вот примеры основных видов занятий, направленных на развитие богатства речи у детей:

  • Дополнение предложения: летом листики на клёне зеленые, а с наступлением осени…; грибы мы собираем в …, а помидоры – на … и т.д.
  • Завершение предложения: я хочу….; я могу…; я нарисую… и т.д.
  • Описание предмета: ручка – новая, красивая, цветная…; ромашка – белая, красивая, летняя…; речка – глубокая, широкая, прозрачная…и т.д.
  • Названия домашних и лесных животных с детенышами: петух, курица, цыплята; заяц, зайчиха, зайчата и т.д.
  • Большое – маленькое (ребенку необходимо к предложенному слову подобрать уменьшительно-ласкательное): ваза – вазочка, мышь – мышка, листок – листочек и т.д.
  • Поймай мячик (логопед бросает мяч и называет существительное, задача ребенка – преобразовать его в прилагательное): осень – осенний, береза – березовый и т.д.
  • Выражение несогласия/согласия (задача занятия – сформировать у ребенка способность к утверждению либо оспариванию предложенной мысли с умением обосновывать свое мнение): Скоро начнется дождик – Нет, потому что на небе нет облаков.
  • Словообразование (в предложенном слове нужно заменить конкретный звук): белка – булка, сам – сом, дать – дуть.

Постарайтесь выполнять упражнения используя картинки, детки их очень любят.

Логопедические занятия в домашних условиях

Логопедические занятия с ребенком могут включать:

  • пальчиковые игры;
  • гимнастику на развитие артикуляции;
  • игры для развития слуха, звукоподражание, логоритмику;
  • декламацию стихов и скороговорок.

Заниматься с ребенком необходимо ежедневно, тщательно продумывая ход занятия, увлекая его. Если ему будет неинтересно, то необходимых навыков малыш не приобретет.

Начиная логопедические занятия дома, нужно помнить о следующих правилах:

  • Продолжительность урока необходимо увеличивать постепенно. Первый может продлиться не больше 3 – 5 минут.
  • Занятие должно быть интересным и вызывать у ребенка желание обучаться. Заставлять малыша что-то делать против его воли не стоит, иначе он может отказаться от выполнения упражнений совсем.
  • Можно устраивать короткие занятия, но по нескольку раз в день.
  • Если у ребенка что-то не получается, нельзя на него кричать. Нужно постараться найти причину «непослушного язычка» и исправить её.

Логопедические занятия для детей должны включать в себя пальчиковые игры, поскольку они способствуют развитию мелкой моторики. Учеными давно доказана прямая связь между руками и частью мозга, отвечающей за развитие речевых навыков.

Разучивание текстов в сочетании с пальчиковой гимнастикой помогает развивать такие навыки, как:

  1. умение мыслить пространственно, выражать свои эмоции;
  2. воображение;
  3. внимание.

У ребенка помимо улучшения речи наблюдается ускорение быстроты реакций. Занятия, проводимые в игровой форме, помогают лучше запоминать текст и делают речь более выразительной.

Для получения необходимого результат заниматься с ребенком нужно ежедневно, тратя на это около 5 минут времени.

Упражнения на развитие моторики пальчиков:

  • Цветочек. Ладони сложены вместе, пальчики направлены вверх. Из ладошек складываем цветочный бутон, прижимая их друг к другу. Ребенок произносит вслух четверостишие:
    Солнце поднимается,
    Цветочек раскрывается,(пальчики нужно развести в стороны, но ладошки остаются прижатыми)
    Солнышко садится,
    Цветочек спать ложится (пальчики надо вернуть в исходную позицию).
  • Кошечка. Ладони лежат на столе, собраны в кулак. Ребенок произносит слова «Кулачок – ладошка. Я иду как кошка» и расправляет пальчики, не отрывая ладоней от поверхности стола, а потом снова сжимает. Повторить упражнения три – пять раз.
  • Летит птичка. Руки скрещены перед собой, ладонями к лицу. Нужно зацепить между собой большие пальцы. Это будет «голова», а крыльями выступят ладони. Махать ими нужно, не разъединяя пальцев.
    Птица полетела (машем крылышками),
    Села – поседела (ребенок разъединяет ладони и прижимает их к груди),
    Дальше полетела.

Пальчиковые игры могут использоваться как минутки отдыха во время самого логопедического занятия, помогая отвлечь ребенка и позволить ему переключить внимание.

Перед тем как начинать выполнять логопедические упражнения, необходимо провести артикуляционную разминку. Специализированная гимнастика помогает укрепить мускулатуру артикуляционного аппарата и подготовить его к проведению логопедических занятий.

Артикуляционная гимнастика представляет собой набор упражнений, предназначенных для укрепления мышц губ и языка. Именно они отвечают за произношение звуков. Если мышцы языка недостаточно развиты, то речь будет звучать нечетко.

Делать гимнастику необходимо перед зеркалом. Тогда ребенок сможет контролировать правильность выполнения движений. Ему очень важно наблюдать за движениями губ и языка. Так малыш быстрее поймет, какое положение они должны занимать, чтобы произносить звуки правильно.

Артикуляционные упражнения нужно выполнять дважды в день. Продолжительность занятия – 5…7 минут. В итоге ребенок сможет научиться говорить не только правильно, но и максимально четко и понятно.

Артикуляционный комплекс:

  • Губы растянуть в улыбке, но зубы не должны быть видны. Зафиксировать положение на 30 секунд.
  • Широко улыбнуться, открыв зубы. Зафиксироваться на полминуты.
  • Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на поверхность нижней губы. Шлепать им, проговаривая слог «ПЯ». При этом верхняя губа касается языка.
  • Рот открыт. Язык надо вытянуть вперед и попытаться свернуть его в виде трубочки. Зафиксировать положение на полминуты.
  • В медленном темпе облизывать языком губы от уголка к уголку, не отрывая языка от поверхности губ. Он должен совершить полный круг. Сначала по часовой, затем против часовой стрелки.
  • На лице широкая улыбка с приоткрытым ртом. Кончиком языка надо касаться то одного уголка, то другого.
  • Улыбка на лице с приоткрытым ртом. Кончик языка прижать к поверхности зубов и с небольшим усилием проводить по задней стенке нижнего зубного ряда. Повторить 10 раз. Упражнение повторить, но проходить языком надо по внутренней поверхности верхних зубов.
  • На лице широкая улыбка. На счет «раз» дотрагиваемся до нижних зубов, на счет «два» — до верхних. Повторить упражнения 5 раз.
  • Рот открыт. Пусть ребенок быстро высовывает и прячет кончик языка. Но он не должен касаться зубов и языка.
  • На лице широкая улыбка. Язык расслаблен и лежит на нижней губе. Выдыхая воздух, ребенок должен дуть на лежащий на столе комочек ваты, чтобы он смог двигаться.

Игры для развития слуха, звукоподражание, логоритмика

Дополнить артикуляционную гимнастику нужно другими упражнениями. Это должны быть упражнения для развития слуха, звукоподражание и логоритмика.

Речевой слух помогает ребенку понимать, различать и воспроизводить звуки. Если он недостаточно хорошо развит, то речь у малыша нечеткая и содержит ошибки.

Примеры упражнений на развитие речевого слуха:

  • Ребенку необходимо продемонстрировать предметы, способные издавать звуки. Это могут быть ложки, барабан, трещотки и другие. Затем необходимо дать малышу прослушать звучание каждого. Потом он поворачивается спиной и угадывает, какой из предметов прозвучал. Целью упражнения становится совершенствование речевого слуха и закрепление навыка в различии звуков.
  • Взрослый берет в руки колокольчик. Ребенок стоит у стены с закрытыми глазами. Взрослый передвигается по комнате и периодически звенит в колокольчик. Задача малыша – указать на звучащий колокольчик рукой, не открывая глаз.

Развитие звукоподражания – еще одна часть логопедических занятий. Для упражнения используется сюжетная картинка в соответствии с возрастной группой ребенка. Это может быть, например, изображение девочки, укачивающей куклу. Пусть ребенок начнет воспроизводить укачивающие движения и баюкает воображаемую куклу. Важно контролировать его артикуляцию.

Хорошие результаты дают игры, основанные на подражании голосам животного мира. Такие логопедические упражнения будут более интересными, если в ходе занятия будут использоваться изображения животных/птиц, их фигурки и фигурки детенышей.

Примером может послужить игра в комарика. На картинке должен быть нарисован комар. «Давай познакомимся с комариком. Его зовут Арсений. Он много летает и часто поет свою любимую песенку – «З-З-З». Давай мы тоже будем ее напевать вместе с Арсением! «З-З-З».

Потом предложите малышу поймать комарика и послушать, как он поет свою песню. Хватаем пустой воздух кулаком, прислушиваемся и поем комариную песню – «З-З-З».

Логоритмика представляет собой логопедические упражнения, сочетающие движения, музыку и речь. Такие занятия очень нравятся всем деткам, потому что всегда проходят в веселой обстановке.

Взрослый человек читает стихотворение вслух и воспроизводит описываемые в произведении движения. Очень важно заранее подобрать соответствующее музыкальное сопровождение. Потом дети повторяют увиденное.

Для занятия можно использовать, например, такое стихотворение:

По узенькой дорожке (ребенок шагает на одном месте)
Шагали наши ножки (начинает делать шаги на месте, высоко поднимая колени)
По камушкам, по камушкам (топчется на месте)
И в ямку бух (малыш подпрыгивает и садится на пол).

Декламация стихов и скороговорок

Логопедические занятия с ребенком должны включать чтение вслух разных детских стихов. Учить с ребенком сложные стихотворения не стоит, лучше начинать с простых четверостиший.

Отличных результатов можно добиться, если логопедические занятия для детей будут включать скороговорки. Они представляют собой короткие рифмованные предложения. Они помогают сделать речь четкой, хорошо поставленной, а также расширяют словарный запас ребенка и улучшают дикцию.

Шесть мышат в камышах шуршат.
Саша шишки шапкой сшиб, получил на лбу ушиб.

Вы можете также придумать собственную скороговорку, о том как это правильно сделать читайте в разделе «Развитие речи» на нашем сайте.

Самостоятельные логопедические занятия с детьми помогут решить проблемы с простыми дефектами. При наличии серьезных нарушений исправлением речи должен заниматься профессионал.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *