Как вежливо отказать

Как вежливо отказать клиенту в услуге?

Иногда попадаются такие активные клиенты, что просто не дают работать. Им нужно уметь сказать «нет» без грубости и агрессии.

Используйте оттягивающие фразы, они выиграют время:

  • «К сожалению в данный момент специалист по этому вопросу занят, как он освободится – свяжется с вами»;
  • «Да, мы понимаем вашу проблему и попробуем ее решить при первой возможности. Если не получится, мы перезвоним»;
  • «Спасибо за обращение, мы ценим ваше время поэтому не станет больше задерживать и свяжемся с вами по результатам»;
  • «К сожалению, вы ошиблись, наша компания этим не занимается, но я могу дать вам номер телефона другой фирмы».

Не говорите «нет» открыто, иначе человек подумает, что его просто отшили. Извинитесь, уделите ему пару минут, если есть возможность – предложите альтернативное решение. Главное – не врите и дайте почувствовать внимательное отношение.

Если вы понимаете, что испытываете трудности в общении – заведите несколько шаблонных фраз, которые будут выручать вас в трудную минуту. Конечно они подойдут не для каждого случая, но вы станете увереннее не зная, как вежливо отказать, имея хотя бы что-то на вооружении.

Как вежливо отказать работодателю

Кандидат имеет право отказаться от вакансии на любом этапе отбора, даже на этапе финального собеседования. Ведь в любой момент он может получить новое предложение о работе, которое (по сравнению с настоящим) представляет для него больший интерес. Но как корректно отказать и сохранить о себе воспоминание как о профессионале? Ответ дает наш эксперт, руководитель карьерных сервисов HeadHunter Марина Хадина.

После приглашения на собеседование

Если вас пригласили на собеседование*, но вы передумали на него идти, легче всего не прийти совсем, тем самым отказывая работодателю. Однако даже в таких ситуациях важно соблюдать деловую этику. Если вы пропустили собеседование, никого не предупредив, работодатель сделает вывод и запомнит такое непрофессиональное поведение. Вполне возможно, ваши пути со временем пересекутся. Мир особенно тесен в профессиональном кругу: люди переходят из компании в компанию, и однажды вы можете снова встретиться на собеседовании в более желаемой компании или даже как коллеги внутри одной организации.

Более того, чем выше уровень должности, тем желательнее соблюдать деловую вежливость.

Как лучше сделать? В идеале, нужно позвонить работодателю (контактному лицу) и лично сообщить о своем решении. В случае такого личного звонка у работодателя остается возможность спросить о причинах и, в случае чего, дать вам больше информации о вакансии, чтобы переубедить вас. Не исключено, что вы все-таки передумаете и придете на встречу.

Отказывать всегда психологически некомфортно или некогда. Поэтому если вы твердо решили, что это предложение не для вас, и вы не видите никаких причин для личной встречи с работодателем, то можно написать вежливое письмо с вашим решением отказаться и с благодарностью за такую возможность.

После собеседования

После собеседования появляется больше информации о самой вакансии (роль, задачи, зона ответственности, ресурсы), о компании, о потенциальном руководителе и об условиях работы (материальных и нематериальных). Возможно, что-то из поступившей информации оказалось не очень привлекательным для вас, и вы решаете отказаться. Здесь, как и на предыдущем этапе, есть два конструктивных варианта: позвонить и сообщить о своем решении или написать. С тем лишь отличием, что причина отказа будет более конкретной.

Рекомендую четко для себя формулировать, чем та или иная вакансия вам не интересна. Так как в случае обсуждения этого с работодателем или с рекрутинговым агентством вы уточняете свои критерии поиска работы. Во-первых, может оказаться, что вы не точно друг друга поняли, и вам поступит новая, более точная информация. Во-вторых, вам смогут предложить другую вакансию (как работодатель, так и рекрутер из кадрового агентства), которая будет более полно отвечать вашим интересам.

После прохождения всех этапов и/ или получения предложения о работе

Обе стороны (и вы, и потенциальных работодатель) вложили много времени и сил, поделились информацией. И если на финишном этапе вы приняли отрицательное решение, то это необходимо озвучить второй стороне, для которой важно знать причины.

Объяснение — ключевой момент, т.к. работодателю нужно понимать ваши мотивы, а также видение ситуации (вакансии) со стороны. Более того, обсуждение причин, как и в предыдущем случае, может привести к уточнению или даже пересмотру каких-то переменных. И бывают случаи, когда работодатель делает более выгодное предложение или корректирует условия с учетом мотивации соискателя.

Если вы еще не решили, а работодатель настаивает на вашем ответе. То также можно честно сказать: у вас есть другое предложение, оно вам более интересно по таким-то параметрам, а текущее интересно по таким-то параметрам. И вам нужно время или дополнительная информация, чтобы решить. Такое поведение более конструктивно для вас, так как в случае открытого диалога появляется возможность узнать больше информации или даже пересмотреть какие-то переменные предложения.

Если вам никак не хочется пока говорить о наличии других предложений, то вы можете по аналогии с предыдущим сценарием сказать: в данном предложении для однозначного вашего положительного решения не хватает такого-то фактора, и вам необходимо время, чтобы подумать над этим. Важно указать время, необходимое вам для размышления. Такой ответ сориентирует вторую сторону: сколько вас ожидать, что вас смущает и т.п. Возможно, работодатель сможет вам встречно что-то предложить, чтобы облегчить вам решение.

Возможно, вы уже сделали выбор в пользу конкретного работодателя и дали ему согласие. Остальным работодателям нужно как-то сказать, что вы выбрали другой вариант. Самый нежелательный сценарий развития: работодатель звонит-названивает, ожидая решения или даже уже выхода на работу, а соискатель игнорирует-молчит.

Что лучше сделать? Всегда можно сказать честно, что у вас появилось другое предложение (без названия имени компании), которое вам более интересно по таким-то критериям. В крайнем случае, напишите об этом же. Но не молчите. Это самое непрофессиональное поведение. И помните — не сжигайте мосты, ваши пути могут пересечься в профессиональном мире.

Причины, которые соискатели называют в качестве аргументов для отказа

— Неинтересные финансовые условия или структура компенсационного пакета.
— Не подходят условия труда: офис, рабочее место, месторасположение.
— Отсутствие возможностей профессионального развития или неинтересная вакансия: «я это уже все делал, нет новизны, зоны развития».
— Несоответствие опыта с тем, что нужно делать (когда соискатель сам понимает, что он не справится с этой работой).
— Несовпадение во взглядах или в темпераменте с потенциальным руководителем.
— Не близкая по духу корпоративная культура компании.
— Объем командировок.

Мы уже рассказывали тебе, почему девушкам не нравятся милые парни и как перестать угождать всем вокруг. Может быть, ты как раз из тех, для кого мы писали эти тексты. Так называемые милые парни могут быть милыми снаружи, а внутри они постоянно ощущают депрессию и опустошенность.

Милые парни постоянно попадают в простую ловушку: они всегда говорят «Да» на каждую просьбу. Эти безотказные люди боятся, что перестанут нравиться людям, если откажут им. Соглашаясь на всё, милые парни вписывают в свое и без того забитое расписание дополнительные дела и дедлайны. В конце концов они нагружают себя столькими делами, что не могут выполнить даже свои прямые обязанности, которые должны стоять для них на первом месте. И смех и грех: в конце концов такой милый парень не может справиться ни с чем, не сдерживает обещаний и перестает нравиться людям — чего он так старался избежать.

Мужчина четко расставляет приоритеты и ставит перед собой цели, уделяет время, чтобы достичь их, и говорит «нет», когда просьба мешает ему делать то, что для него важно. Он не перестает стремиться к лучшему, делая разные вещи, чтобы оставаться просто хорошим.

Чего не понимают милые парни? Невозможно нравиться всем. Даже если ты будешь всем помогать и угождать. И более того, возможно даже отказывать людям и всё равно оставлять их с мыслью, что ты хороший и свой парень.

Если тебе сложно отказывать людям, обратись к нашему мануалу: он научит тебя, как делать это правильно.

Это не какое-то персональное «нет». Не говори «нет» так, словно ты отказываешь человеку, потому что он тебе не нравится; потому что его затея сумасшедшая; потому что дело скучное. Дай ему понять, что ты просто «соблюдаешь правила». Я имею в виду, какие-то свои личные правила, которые не позволяют тебе согласиться.

  • «Я не могу пойти на фестиваль польки в понедельник, потому что мы всегда проводим вечер понедельника всей семьей».
  • «Я не могу пожертвовать на это деньги. Мы решили вместо таких пожертвований копить деньги и отдать их на… (любое дело)».
  • «Спасибо за приглашение, но я не встречаюсь с женщинами, у которых больше одиннадцати котов».

Дай понять, что ты хотел бы сказать «да». Если ты покажешь человеку, что сочувствуешь его просьбе, но всё равно не можешь ее исполнить, это смягчит его разочарование от отказа.

  • «Я бы с удовольствием взял вас на работу, вы отлично подходите на эту должность. Но HR-щик уже нашел другого кандидата и начал его оформлять».
  • «Я бы с радостью выступил на вашем съезде: мне очень понравилось в прошлом году, презентации были отличные. Но у меня накопилось слишком много дел».

Покажи, что ты обдумал свой отказ. Услышать немедленный и необдуманный отказ очень обидно. Покажи человеку, что ты думал над его просьбой, что тебе потребовалось время, чтобы принять решение, прежде чем ты сказал «нет».

  • «Очень захватывающий сценарий. Мне очень нравится сцена, где робот-людоед и утконос стали друзьями. Но студия производит романтические комедии, мне очень жаль».

Предложи что-то вроде компенсации. Если ты не можешь исполнить просьбу, подумай, что ты можешь сделать, чтобы хоть как-то помочь.

  • «Я не могу быть судьей на этой игре, но дам вам кегу, чтобы после матча вы повеселились».
  • «Я не могу пойти в поход, но могу дать тебе палатку».

Дай понять, что твой отказ пойдет им на руку. Ты можешь превратить свой отказ в своего рода услугу: надо лишь повернуть дело так, чтобы человек понял: твое согласие лишь усугубило бы дело.

  • «У тебя первоклассная газета. Если бы я нашел время, чтобы написать для тебя какой-нибудь текст, он бы не соответствовал вашим высоким стандартам, которыми славится ваше издание».
  • «Если бы я пошел с вами, я бы всё равно заснул на середине фильма и опозорил бы всех».

Скажи «нет», чтобы помочь человеку самому сказать себе «нет». Вебдизайнеры, парикмахеры и другие творческие люди понимают эти чувства, когда они говорят клиенту, что его желание нельзя воплотить. То есть, технически можно, но это будет плохо выглядеть. Если они скажут «нет» в лоб, клиент может разозлиться и обидеться. Вместо этого спроси о целях человека, а потом мягко покажи ему, почему его предложение не поможет их достичь.

  • «Если вы хотите, чтобы ваша страница выглядела лаконично и современно, все эти радуги и единороги на фоне не вяжутся с общим стилем. Я могу показать несколько образцов — возможно, это как раз то, что вам нужно».
  • «У Вас очень мужественный подбородок. Такая стрижка заставит его перевесить всё лицо».

Дай понять, что в перспективе ты можешь согласиться. Не выставляй ситуацию безнадежной, если она не является таковой.

  • «Я не могу поставить тебе «отлично» за эту работу, но тебе почти удалось. В следующий раз сделай тезис более убедительным, и тогда всё получится».

Покажи, что идея плохая. Если кто-то приходит к тебе с идеей, которую ни за что нельзя воплотить, вне зависимости от того, что они говорят и как стараются, не надо подслащивать свой отказ. Но «Нет, выметайся, идиот!» — тоже не лучший способ. Вместо этого задай несколько вопросов и покажи, где план не работает. Помоги человеку самому увидеть, насколько нереалистична его идея. Ты окажешь ему услугу.

  • «Хорошо, а на кого нацелена эта накладная борода?»

Просто скажи «нет». Иногда это лучший выход. Если кто-то тратит твое время и не уважает тебя, не надо смягчать свой отказ. Укажи ему на дверь.

И напоследок. Эти советы помогут тебе смягчить отказ, но не должны вносить в твою речь двусмысленность. Оставайся вежливым и теплым, но будь жестким и уверенным. Скажи свое мнение, пускай мирятся с ним. Не позволяй никому обвинять тебя за то, что ты не делаешь вещи, которые тебе не нравятся. Что приятного в безотказности? Ты будешь больше уважать себя, если научишься говорить твердое «нет».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *