Как воспитывать гиперактивного ребенка

23. Как помочь гиперактивному ребенку?

Подсказки родителям для развития внимания у детей
— Занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в
дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление,
интерес, восторг!
— Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в
разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны.
Придумывайте, находите новые, оригинальные средства организации
детского внимания. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то,
что наглядно, эмоционально, неожиданно.
— Давая задание, помните, что ваша инструкция должна быть
доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.
— Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении
заданий, позаботьтесь о его хорошем физическом самочувствии и его
настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, по
возможности сократите количество отвлекающих факторов: громких
звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных
журналов и книг, движущихся объектов
— Берегите внимание детей. Если ребенок занят, не следует его отвлекать,
давая новые задания.

25. Как помочь гиперактивному школьнику?

— Не делать проблему из того факта, что ребенок часто не
записывает на уроке домашнее задание или записывает
его неправильно. Можно выйти из положения, узнавая
задания у учителя или более «ответственных»
одноклассников.
— Если такой ребенок посещает группу продленного дня, взвесить все за и
против. Доводы «против» могут перевесить: шум, невозможность побыть в
одиночестве (а такая потребность есть и у гиперактивного); воспитатель вряд
ли может уделить необходимое индивидуальное внимание при приготовлении
уроков и т.д.
— Основную роль в обучении такого ребенка до определенного школьного
возраста (обычно до 5 класса) выполнять придется родителям. Это значит, что
помощь нужно оказывать не только при выполнении домашних заданий.
Иногда стоит вновь разъяснить материал, который нужно было усвоить на
уроке. Упреки в разгильдяйстве тут бесполезны, лучше постепенно
восполнить уже допущенные пробелы. Вообще желательно создавать с
ребенком определенный задел, несколько забегая вперед учебной
программы. Это позволит ему легче усваивать «новый» материал, когда его
будут объяснять на уроке.

26. Как помочь гиперактивному ребенку?

Как реагировать на его поведение и поступки?

Прежде всего, нужно научиться удерживаться от постоянных замечаний,
постоянных попыток вмешаться в его бурную деятельность. Нередко мы
используем давление и контроль даже тогда, когда ребенок не делает ничего
предосудительного, — действуем просто по привычке.

Перестать постоянно ограничивать его активность, инициативу. Этим взрослые
добиваются скорее не послушания, а равнодушия, незаинтересованности, что
впоследствии может проявиться в школьных неуспехах.

Предоставлять больше самостоятельности в делах. Прежде чем запретить чтото, подумать: а что такое страшное произойдет, если сын или дочь поступит посвоему?
Отказаться от резкой критики и навязчивых советов, как можно было сделать
лучше. Хвалить даже за малозаметные, но положительные сдвиги.

Постараться, чтобы школьная жизнь и домашние задания не стали для
подвижного ребенка тяжкой обязанностью. Иначе проявлять самостоятельность
и испытывать радость он будет только на досуге. Подберите для него
интересную учебную программу, разнообразьте занятия дома.

Предоставлять больше возможностей проявить себя — в спорте, в школьном
театре, в зарабатывании карманных денег и т. д.

27. Как помочь гиперактивному ребенку?

Как вести себя родителям с таким ребенком?
Не пытайтесь держать в себе все свои чувства.
Тщательно отделяйте оценку поступков ребенка от оценки его личности.
Обязательно предоставьте ребенку как можно больше возможностей для
реализации его физической, моторной активности.
До определенного момента и определенной степени будьте органом
планирования и органом для оценки последствий поступков, совершенных
вашим ребенком.
Никогда публично не присоединяйтесь к окружающим в оценке вашего
ребенка, даже если по сути вы и согласны с ней.
Старайтесь побольше говорить ему о чувствах, которые испытываете вы
сами и другие люди, проясняйте для него нравственную и этическую глубину
ситуаций, которые происходят на его глазах, в телевизионных фильмах, в
книгах.
Старая игра, которая прекрасно тренирует произвольное внимание (которого
так не хватает гипердинамичному ребенку) и заодно тренирует беглость
мышления (которая вообще никому никогда не вредила).
Что хотите, то берите,
Да и нет — не говорите,
Черного и белого — не называйте,
О красном — не вспоминайте!
Вы поедете на бал?..
Подробнее

32. Рекомендации по оптимизации обучения детей с СДВГ

• Обучение чтению должно предшествовать формированию навыков
письма. Если у ребенка еще не сложился комплексный зрительно-звуковой

образ слова (в процессе обучения чтению), то при письме он будет кое-как
перерисовывать слова по буквам. При этом характерными ошибками будут
добавления, недописывания, выпадения различных элементов и целых
букв, так как не допускать искажений только с помощью визуального
контроля на самом деле очень сложно.
• При обучении чтению цель — понимание, а не проговаривание вслух.
Поэтому сначала надо дать ребенку возможность понять текст, разобрав его
про себя, и только потом предлагать прочитать вслух. Когда ребенка
заставляют сразу читать вслух, то ему приходится одновременно выполнять
две операции. Для этого необходимо распределение внимания, которое у
детей с СДВГ обычно практически отсутствует. Поэтому они как могут
озвучивают текст, так как от них это требуют в первую очередь, но
абсолютно не понимают смысла прочитанного. Естественно, что потом дети
не могут ни пересказать текст, ни ответить на вопросы. За это их не хвалят.
Непонятность и постоянные неприятности постепенно превращают чтение в
особо ненавистную деятельность.

33. Рекомендации по оптимизации обучения детей с СДВГ

• Математика, как более четкая и алгоритмичная наука, усваивается детьми
гораздо легче и нравится им гораздо больше, чем чтение и письмо. При
объяснении любого урока надо стараться давать детям точный
алгоритм действий, уметь выделять сущность. Следует использовать
короткие, четко построенные фразы. Желательно разрабатывать
графическое изображение алгоритма для каждой темы и давать его детям на
карточках. Не надо заставлять их самих вычерчивать или рисовать алгоритм,
лучше «проиграть» его с детьми. Например, построить из ребят «змейку» или
«паровозик» в соответствии с последовательностью событий или действий,
которые надо запомнить.
• Обстановка на занятии должна быть свободной и непринужденной.
Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение
дисциплины исключительно сложны для ребенка с СДВГ. Искренние
попытки ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не
разговаривать и т. д.) и переживания по поводу того, что это никак не
получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере
работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки
проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более
продуктивно работают.

34. Рекомендации по оптимизации обучения детей с СДВГ

• Когда нет запретов, не происходит и накапливания неотреагированной
энергии с последующими взрывами «Рядовая» несдерживаемая
недисциплинированность (когда дети могут сидеть, как им хочется:
поджав ноги или на коленках; вертеться, иногда вставать и пр.) создает
только легкий фоновый шум и меньше мешает проведению занятий, чем
эмоциональные срывы детей и попытки педагога их приструнить.
Допуская мелкие дисциплинарные нарушения, можно поддерживать
общую хорошую работоспособность.
• Если педагог видит, что ребенок «выключился», сидит с отсутствующим
взглядом, то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет
не в состоянии разумно отреагировать.
• При проведении занятий нужно помнить, что сильные и яркие
эмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность детей.
Яркие эмоции создают нечто вроде иррадиирующих очагов возбуждения
и могут нарушать как последующую деятельность, так и результаты
предыдущей.
• Следует проявлять осторожность и в подборе примеров, которые в
памяти детей могут остаться как отдельные картинки, неизвестно что
иллюстрирующие. Эмоционально, но не очень ярко должны быть
выделены самые существенные моменты объясняемого материала
(правило, принцип, алгоритм решения).

35. Рекомендации по оптимизации обучения детей с СДВГ

• У детей с СДВГ часто возникает проблема с закреплением материала,
переводом его из кратковременной, оперативной памяти в долговременную.
Для закрепления материала занятие должно быть построено так, чтобы на
его протяжении варьировался один и тот же алгоритм или тип задания. Это
желательно еще и потому, что при построении занятия трудно учесть
цикличность интеллектуальной активности учащихся с СДВГ. Дети работают
в разном ритме: кто-то еще активен, а кто-то уже устал или, наоборот,
отдохнул и готов подключиться к уроку. Если в течение занятия варьируется
одна и та же тема, то в каком бы ритме ребенок ни работал, он все время
будет «встречаться» только с ней. Тем самым повышается вероятность того,
что основное содержание будет усвоено.
• Работа ребенка должна быть продумана и организована взрослыми так,
чтобы представлять из себя четкую последовательность конкретных
деятельностей, между которыми можно было бы отдохнуть. Каждую
деятельность необходимо представить четкой короткой инструкцией,
вынесенной вовне в виде рисунка или схемы и находящейся перед глазами
ребенка. Инструкции должны быть короткие (или разделены на короткие
самостоятельные части) еще и для того, чтобы хватало объема оперативной
памяти и не происходило выпадения, «замен» и перестановок частей
информации.

Гиперактивный ребенок признаки

В последнее время термин «гиперактивность» все чаще встречается в медицинских карточках маленьких пациентов. Попробуем разобраться, что кроется за этим диагнозом.

Гиперактивность – на медицинском языке СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – это патология, при которой ребенок сверх меры возбудим и активен.

  • В отличие от здоровых детей, которые тоже бывают время от времени чрезмерно активны, дети с СДВГ активны постоянно.Излишняя активность детей с СДВГ вызвана особенностями действия центральной нервной системы, в частности ее повышенной рефлекторной возбудимостью
  • Данное заболевание очень трудно диагностируется, для не существует способов медикаментозного лечения. В медицинской среде сам факт существования такой патологии как «гиперактивность» вызывает множество споров и разночтений
  • По мнению медиков, примерно у трети детей диагноз СДВГ проходит в подростковом возрасте, еще часть таких детей вырабатывают способы справиться с СДВГ во взрослом возрасте
  • Обычно гиперактивность ребенка начинает ярко проявляться к 2-3 годам. В младенчестве она трудно диагностируется, т.к. симптомы выражены нечетко, однако, есть признаки, на которые можно обратить внимание уже с рождения

Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного и младшего школьного возраста

  • Не может сконцентрироваться на одном предмете, во время занятий быстро устает и начинает отвлекаться
  • Не может долго сидеть неподвижно: постоянно ерзает на стуле, двигает руками и ногами, оглядывается по сторонам; на занятиях или во время кормления его бесполезно просить сидеть спокойно
  • Бросает все на полпути: чтение книжки, просмотр мультфильма, игру со сверстниками
  • Развивающие игры, требующие усидчивости (конструкторы, паззлы, рукоделие) таких детей мало интересуют
  • Плохо справляются со всем, что требует мелкой моторики: аппликации, лепка, мелки застежки, шнурки, крючки на одежде
  • Постоянно попадают в какие-то истории, так как у гиперактивных детей снижено чувство опасности и отсутствует двигательный контроль: они падают, получают травмы на ровном месте, часто что-то роняют, ломают и пачкают

  • В школе им плохо дается математика и чистописание, не любят читать
  • По уровню развития они часто опережают сверстников: у них довольно высокий интеллект, они блестяще справляются с творческими задачами, быстрее схватывают материал
  • Очень сложно поддаются дисциплине, часто конфликтуют с учителями, срывают уроки
  • Самой большой проблемой бывает адаптация со сверстниками. Из-за слишком подвижного внимания гиперактивные дети не способны полноценно поддержать разговор, включиться в игру; они слишком разговорчивы, могут оборвать собеседника на полуслове и начать свой рассказ
  • Излишне реагируют на колкости и шутки одноклассников, конфликтуют чаще обычного, довольно резко и грубо себя ведут по малейшему поводу; как следствие часто становятся изгоями и не имеют друзей
  • Из-за неспособности к концентрации гиперактивные дети очень рассеяны и неуклюжи; они постоянно что-то теряют, забывают, подолгу ищут любой предмет; они не способны поддерживать порядок в шкафу, в портфеле, в комнате
  • Вследствие переутомления они часто страдают от головных болей, расстройств ЖКТ, аллергии и невротических состояний

Познавательная активность детей с СДВГ

Познавательная активность – это готовность ребенка достигать результат, развивать определенные навыки и умения, усваивать дидактический материал в нужном объеме.

От качественного развития познавательной активности ребенка напрямую зависят его успехи в школе и последующей жизни. Гиперактивным малышам очень важна помощь родителей в этом вопросе.

  • Дозируйте объем информации, получаемой ребенком. Занятия должны быть короткими, информация простой и предметной – о том, что ребенок может видеть и осязать. Абстрактные понятия дети дошкольного возраста не способны воспринимать.
  • Если есть возможность практического применения полученных знаний, устройте с ребенком небольшой опыт, это поможет лучше усвоить материал, так как наглядность – очень важный фактор в обучении дошкольников
  • Получаемая информация не должна быть разрозненной, чтобы не создавать дополнительной нагрузки на психику.
  • При подаче информации важно ее логически увязывать с уже пройденным материалом, чтобы у ребенка складывалась целостная картина мира
  • Занятия должны носить игровой характер, для дошкольников игра – ведущий вид деятельности, через который они познают окружающий мир
  • Категорически не следует наказывать ребенка за ошибки и несообразительность, так вы отобьете у него интерес к занятиям на долгие годы вперед

Агрессивный ребенок

Одним из вариантов проявления гиперактивности может быть повышенная агрессивность ребенка. Речь не идет о доброкачественной агрессии, которая возникает у детей в случае необходимости защиты своей территории от посягательств, или агрессия как ответная реакция на обидчика.

Повышенная агрессивность – это немотивированное проявление злобы, направленное на окружающих.

Повышенная агрессия вызвана тем, что для чрезмерно возбудимой психики ребенка с гиперактивностью малейшая причина может послужить серьезным раздражителем и как следствие – проявление «защитных» мер по устранению причины раздражения.

Для окружающих такое поведение часто выглядит немотивированным, так как причиной раздражения могут послужить совершенно безобидные вещи с точки зрения взрослых.Как правильно вести себя, если ваш ребенок проявляет повышенную агрессию?

На практике публичное наказание (отшлепать, лишить прогулки, заставить просить при всех прощения) имеет обратный эффект: оно только усиливает конфликт и вызывает в ребенке желание насолить еще больше. Если игнорировать агрессивные выходки ребенка, то малыш воспринимает это как вседозволенность , и проявления немотивированной агрессии становятся для его нормой. Как помочь агрессивному ребенку?

  • При первых признаках агрессии нужно переключить внимание ребенка на другую тему. При этом очень важный тесный телесный контакт малыша и родителя, так как гиперактивные дети очень привязаны к родителям, особенно к маме
  • Приучайте ребенка делиться с вами причинами гнева. Во-первых, сам процесс облечения эмоций в слова отвлекает и успокаивает ребенка, во-вторых, вам будет проще понять, что послужило толчком к агрессии и как ее устранить
  • Внимательно следите за тем, чтобы в повседневной жизни ребенок не сталкивался с агрессивным поведением окружающих. Недопустима агрессия в семье, следует избегать просмотра мультфильмов и взрослых фильмов с повышенным уровнем агрессии, комиксы, картинки и компьютерные игры, несущие агрессию, также стоит исключить из поля зрения ребенка
  • Заведите ребенку игрушку для битья. Если он не может справиться с гневом, предложите ему вылить все эмоции на боксерскую грушу или мягкую подушку. Обыграйте свой подарок и научите ребенка сбрасывать агрессию без вреда для окружающих

Работа с гиперактивными детьми

У гиперактивных детей очень высока потребность в одобрении, похвале, принятии, признании. В силу своего обычного поведения, они гораздо чаще слышат упреки и угрозы, чем слова восхищения. Как можно создать условия, в которых ваш ребенок будет чувствовать себя успешным и уверенным в себе?

  • Отдайте ребенка в секцию или художественную школу. Обычно гиперактивные дети очень одарены творчески: они прекрасно рисуют, у них отличный слух, на фоне обычных детей их таланты выделяются довольно заметно
  • Можно отдать ребенка в спортивную секцию, если у него есть любимый вид спорта и явные способности к нему. У гиперактивных детей обычно довольно низки порог утомляемости и болевых ощущений, поэтому в спорте они также добиваются заметных успехов
  • Направьте активность ребенка в полезное русло: полить цветы, принести воды, помыть посуду, почистить клетку с попугаями. Важно, чтобы дело не требовало длительного времени, но приносило заметную помощь. Можно дать несколько заданий с небольшими перерывами. Так малыш выплеснет энергию и одновременно ощутит гордость от проделанной работы
  • Хвалите ребенка за каждый успех, которого ему удалось добиться: собрал паззл, раскрасил рисунок, довел любое начатое дело до конца, высидел спокойно урок, лежал тихо в сон-час. Попросите о том же педагогов в детском саду и начальной школе. Положительная реакция взрослых вызовет у ребенка желание развивать успех в этом направлении

Гиперактивный ребенок. Что делать родителям?

Изменения головного мозга, вызывающие повышенную возбудимость и гиперактивность ребенка, не носят пожизненный характер и часто проходят к юношескому возрасту.

Гиперактивность не является болезнью в строгом смысле слова, это всего лишь временное отклонение. Чтобы облегчить жизнь себе и малышу на период взросления, родителям нужно придерживаться нескольких простых правил:

  • Избегать чрезмерных наказаний за непослушание, поскольку плохое поведение ребенка непреднамеренно, он сам испытывает определенный дискомфорт от того, что не может подстроиться под общие правила. Ругань и обвинения только усугубят состояние ребенка
  • Постараться предотвращать истерику ребенка еще до ее возникновения или развития до гиперактивной фазы.
    Избегать ситуаций, способных вызвать у малыша слишком бурные эмоции: не устраивать сюрпризов, внезапных ситуаций, резкой смены обстановки
  • Выработать определенные правила, при которых ребенок получает небольшое поощрение за каждое хорошо выполненное задание, требующее усидчивости и внимания
    Выработать правила поведения (ситуации в которых малыш всегда слышит слово «нельзя») и мягко, но неукоснительно их придерживаться
  • Избегать столпотворения людей, больших шумных праздников, большого количества гостей в доме; такая обстановка очень способствует перевозбуждению
    Избегать ярких деталей, контрастных сочетаний и кричащих цветов в оформлении детской комнаты; отдать предпочтение спокойным тонам
  • Избегать нагромождения мебели и большого количества игрушек в детской, не допускать беспорядка и захламленности
  • Чаще играть с ребенком в развивающие и обучающие игры. При этом в комнате не должно быть посторонних звуков (включенного телевизора или радио, посторонних разговоров). Вашему малыш довольно сложно сосредоточиться, шумовой фон будет вызывать дополнительную нагрузку на психику

  • Гиперактивным детям хорошо помогают снять напряжение игры на свежем воздухе, поездки на природу, активные занятия спортом (но не соревнования!) – любые занятия, которые позволят им дать волю энергии, не доставляя беспокойства окружающим
  • Желательно выработать определенный ритуал подготовки ко сну, чтобы выработать у ребенка устойчивую привычку и определенный психологический настрой. За 2 часа до сна прекратить все активные игры и занятия. За час до сна выключить телевизор, приемник, снизить общий шумовой фон в квартире. За 30-40 минут до сна выпить травяной чай, принять ванну, помассировать ножки. Это способствует расслаблению и снятию тонуса нервной системы
  • Укладывать ребенка нужно при выключенном свете и закрытых от постороннего шума окнах и дверях. Желательно побыть рядом с малышом, настраивая его на сон: шепот, мягкие поглаживания, баюкающие движения и звуки.
  • Важно, чтобы помещение, где спит ребенок было хорошо проветрено. Материалы для постельного белья и пижамы должны быть из натуральных материалов, которые не электризуются, так как статическое электричество повышает тонус нервной системы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *