Как стать режиссером

Хоть и кажется, что профессия кинорежиссера находится чуть ли не за гранью возможностей обычного человека, добиться определенных успехов в этой сфере вполне реально. Все, что вы должны сделать – это проявить желание и приложить все свои усилия, чтобы достичь цели. И сегодня мы дадим вам несколько напутствий, которые помогут вам хотя бы определиться, с чего стоит начинать.

1. Анализируйте фильмы

Очевидно, что для того, чтобы снимать фильмы, вы должны смотреть фильмы. Но привыкайте смотреть киноленты не только удовольствия ради. Старайтесь находить любые ошибки, пытайтесь понять, как была создана та или иная сцена, вникайте в суть создания фильма. Изучайте как новые картины, так и старые, сравнивайте их.

2. Учеба

Нет ни единой профессии, которая не требовала бы подготовки как практической, так и теоретической. Вы можете пойти в киношколу или поступить на соответствующий факультет в ВУЗе, а можете самостоятельно изучать материал, которого в интернете валом. Здесь уже вам все карты в руки, решайте сами, как вам обучаться. Ваша цель – овладеть теоретической частью.

3. Снимайте

Снимайте все и всегда. Придумывайте сюжеты, заведите видеоблог, просите друзей и знакомых помочь вам в съемках, снимайте короткометражные фильмы. Вы должны иметь определенное портфолио своих работ, которые вам будет не стыдно показать. Не стоит тешить себя надеждой о том, что ваш диплом режиссера откроет вам все двери. Всех в первую очередь будет волновать то, что вы умеете, а не корочка о высшем образовании. Поэтому тренируйтесь как можно больше, старайтесь оттачивать свои навыки.

Джеймс Кэмерон дал один простой совет всем, кто хочет стать режиссером:

4. Конкурсы и фестивали

Это ваш шанс стать замеченным. Отправляйте свои работы на разнообразные фестивали и конкурсы, будьте активными. Возможно, вас там кто-то заметит и пригласит сотрудничать или просто возьмет под свое крыло и поможет в развитии.

5. Будьте фактотумом

Это значит, что вы должны делать все – писать сценарий, быть актером, оператором, звукорежиссером и так далее. Примерьте на себя каждую роль, чтобы понимать людей тех профессий, которые будут потом с вами работать. Чтобы организовать актеров, вы сами должны побыть актером. В целом, суть вы уловили – поставьте себя на место других участников съемочного процесса.

6. Знакомства

Мы не устанем говорить о том, насколько важны знакомства в любой профессии. Поэтому вливайтесь в тематические сообщества, ищите контакты на фестивалях, в интернете, на форумах и так далее. Главное – ваша сеть нужных контактов должна постоянно расширяться.

7. Выберите свой путь

Грубо говоря, существует два варианта развития событий:

1. Продюсер наймет вас на роль режиссера

В этом случае продюсер хочет снять фильм, ищет сюжет будущего фильма, подбирает актеров. А затем ему понадобится режиссер, который сможет снять все это наилучшим образом. Если по мнению продюсера вы являетесь лучшим режиссером для этого фильма, то у вас появляется шанс стать знаменитым и выполнить крупную работу. Но, конечно, реальность не всегда соответствует ожиданиям.

Но для того, чтобы у вас был хотя бы шанс того, что вас наймут, вы должны иметь несколько работ за плечами, именно поэтому мы говорили выше о важности портфолио. Поэтому не стоит обманывать себя, думая, что вас и так возьмут, без отснятых работ. Портфолио почти полностью решает, будете ли вы работать с продюсером. Почти – потому что харизма и умение договориться все же влияют на принятие решения.

Чтобы найти себе работу таким образом, вам придется поискать вакансии в интернете или воспользоваться знакомствами.

2. Независимый путь

Быть независимым режиссером довольно сложно. Таких независимых режиссеров, желающих создавать собственные фильмы, более чем достаточно. Поэтому, сами понимаете, конкуренция огромная. Никто не будет финансировать ваши фильмы, а когда вы все же закончите картину, то она не принесет денег, и ее посмотрит всего несколько сотен человек в лучшем случае. Это и есть жестокая реальность независимого режиссера.

Многие уверены, что они могут пропустить этап построения портфолио, и вместо этого налаживать контакты и пытаться выиграть лишь за их счет. Это так никогда не работало, не работает и не будет так работать.

8. Сюжет в залог

Сюжет в залог – это ситуация, в которой у режиссера есть сценарий, который желает снять какая-либо компания, которая занимается выпуском фильмов. И режиссер предоставляет ей свой сценарий с единственным условием – он сам должен режиссировать будущий фильм.

Это очень хороший ход, который даст вам гарантию того, что вы будете наняты и что у вас таки будет работа. Такой способ использовал Джеймс Кэмерон, чтобы “забить” себе режиссерское кресло на фильм “Терминатор”. И у компании не оставалось иного выхода, как взять его режиссером, так как они очень хотели снять этот сценарий. Также таким способом воспользовался Лен Уайзман, когда хотел режиссировать фильм “Другой мир”.

И снова же, дать сюжет в залог, претендуя на место режиссера вы сможете только в том случае, если у вас будет достойное портфолио. Даже если компания будет до смерти хотеть снять ваш сценарий, а вы захотите стать режиссером, вас попросят предоставить образцы сделанных вами работ. Ну а если таковых не будет, то вероятность того, что у вас получится заключить сделку, крайне мала.

9. Люди нанимают режиссеров, чтобы снять фильм

Но совсем не потому, что они заинтересованы в вашей карьере. Поэтому и подбирать режиссера будут исходя из своих требований и нужд. Вас не возьмут только потому, что вы хороший парень и вам нужно продвигаться по карьерной лестнице. Если вы будете смотреть на свои шансы быть нанятым именно с точки зрения продюсера, то более вероятно, что вас все-таки наймут.

10. Несколько мифов

  • “Я стану режиссером, если пойду в действительно хорошую киношколу.” Нет, вы не станете.
  • “Я стану режиссером, если я просто буду ходить на киноивенты и знакомиться.” Нет, парень, так не будет.
  • “Я стану режиссером, если я начну с “мальчика на побегушках” на съемочной площадке и пройду весь путь до кресла режиссера таким образом.” Так это не работает. Это хороший способ стать первым ассистентом режиссера, но, мы думаем, это совсем не является вашей целью.

11. Ошибки

  • Никогда, НИ-КО-ГДА не ссорьтесь с кем-либо из киноиндустрии. Сфера кинематографа – это достаточно маленький и тесный мир. И если вы погрызлись с одним человеком – готовьтесь к тому, что от вас отвернутся еще десять.
  • Не надейтесь на быстрые и большие деньги. Вполне возможно, что вам не месяц, и даже не год, придется питаться лапшой быстрого приготовления и ограничивать свои растраты.
  • Не будьте “типичным режиссером”, который, купив камеру, решает, что он уже режиссер. Нет, камера не делает вас вторым Спилбергом. Свои работы вы можете снимать хоть на тапок, главное, чтобы они были ценными сами по себе. Ваших будущих работодателей будет волновать далеко не качество картинки.

Книги:

1. Кадр за кадром (Shot by shot)

Эту книгу рекомендуют всем, кто хочет стать режиссером. Она пользуется большой популярностью в западных киношколах. В книге автор буквально по косточкам разбирает режиссуру кино.

2. Основы режиссуры кино: увидеть фильм перед съемкой (Film directing fundamentals: see the film before shooting)

Отличная книга о препродакшене. В ней подробно изложено, как подготавливаются фильмы. Как пример приведены известные картины, поэтому книга буквально наглядно объясняет все нюансы.

3. Композиция кадра в кино и на телевидении (Picture composition for film and television)

Эта книга тоже любима западными киношколами. Прочитав ее, вы узнаете типичные принципы построения композиции и варианты цветовых решений.

4. Пустое пространство (The empty space)

Питер Брук, автор книги, является одним из самых значимых режиссеров. Он снял около десяти фильмов и поставил больше пятидесяти спектаклей. Его постоянные размышления о режиссуре и изложены в его книге.

5. Режиссура как практическая психология

Эта книга является отличным учебником, который поможет не только в режиссуре, но и в общении с людьми в целом. Поэтому эту книгу стоит прочитать даже тем, кто не собирается стать режиссером.

Читайте также: Как снимались 10 самых популярных фильмов 2014 года

Читайте также: Как снимался лучший фильм года «Бердмэн»

Читайте также: Как стать сценаристом. Основы

Профессия: режиссер

Теория и практика

Разумеется, каждый режиссер должен на практике прекрасно знать все нюансы съемочных процессов, не существует книг, статей, учебных программ, которые могут заменить этот опыт.

Но начинать все-таки нужно с теории, ведь именно на режиссере держится весь процесс на съемочной площадке, и необходимо узнать как можно больше до того, как взвалить на себя подобную ответственность. Потому образование – та крайне желательная база, на которой будущий кинорежиссер может построить действительно примечательную карьеру. Другое дело, что получить его можно не только в специализированных учреждениях.

Любой человек, который мало-мальски «в материале», назовет вам известнейших режиссеров, которые добились успеха, не имея за плечами ничего, кроме опыта, не читая книг, не слушая никого. Но ориентироваться исключительно на их пример – отличная возможность стать жертвой типичной «ошибки выжившего»: принять во внимание лишь опыт единиц, которым удалось, ничего не узнав об опыте тех безвестных сотен тысяч, у которых не получилось.

Первые шаги

Первое, что нужно, чтобы стать режиссером – научиться здраво смотреть на вещи, настроиться на кропотливую и упорную работу и возможную череду неудач. Это нормально. Затем нужно трезво оценить имеющиеся навыки – вероятно, они очень скромны, значит, первый опыт тоже должен быть скромным: короткометражка, любительский фильм, освоение техники и программ, которые для этого потребуются. Попутно вы приобретете опыт в смежных сферах: разберетесь, что представляет собой профессия оператора, звуковика, постановщика света и так далее, ведь в будущем все это будет крайне важно. Режиссер должен хорошо разбираться в основных аспектах деятельности каждого человека на съемочной площадке.

Изучайте работы классиков и современников, отслеживайте удачные находки, анализируйте, как было сделано то, что вас «зацепило», и то, что привлекает других. Отмечайте каждую мелочь, не только успешные находки, но и неудачные аспекты, проблемы сюжетов, игры, монтажа и так далее. Идеально – если вам удастся найти сценарии к просмотренным фильмам, чтобы понять планы режиссера и оценить, как именно он шел к их воплощению, что ему удалось, а что нет.

Что читать?

Многие знаменитые режиссеры делились своими знаниями с начинающими, кроме того, есть и базовый список «маст хэв» чтения для тех, кто хочет снимать. Это, в частности, книги Александра Митты «Кино между адом и раем», Роберта Родригеса «Кино без бюджета», Андрея Тарковского «Уроки режиссуры» и других. В западных киношколах крайне популярна, в частности, «Shot by shot» Стивена Каца, а всем, кто хочет глубже погрузиться в процесс, можно рекомендовать книгу «Режиссура как практическая психология» Ершова.

Экспериментируйте

Пишите сценарии короткометражек, кооперируйтесь с приятелями, снимайте сцены для фильмов, а дома собирайте из них кино при помощи видеоредактора. Отсматривайте материал, анализируйте ошибки, находите пути их решения.

В начале пути подражание классикам – это не плохо, а даже хорошо. Освойте их инструментарий, лежащий на поверхности, и двигайтесь дальше в поисках своего. Не замахивайтесь сразу на сложное, не бойтесь начинать с простых решений, не бойтесь копирования, но не бойтесь и нарушать даже базовые принципы, если точно знаете, зачем это нужно. Разрешите себе полет фантазии. Пусть не все решения будут удачны – на собственных неудачах вы можете учиться так же, как на чужих.

Погружайтесь в среду

Поработайте на съемочной площадке. Постарайтесь получить работу в составе съемочной группы – любую, вам просто нужно оказаться внутри процесса, увидеть, как он устроен, и, если повезет – завести свои первые связи в мире кино.

Посещайте фестивали и конкурсы, отправляйте свои работы, пишите заявки.

Развивайтесь в смежных областях: может быть, до того как стать режиссером, вы напишете отличный сценарий, а если не отличный – все равно многое поймете о роли режиссера после того, как побываете в шкуре сценариста. Попробуйте выступить в амплуа актера – это тоже принесет ценный в будущем опыт.

По возможности читайте чужие сценарии, подмечайте удачные решения и старайтесь найти собственные альтернативы и хорошим, и плохим, с вашей точки зрения, сценам.

Посещайте короткие курсы при киношколах: это опыт, это доступ на съемочные площадки, это, опять же, связи.

Ищите контакты, поддерживайте и расширяйте их. И никогда, никогда не ссорьтесь с людьми, работающими в киноиндустрии: это невероятно тесный мир.

Нарабатывайте опыт и портфолио. Продолжайте делать короткометражки, привлекайте больше людей, пробуйте разные жанры и подходы. И да, начинайте возить свои фильмы на кинофестивали, как только будете абсолютно уверены, что работы должны быть замечены.

А когда у вас уже будет приличный опыт, портфолио и понимание процессов – наймите агента, который будет искать для вас контракты.

С продюсером или без?

Есть два пути: независимый кинорежиссер или режиссер, заключивший контракт с продюсером. Если вы не боитесь сложностей, готовы к конкуренции, располагаете средствами и плохо реагируете на давление сверху – возможно, первый путь для вас, однако будьте готовы, что картина едва ли получит большую известность. Если же вы умеете договариваться и хотите известности – ориентируйтесь на второй путь. Однако до того, как получить хороший заказ, нужно уже иметь за плечами завершенные работы, поэтому первый вариант может быть базой для второго.

В любом случае, чтобы кого-либо заинтересовать, потребуется наработать портфолио, потому см. выше – экспериментируйте.

Освойте видеоредактор

Очень простой и наглядный Movavi Видеоредактор с инструментарием для начинающих и продвинутых пользователей. Он легко сделает шикарный видеоролик из любого материала: улучшение и стабилизация видео, устранение лишнего, склейка, простое добавление эффектов и огромное количество титров, эффектов, переходов от профессиональных дизайнеров. Это очень простая и удобная программа для видеомонтажа, которая достойна сопровождать вас на всех этапах пути!

Как стать режиссером: 10 шагов в профессию

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
Режиссер — это человек, на котором держится весь съемочной процесс в кинопроизводстве. Он организует работу актеров, операторов, звукорежиссеров, костюмеров, гримеров, монтажеров и всех прочих участников съемок. Он один, в конечном счете, отвечает за финальный продукт — его успех или оглушительный провал. Именно поэтому многие люди, влюбленные в кино, и мечтают стать режиссерами — это самая ответственная, престижная и интересная профессия во всей киноиндустрии.

Фото: Joel Muniz
Помимо навыков и творческого видения хороший режиссер привносит на съемочную площадку свой жизненный опыт и широту кругозора, преломляя их через свой талант. «Научить» жизненному опыту и воспитать в ком-то талант невозможно. Но, как и в любой другой профессии, в режиссуре талант составляет всего 1% успеха. Все остальное — это тяжелая работа и небольшая примесь удачи.
Никто не может дать вам однозначный рецепт и четкую стратегию, как стать режиссером, но вот несколько универсальных шагов, которые помогут вам правильно выстроить тяжелую работу на пути к успеху.

Учитесь профессии

Профильное образование в режиссерской профессии — неоднозначный вопрос.
С одной стороны, множество действительно талантливых режиссеров никогда не получали специального режиссерского образования. Квентин Тарантино, Джеймс Кэмерон и Питер Джексон пробивались к славе не с помощью красных дипломов, а через упорный труд и большое терпение. Никто из них не стал режиссером сразу — этому предшествовали работа билетером в кинотеатре, актерские курсы, десятки собственноручно написанных сценариев, первые короткометражки, фестивали и знакомства с продюсерами. Биографии грандов извилисты и тернисты и не стоит пытаться их повторить. У каждого режиссера свой путь, и вы можете добиться цели и без образования.

Фото: Kal Visuals
С другой стороны — только специализированное обучение формирует последовательный подход к профессии и дает необходимый практический опыт. Любые режиссерские программы, будь то ВГИК, Высшие режиссерские курсы или менее известные и авторитетные мастерские подразумевают много практической работы, которая «поставит вас на ноги» в профессии. Но каждый курс под руководством того или иного мастера несет в себе отпечаток индивидуальности преподавателя и ваши персональные навыки и режиссерский стиль никогда не будут подходить под какие-то общие стандарты.

Фото: Priscilla du Preez
Если вы хотите снимать рекламу, корпоративное видео или какие-то чисто коммерческие проекты — стоит задуматься о документальном подтверждении своей квалификации.

35% режиссеров-профессионалов начали свою карьеру с получения специализированного образования.

(Здесь и далее данные опроса 200 современных кинорежиссеров, проведенного Профессиональной Ассоциацией режиссеров Великобритании в 2016 году).

Смотрите кино

Чтобы просмотр фильмов кроме удовольствия приносил еще и существенную пользу, нужно сменить «точку зрения». Из простого зрителя вы должны превратиться в «патологоанатома» и жесткого критика чужой работы. Постарайтесь понять, какие инструменты использовал режиссер, как технически осуществлялись съемки, как приемы монтажа помогли раскрыть сюжет произведения. Уделяйте внимание деталям и подмечайте все ошибки и несостыковки, думайте, как вы могли бы сделать фильм лучше.

Фото: Angel Origgi
Не ограничивайтесь классикой кинематографа и мейнстримовыми фильмами, смотрите и треш и арт-хаус — вообще все, до чего сможете дотянуться. Широкий кругозор еще никому никогда не мешал. Не стоит зацикливаться исключительно на одном, наиболее близком вам жанре. У разных режиссеров можно подсмотреть интересные приемы, которые можно будет с успехом использовать в своем творчестве.
Хороший способ освежить свое видение — это исключить из восприятия какой-либо элемент произведения. Посмотрите часть фильма с выключенным звуком — насколько хорошо одна только картинка способна передать сюжет фильма? Послушайте диалоги в отрыве от персонажей — как история раскрывается через них?

Читайте сценарии

Любое кино начинается с идеи, которая должна быть выражена специфическим киноязыком сценария. Научиться читать, понимать и визуализировать сценарий — важнейшее качество для режиссера.


Фото: freepik.com
Скорее всего, в начале своей карьеры вы будете пользоваться собственными сценариями. Это сильно расслабляет, так как порождает привычку отражать на бумаге лишь основные этапы работы, держа остальные подробности в своей голове. В любом случае, рано или поздно вам придется работать с чужой идеей, которая будет видеться вам совершенно иначе, чем ее автору. От того, насколько хорошо вы сможете понять изложенную мысль, будет зависеть качество сотрудничества режиссера и сценариста на съемочной площадке.
Учитесь читать чужие сценарии, визуализировать их и превращать в кинопроизведения. Старайтесь представить, как бы вы сняли ту или иную сцену, как можно воплотить на экране все перипетии сюжета. Продумайте ракурс, кадрирование, музыкальное сопровождение. Отличный вариант тренировки — прочитать сценарий или книгу, по которой уже снят фильм, а затем посмотреть его, оценив, чья визуализация получилась лучше.

17% режиссеров-профессионалов начали свою карьеру с написания собственных сценариев.

Приобретайте опыт

Вам очень повезло, если ваш лучший друг — главный продюсер крупной кинокомпании. Еще лучше, если вы в браке с владельцем или владелицей именитой киностудии. Это сильно поможет старту вашей режиссерской карьеры. Во всех остальных случаях никто не даст вам снимать полнометражный фильм без соответствующего опыта. В глазах любого продюсера выпускник киношколы с блестящим аттестатом наберет гораздо меньше очков, чем скромный ассистент режиссера, успевший хорошо зарекомендовать себя на разных проектах.


Фото: Kal Visuals
Дорога в «большое» кино начинается в составе киносъемочной группы. Пробуйте себя в роли осветителя, ассистента, оператора, помощника режиссера, на первых порах соглашайтесь на работу неоплачиваемого стажера. Квентин Тарантино работал продавцом в салоне видеопроката и никогда этого не стеснялся. Напротив в своих интервью он утверждал, что этот опыт позволил ему понять, какие фильмы нравятся публике и использовать это в своей дальнейшей работе.
Не бывает слишком незначительной или «грязной» работы в кино — все они дают уникальный опыт и нужные связи. Каждый проект — это еще один шаг к вашей цели. Если вы хорошо проявите себя, вас будут звать на работу снова и снова, пока не предложат действительно стоящую должность главного режиссера.

29% профессиональных режиссеров начали свою карьеру с другой работы в киноиндустрии.

Участвуйте в кинофестивалях

Крупные киностудии ежедневно рассматривают десятки различных проектов, большая часть из которых немедленно отправляется в мусорную корзину, более мелкие и рисковые производители ограничены бюджетом — заинтересовать и тех и других своей блестящей идеей и заставить заключить контракт весьма сложно. Продюсеры зачастую весьма консервативны и предпочитают работать с уже зарекомендовавшими себя специалистами, не рискуя связываться с «темными лошадками».

Фото: Jonathan Hickerson / Sundance Institute
Хороший способ заявить о себе — принять участие в кинофестивале. По всему миру ежегодно проводятся сотни относительно крупных мероприятий, где вы можете показать свою работу, за которую можно не стыдиться. Участие в большинстве из них абсолютно бесплатно, а составление заявки занимает каких-нибудь 20 минут.
Да, конкуренция на крупных фестивалях очень велика — иногда число заявок в отдельных категориях исчисляется тысячами, но никто не мешает вам начать с менее масштабных событий. Региональные, жанровые, мемориальные фестивали пользуются куда меньшей популярностью и попасть в основную программу может даже новичок. Участие в фестивале, а тем более завоевание какого-либо приза — отличный пункт в вашем портфолио и действительно работающая возможность познакомить будущих работодателей со своим талантом.

Наймите агента

Одна голова хорошо, а две лучше. Еще лучше, когда вторая голова занята поиском работы для вас. Весьма распространенное мнение, что настоящий художник не умеет себя «продавать» во многом справедливо. Именно чтобы исправить эту ситуацию в киноиндустрии работают профессиональные агенты, занимающиеся «наведением мостов» и подбором персонала для различных проектов. Хороший агент станет вашим пиарщиком, маркетологом и добрым другом в одном лице, ведь он точно так же заинтересован в вашем успехе.

Фото: rawpixel.com
Агентское сопровождение в России находится пока еще на самом старте своего развития, однако уже сейчас в Москве и Санкт-Петербурге работают несколько компаний, предоставляющих такие услуги.
Главное правило — никогда не платите вперед! Агент может брать деньги только с заработка своего «протеже» и никак иначе — все остальное больше похоже на мошенничество, чем на взаимовыгодное сотрудничество. На самом начальном этапе сотрудничества с агентом договоритесь о его проценте с ваших будущих гонораров — пока вы снимаете рекламные ролики для местного торгового центра, 10% вполне могут устраивать вас обоих, но, когда вы получите первый миллион за большой художественный фильм, эти 10% могут вас очень сильно разочаровать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *