Как развить чувство юмора

Как научиться шутить?

В юморе, как в спорте – чем больше практики, тем больше результата. Смело обращайтесь к привычным формам шуток и работайте над собой, отмечая, какие из предложенных средств вам удаются больше остальных:

  • Ищите двусмысленность. «Штирлиц варил раков. Раки покраснели. «Наши!» — подумал Штирлиц». Часто шутка строится за счёт игры слов, например, на основе многозначности. Подумайте, возможно ли как-то обыграть обиходные фразы. Одна из ваших «домашних заготовок» может однажды оказаться кстати.
  • Наоборот. Обратите внимание на то, что вас окружает, возьмите самую характерную черту объекта и прокомментируйте её с точностью до наоборот. Встретив лысого человека, поинтересуйтесь у него, как долго по утрам он укладывает волосы. Но опасайтесь последствий «практики»: шутить над людьми особенно весело, но, если делать это часто, можно прослыть хамом.
  • Проводите ассоциации. Выберите предмет и подумайте, что он напоминает. Отбросьте в сторону банальности, но не забывайте, что связь с оригиналом должна оставаться очевидной. Может быть, чья-то новая причёска напоминает гнездо какаду, а цвет пиджака явно связан с чем-то неприличным. Научитесь подмечать подобные мелочи и верно их обыгрывать.
  • Переверните. Пожалуй, этот способ покажется заурядным и не требующим особых навыков. Просто меняйте местами буквы и слова, и получившийся абсурд наверняка вызовет улыбку у собеседника. К примеру, широко используемую фразу «Это что, камень в мой огород?» замените на «Это что, огород в мой камень?», а «Я трезв, как стёклышко» на «Я стёкл, как трезвышко».
  • Шутите над собой. Никто не знает ваших промахов так, как вы, и, помимо отличного материала для острот, самоирония станет подспорьем в решении жизненных проблем и защитником от других шутников.
  • Не шутите над собой. Несмотря на всю справедливость предыдущего пункта, у него есть несколько нюансов, и один из них – ваш уровень в обществе. Схема «если смеяться не над чем, смейся над собой» работает у всех, кроме мужчин с низким социальным уровнем. Эксперимент показал, что девушки склонны больше смеяться над самоуничижительными шутками, если они исходят от преуспевающего бизнесмена, чем от офисного клерка.

Какой бы чудесной не казалась вам шутка, когда она звучит в голове, трезво оцените её, прежде чем озвучить. Даже смешная, она может задеть чьи-то чувства или не подойти по контексту. Не в каждой ситуации шутки уместны, особенно если это чёрный юмор. Расширяйте кругозор и развивайте эрудицию: тонкий юмор высоко ценится в обществе, и, помимо статуса шутника, вы приобретёте ещё и звание интеллектуала.

Даже хорошую шутку можно испортить, если запутаться в словах или произнести её со страхом в глазах. И, наоборот, даже банальный юмор может рассмешить, если его правильно преподнести. Для этого понадобятся навыки артистизма: живая мимика, работа голосом и правильно расставленные паузы могут вызвать смех, даже если сама шутка ещё не прозвучала. Но, как и любая приправа, артистизм хорош, когда он в меру. Не стройте из себя клоуна уехавшего цирка: будьте комичны, но естественны.

Неудачные шутки

В отличие от «рецепта» хорошей шутки, «рецепт» плохой шутки составить несложно, и многие начинающие хохмачи с радостью наступают на одни и те же грабли:

  • Шутки над очевидным. Если в магазине у вас спрашивают пакет, а у вас из покупок только батон, не нужно отвечать: «Дайте два, боюсь, один не выдержит». Это могло бы быть смешно, если бы не звучало в тысячный раз. Распознать такие шутки легко: вы наверняка слышали её от кого-то раньше или же она строится на строчке известной песни. Ищите новые подходы и делайте шутку неожиданной.
  • Шутки над неочевидным. Точнее, шутки над непонятным, особенно если тема касается профессиональной сферы. Подобный юмор может позабавить коллег или тех, кто разделяет ваши интересы, но непосвящённому человеку он покажется странным и глупым.
  • Заблаговременная подготовка слушателя. Не следует начинать шутку словами «О, что придумал, сейчас расскажу» или «Знаю я один анекдот. Он, правда, не очень смешной, там про преподавателя и студента во время сессии. Ну, слушайте». Неожиданность всегда играет на руку, поэтому не стоит с самого начала лишаться такого козыря.

Упражнения на развитие чувства юмора

Если вы считаете, что ваши навыки ещё рано демонстрировать на публике, можно начать с «домашних» упражнений. Однако постарайтесь найти человека, которому вы доверяете, и поделиться с ним своим творчеством: шутка, которая один на один с собой кажется сущей нелепицей, на самом деле может вызвать громкий смех.

  • Найдите в интернете забавные картинки людей или животных и придумайте для них смешную подпись. Конечно же, в реальной ситуации времени на обдумывание шутки не будет, поэтому скачайте 15-20 картинок и поставьте порядок переключения на «случайный». Что напоминает вам эта белка?
  • Выберите букву алфавита и составьте предложение, слова в котором будут начинаться только на неё. Результат может показаться абсурдным, но упражнение научит реагировать мгновенно и мыслить нестандартно.
  • Одним из этапов игр КВН является «разминка»: игрокам озвучивается начало фразы, для которой им нужно придумать смешное окончание или так называемую «добивку». Выпишите начало фразы, к примеру: «В самолёте кормят, а в плацкарте нет, потому что…», и сочините для неё 3-4 шутливых версии ответа. В 2017 году на финале Высшей Лиги КВН одна из команд ответила: «потому что плацкартом все и так сыты по горло».
  • Упражнение строится на загадке, заданной ещё Льюисом Кэрроллом: «Чем ворон похож на стол?». Заменяя ворона на других животных, а стол – на другие предметы, вам нужно постоянно находить общие стороны объектов. К примеру, ворон может зловеще каркать, а стол – неприятно скрипеть. Если этот уровень кажется слишком простым, сравните неодушевлённый предмет и эмоциональное состояние.
  • Обратитесь к классикам. Признанными юмористами мира литературы считаются М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров, М.Твен, Б.Шоу, Дж. К. Джером, О.Генри и С.Довлатов. Тонкие шутки сделали их произведения бессмертными, и, если вы ещё ищите эталон в мире смеха, не задумываясь обращайтесь к их творчеству.
  • Следите за теми, кто уже преуспел на поприще юмора. Ищите современных комедиантов, которые разделяют ваш стиль. Обратите внимание на реакцию зала – что сделало шутку смешной: подача, тема, или само наполнение?

В современном мире хорошее чувство юмора во многом становится залогом успешного будущего. Человек, умеющий шутить, легче справляется с трудными ситуациями, быстрее сходится с окружающими и пользуется популярностью у противоположного пола. Но какой бы ни была причина заняться юмором всерьёз, она должна постоянно мотивировать вас самосовершенствоваться и развиваться.

Вы читаете наиболее полное руководство по всему на свете.
Другие страницы…
Случайное руководство
На правах рекламы: эта страница содержит 0% правил и указаний Википедии.

У Вас есть прирождённый талант смешить людей? Над Вашими шутками смеются все знакомые и друзья? Вашему умению шутить завидует даже Высшая Лига КВН? Даже глухонемой восьмидесятилетний дед с 29 квартиры корчится от смеха, когда слышит Ваш искромётный юмор? В таком случае станьте известным юмористом, и уже через 5 лет Вы не сможете рассмешить даже гиену, нанюхавшуюся веселящего газа.

Традиционный способ Править

  1. Организуйте юмористический концерт, транслируемый по телевидению. Откуда Вы возьмёте для этого деньги и хотя бы ползала зрителей — это Ваши проблемы.
  2. В первую очередь объявите, что этот концерт посвящается 78-летию дедушки жены бывшего одноклассника знакомого Вашего знакомого, которое отметили 2 месяца и 14 дней назад.
  3. Ждите до тех пор, пока Вам не зааплодируют. У зрителей просто не останется выбора, если Вы предварительно закроете на замок все двери и будете держать их до завершения концерта.
  4. Попав в травмпункт с многочисленными телесными повреждениями, осознайте, что у зрителей всё-таки был выбор, и наймите в следующий раз вооружённую охрану — чем больше, тем лучше.
  5. Начните выступление с разговора с самим собой, то есть монолога.
    • Чтобы зрители понимали, когда нужно смеяться, обязательно после каждого предложения показывайте это с помощью мимики, уставившись в зал и выпучив глаза.
    • Если зрители всё равно не смеются, значит они не поняли шутки. В таком случае повторите предложение ещё раз.
    • Если Вы чувствуете себя испорченной грампластинкой, а зрители всё равно не смеются, значит они не доросли до Вашего юмора. Махните на них рукой и используйте фонограмму с записанным смехом после каждой шутки.
  6. Поведайте зрительному залу о такой замечательной вещи, как бестолковый словарь.

    Бог юмора показывает зрителям, что нужно смеяться.

    • Не берите с этой целью слова из Несловаря, так как как их «бестолковая» трактовка слишком проста и очевидна. Лучше всего использовать примерно следующее:
      • Гидроэлектростанция — гидра, которая потребляет электроэнергию с танцами.
      • Достопримечательность — способность выкуривать до ста сигарет «Прима» во время общения в чате.
      • Декарбоксилирование — десятикратное клонирование некоего рбоксила.
    • Если зрители всё равно не смеются, поведайте им слова попроще. Например:
      • Ракетка — маленькая ракета. По этому же принципу используйте слова воронка, мушка, лавка, коронка, коровка, собачка, дочка, точка, почка, пачка, печка и т. п.
      • Болгарка — жительница Болгарии. По этому же принципу используйте слова индейка, полька, американка, испанка, итальянка, косовка, буркинафасовка и т. п. для всех стран мира. Эти две группы слов, без всякого сомнения, вызовут бурю смеха (не забывайте, что у Вас есть фонограмма).
  7. Естественно, зрители хотят послушать новые шутки, но это совсем не означает, что их нужно придумывать. Помните: новое — это хорошо забытое старое.
  8. Если Вы опасаетесь, что Вас обвинят в плагиате, замените в старой шутке одно или несколько слов, и Ваша шутка станет оригинальной. Например:
    • Урок в школе. Учитель читает: «В углу шуршит мышь». Вовочка подымает руку: «Марь Иванна, а кто такой Вуглуш?»
  9. Чтобы зрители не думали, что юмористов хуже Вас не бывает и быть не может, создайте свой театр, пригласив на сцену людей с улицы, понятия не имеющих, что такое юмор. По сравнению с ними Вы будете выглядеть очень даже достойно.
  10. Сделайте так, чтобы Ваш театр выступал вместе с Вами как можно чаще, и вскоре Вы станете известным на всю страну.
  11. Когда Вас будут на улице бить узнавать в лицо, обязательно раздавайте всем прохожим автографы вне зависимости от их желания и приглашайте их на свой концерт.
  12. Если прохожие, завидев Вас, убегают куда подальше, не волнуйтесь. Вспомните, что у Вас есть охранники, которые не допустят, чтобы кого-то обделили автографом и приглашением на концерт. После этого можно с полной уверенностью утверждать, что Вы стали известным юмористом.

Неполиткорректный способ Править

  1. См. п. 1 в традиционном способе.
  2. Для начала произнесите гнусавым голосом «Н-н-ну тупы-ы-ые эти американцы!», чтобы вселить в зрителей чувство патриотизма.
  3. Прочитайте двухчасовую лекцию по истории Древней Руси, не используя ни единой шутки. Юморист, рассказывающий что-либо несмешное, вызывает эффект неожиданности и, как следствие, бурю смеха и аплодисментов. Чтобы зрители окончательно попадали с кресел, добавьте как бы между прочим, какие всё-таки тупые эти американцы.
  4. Если зрители не смеются, значит, они ещё тупее американцев. В таком случае одолжите у юмориста, пользующегося традиционным способом, фонограмму со смехом.
  5. Поведайте зрителям, что любое двухбуквенное сочетание в русском языке несёт тайный смысл, в отличие от языка тупых америкосов, и любое слово с чётным количеством букв обладает, помимо лексического, ещё и исконно русским значением. Например:
    • Водяра (во — вода, дя — дядя, ра — радость) — особая вода, которую пьют дяди, чтобы быть радостными. В древности такая вода считалась святой.
    • Наркоман (на — удар по врагу, рк — Русь Киевская, ом — омут, ан (от ан нет) — отсутствие чего-либо) — ненападение Киевской Руси на врага, войско которого само упало в омут. Это означает, что не надо воевать с наркоманами: они сами вскоре погибнут от передозировки.
    • Мордобой (мо — Москва, рд — граната РГД-5, об — двое (оба), ой — боль) — обоюдное причинение боли в Москве при помощи осколочных гранат. В настоящее время мордобой распространился за пределы столицы, а гранаты, как средство для выяснения отношений, устарели.
  6. Вспомните, что Вы давно не упоминали жителей США. Исправьте эту оплошность, повторив, что они тупые, 3 раза, усиливая интонацию с каждым разом: «Ну тупые эти американцы! Н-Н-НУ тупые эти американцы!! Н-Н-НУ ТУПЫ-Ы-Ы-Ы-ЫЕ эти американцы!!!»
  7. Раз уж Вы заговорили об американцах, то упомяните об ихней политкорректности. Расскажите о том, что чёрную дыру в США называют афродырой, чернила — африлами, а нынешнего президента — афрожопой обезьяной.

    Одно и то же выступление Задорнова показывают вот уже 19 лет согласно п. 13.

  8. Чтобы зрители так и остались валяться под креслами, скажите, что название Африка произошло от черники, а Афродиту до введения политкорректности называли Чернодитой.
  9. В авторитетном источнике рекомендуется повторять шутку несколько раз, чтобы было смешно. Так что повторите фразу «Ну тупые эти американцы» ещё 25—30 раз.
  10. Расскажите о том, что русские часто подражают американцам, повторяя очень смешные слова «ОК» и «вау» максимальное количество раз. Ведь что может быть смешнее повторения?
  11. Пожалуйтесь зрителям, что Вас часто пародируют, необоснованно используя фразу «Ну тупые эти американцы», после чего скажите, что тупые не американцы, а русские, которые им подражают.
  12. Чтобы продемонстрировать свою физическую форму, попрыгайте на одной руке, сделайте тройной кульбит и двойное сальто назад. Если Вы упадёте, то рассмешите зрителей ещё больше.
  13. Чтобы стать известным, вовсе не обязательно выступать несколько раз, хватит и одного. Достаточно добиться того, чтобы это выступление показывали по телевизору многократно в течение длительного времени.

Очень неполиткорректный способ Править

  1. Обустройте какой-нибудь заброшенный подвал и пригласите людей в состоянии наркотического или, в крайнем случае, алкогольного опьянения, так как трезвому человеку там будет неинтересно.
  2. Пригласите для пущего смеха с полсотни стриптизёрш. Если ни одна из них не согласится прийти, добавьте ещё 3 сотни долларов. 350 у. е. вполне должно хватить.
  3. Не стоит ломать голову над придумыванием шуток. В данном случае смех вызывают не шутки, а следующие словосочетания:

    Забывание букв — один из недостатков многократных выступлений. К счастью, для этого случая на сцене всегда есть шпаргалка.

    • Фейсконтроль — очень смешное слово, с которого должна начинаться любая шутка.
    • 4—7 размер — рекомендуется использовать между фразами «Я с такой тёлкой на дискаче познакомился!» и «А это, оказалось, Верка Сердючка».
    • N сантиметров — чем больше N, тем смешнее, начиная с N=25. Однако не переусердствуйте: как показывает практика, больше 5 км (N>500000) уже не смешно.
    • Сука — делает смешной даже самую несмешную шутку. Например: «Колобок, сука, повесился».
    • Сосуд — вероятно, слово стало смешным после слов песни «Насосудят, ну и пусть». Если задать вопрос «У кого сосуд?», зрители будут смеяться не менее часа, а от вопроса «У кого стоит сосуд?» они будут валяться двое суток.
    • Нецензурные выражения — без них Ваши шутки будут считать детсадовскими.
  4. Пригласите на сцену своих собутыльников друзей, и тогда Вам вообще не придётся ничего рассказывать. Просто делайте нелепые телодвижения и время от времени издавайте разные звуки и идиотский смех. Что может быть смешнее пантомимы, да ещё и со звуками?
  5. Итак, Вы стали юмористом. Напейтесь водки и станьте таким же, как Ваши зрители.

Есть вопросОт чего зависит чувство юмора?

На самом деле всё начинается с простого вопроса: «Зачем нам юмор?» У него есть разные функции — например, гендерная. Скажем, когда мужчина шутит в обществе женщины, он хочет понравиться.

Мы с коллегами исследовали чувство юмора с точки зрения интеллекта. Сразу оговорюсь, что связь между образованностью и юмором не такая жёсткая. Очень умные люди могут не уметь шутить. Но мы провели сравнение: как люди после просмотра смешных видеороликов решают математические задачи — с очевидным алгоритмом и так называемые творческие, где нет определённой схемы решения. В итоге всем испытуемым удавалось решить быстрее именно творческие задачи с нестандартным подходом. Принцип создания шутки и принцип поиска решения похожи. В любой сложной математической задаче выход кроется в виде неожиданного сочетания ходов, а в шутке — в виде неожиданной комбинации слов. Выходит, в каком-то смысле люди с развитым творческим мышлением — более удачливые шутники.

Есть ещё одна версия. По сути человеческая улыбка, которая сопровождает шутку, — это смещённая нереализованная агрессия, даже внешне напоминающая оскал. Если мы улыбнёмся бездомной собаке на улице, едва ли она расценит это как проявление дружелюбия. Слово «юмор» возникло только в конце XVIII века, а до этого времени даже в английском языке использовали слово «ridicule». Во французском оно означает «смешной, нелепый», а в английском — «насмешка». Соответственно, юмор считался внезапным проявлением чувства собственного превосходства, агрессивного доминирования. Отсюда и шутки о банановой кожуре: он, глупец, поскользнулся и упал, а я — молодец, стою над этим всем и наблюдаю.

Юмор — это общечеловеческое приобретение, но у каждой нации он устроен по-своему. Существует такое обособленное явление, как британский юмор: он построен на тонком сочетании слов, на лингвистической игре. Так устроена почти любая шутка с вербальной точки зрения — человек произносит вслух предложение с неожиданным смыслом, формирующимся часто за счёт двусмысленности. Вот пример: «На чемпионате мира по биатлону сборная Германии завоевала Польшу». Здесь два смысла: согласно первому, сборная Германии завоевала медали, а согласно второму — немцы с винтовками на лыжах завоевали Польшу. Подобный переход из одного смысла в другой часто вызывает улыбку.

Недавние исследования в области МРТ показали, что за восприятие юмора отвечают те же самые зоны, которые отвечают за проявление боли. Это зоны лобных долей, реагирующие, когда что-то идёт не так. Любая шутка — продукт реакции нашей нервной системы на парадоксы. Если в схему мировосприятия что-то не вписывается, ты смеёшься, неосознанно защищаясь от сложности и непонятности.

Не думаю, что это доказано, но считается, что склонные к переживаниям и депрессиям люди — лучшие юмористы. Нередко люди, известные своим хорошим чувством юмора, могут взять и неожиданно покончить с собой — например, как актёр Робин Уильямс. Под маской юмора и клоунады легко скрыться человеку с тяжёлой депрессией. Но в случае, скажем, интроверта трудно сказать, что причина его замкнутости, а что — следствие. Может, он закрывается от общества как раз потому, что ему сложно коммуницировать и шутить, равно как и проявлять эмоции. Но это не порок и не болезнь — человек и без чувства юмора вполне может прожить.

В том, что остроумие и способность понимать шутку – хорошие и полезные свойства, кажется, никто никогда не сомневался. Но согласно обыденной точке зрения они от Бога: либо есть, либо нет – значит, развить их невозможно. Однако есть многочисленные свидетельства людей, в зрелые годы отличавшихся блестящим остроумием, но казавшихся в этом смысле бездарными в детстве (например, таким человеком была Ф.Г. Раневская): они сами говорили, что их способность понимать шутку и шутить развилась под влиянием среды, знакомых, книг.
Как же можно учить юмору?
Это можно сделать посредством выделения нескольких интеллектуальных приемов, с помощью которых чаще всего и создается то, что принято называть шуткой. Правда, пользуясь этими приемами, мы далеко не всегда их сознаем.
Какие же это приемы?

Знакомство с приемами создания комического

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как мы шутим? Почему иногда нам бывает смешно, а иногда нет?.. В чем тут секрет? Давайте попробуем вместе его разгадать.

Например, если я скажу: «В парке (в лесу), где я обычно гуляю, гадюк нет, чему я очень рад», – это очень смешно? А замечательный детский поэт и писатель Борис Заходер сказал так:

Давно я не встречал гадюки.
Но что-то не скучал в разлуке!

Смешно. А почему? Давайте разберемся.
Во-первых, смешно потому, что Б.Заходер как бы сравнивает встречу с гадюкой с такой встречей, которую мы ждем, – встречей с каким-то хорошим человеком. Ведь слово разлука мы употребляем только тогда, когда говорим о разлуке близких людей, любящих друг друга: разлука с мамой, разлука с другом (подругой) – это правильное употребление этого слова, а потому не смешное. А писатель перенес это слово туда, куда его в соответствии с нормой языка перенести нельзя, и получилась разлука с гадюкой. А это смешно.
Кстати, как вы думаете: Б.Заходер имеет в виду действительно змею? Или человека? Есть ведь такие люди – гадюки гадюками, – может, это о них?
Итак, первый прием, с помощью которого можно шутить:

1. Перенесение.

В этом случае берется какое-то слово и употребляется, в общем, неправильно: используется в таком предложении, где его вообще-то нельзя использовать, – и получается смешно.
Ну, например, вы знаете такое слово до зарезу? Что оно значит и с каким словом обычно употребляется?.. Конечно, вы правы: оно означает «очень» (и даже «очень-очень-очень») и употребляется вместе со словом нужно: то есть, строго говоря, оно без слова нужно вообще не употребляется – это устойчивое сочетание слов, фразеологизм. Нужно до зарезу – буквально значит, что кому-то что-то настолько необходимо, что если он не найдет этого, то зарежется.
Так вот, у нашего замечательного сатирика М.М. Жванецкого есть такая миниатюра о человеке, которому что-то очень нужно, и он пришел туда, где надеется это достать, а там:
Сидит нормальный человек за столом и толково объясняет, что нету этого, что тебе нужно. Того, что тебе не нужно, как раз сейчас есть. И много очень того, что не нужно всем до зарезу, ну совершенно, до обалдения, не нужно… Бери, сколько увезешь!
Или можно, например, сказать так: «Он тщательно намусорил во дворе». Видите, как просто.
Но не только отдельные слова можно переносить. Вы знаете, что такое стиль. Например, следователь к обвиняемому обращается не так, как вы друг к другу, – в другом стиле (официальном). А теперь представьте себе, что кто-то из вас стал бы так – официально – беседовать со своими одноклассниками. Это было бы смешно. И это тоже разновидность перенесения – смешение стилей.

Но есть и другие приемы. Например, я могу сказать: «Покупать дешевые вещи невыгодно: они плохие по качеству, быстро портятся, – получается, что еще больше денег тратишь, чем когда покупаешь то, что дороже». Верная, в общем, мысль. Что тут смешного?

Но вот ходячее выражение: «Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи!».Вроде то же самое, а уже чуть-чуть смешно. Почему?

Потому что дешевые вещи покупают небогатые люди, а в приведенной фразе все перевернуто с ног на голову: надо быть богатым, чтобы покупать дешевое! И ведь действительно так и есть.

А вот еще одно крылатое выражение Жванецкого: «Чтобы у нас лечиться, так это же надо иметь железное здоровье!».

Понятно, что хочет сказать писатель: у нас в поликлиниках бывают большие очереди, – чтобы их «высидеть», нужно действительно быть выносливым – здоровым – человеком. Но в том-то и дело, что лечатся больные, а не здоровые. Но у нас, чтобы лечиться, нужно быть здоровым. Действительно смешно!

Вот такая мысль, фраза, где соединяется несоединимое (лечатся здоровые; дешевые вещи покупают богатые) называется:

2. парадокс,

и это наш второй прием.

Есть еще такой юморист В.Дробнер, и он как-то сказал:

«Голая правда – дама скандальная и неприличная».

А это почему смешно?
Голая правда – что это вообще-то значит?.. Правильно, это «вся правда», «полная правда», а еще точнее – «неприкрашенная правда». Ну и что же тут смешного?.. А смешно, что правду юморист называет дамой, и из-за этого мы вспоминаем прямое значение слова голый, ведь если дама голая, то это в самом деле неприлично – вот мы и представляем себе этакую очень неприличную «совершенно голую» правду.
Что же хотел сказать автор?.. Видимо, он хотел сказать, что нельзя всегда и везде резать правду-матку (а то можно иной раз и «зарезать» кого-нибудь). Правду часто нельзя говорить, например, очень больному человеку: ведь, если лишить его надежды, он перестанет бороться с болезнью. Вот почему «правда» не должна постоянно «разгуливать голой».
Что же сделал юморист? У слова голый есть прямое и есть переносное значения: прямое – понятно какое, а переносное – во фразеологизме голая правда: «неприкрашенная», «вся» правда. И вот автор перемешал эти два значения: в словосочетании голая правда слово голая как бы приобрело прямое значение – а это смешно: как может правда быть голой в прямом смысле?

Такой прием называется

3. каламбур,

или по-другому, обыгрывание прямых и переносных значений слов, то есть слово, имеющее и прямое, и переносное значения, употребляется как бы одновременно и в том, и в другом; или там, где должно быть переносное значение, «возникает» прямое, или наоборот.

Вот еще одна миниатюра В.Дробнера: «Сверху дали добро. Внизу зло выругались, но пошли исполнять. Вот так добро побеждает зло!».

Почему смешно? Потому что дать добро – значит «разрешить» или, как в данном случае, «приказать» – добро тут ни при чем. Сверху дали добро – это значит «начальник отдал приказ своим подчиненным». Но ведь он дал добро, а подчиненные хотя и зло выругались (видно, приказ глупый и исполнять его не хочется), но все-таки пошли исполнять (боятся начальника!) – выходит, добро победило зло!

Теперь совсем простой прием. Джанни Родари, итальянский детский писатель, сочинил очень короткую историю про двух рыб.

:

Однажды Большая Рыба сказала Маленькой Рыбке:
– Смотри: это крючок! Не трогай его, не хватай! Если схватишь, тебя вытащат из воды, изжарят на раскаленной сковородке и съедят!
– Ох, какой ужас! – воскликнула Маленькая Рыбка. – Огромное вам спасибо! Но почему вы так обо мне заботитесь?
– Потому что я сама хочу тебя съесть! – объяснила Большая Рыба.

Почему нам смешно? Да просто от неожиданности. Мы-то думали, судя по началу рассказа, что Большая Рыба заботится о Маленькой, хочет ей добра, – а оказывается, она сама хочет ее съесть!

Четвертый прием –

4. неожиданность,

или алогичность (нелогичность).

Теперь представьте себе, что кто-то написал очень торжественную поэму о… битве мух! О том, как две мухи подрались и что из этого вышло!

Почему это забавно? Потому что это –

5. возвышение низкого,

то есть о чем-то совершенно ничтожном мы говорим так, как будто это что-то важное и значительное: если описать торжественным слогом какую-нибудь действительно большую битву, это не будет смешно, а драку двух мух – смешно.

Но может быть и противоположный прием –

6. снижение высокого,

как, например, в одном из анекдотов про Вовочку.

Мама будит сына:
– Вовочка, вставай, в школу пора!
– Не пойду я в школу! Опять Сидоров будет плеваться, Мухина ябедничать, Петров драться! Не пойду!
– Вовочка, ты должен идти: во-первых, тебе уже 40 лет, а во-вторых, ты директор школы!

Почему нам смешно? Потому что взрослый человек, директор школы, ведет себя как маленький капризный ребенок – он «снизился»: он, важный и значительный, ведет себя смешно и глупо.

А вот – еще проще:

Петр и Иван совершенно разные. Петр – неудачник, недоучка, бездарь, неряха и дурак. Зато Иван – удачник, доучка, дарь, ряха и умняк.

Этот прием –

7. словотворчество,

но неправильное, такое, которого на самом деле нет в языке. Так часто образуют слова маленькие дети. Действительно, раз есть слова не-удачник, не-доучка, не-ряха, то должны быть и удачник, доучка и ряха, от которых они образовались. Однако же их нет в современном русском языке. Поэтому и смешно.

Поэтому нам смешно, что муж стрекозы – это стрекозел (коза и козел есть, а стрекозла никакого нет). Или вот такой классический вопрос: как правильно: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов или у рыбей нет зубей?.. Правильно будет: у рыбцов нет зубцов!

Разновидностью этого приема является так называемая народная этимология, когда говорят, допустим, вместо пиджак – спинжак, потому что он прикрывает в основном спину; а вместо молоток – колоток и т.п. Этим приемом широко пользуется Н.Лесков в своем «Левше»: если урок проводится в 6-м классе, можно привести примеры оттуда.

Есть еще два совсем уж простых приема создания комического.

Один из них – фольклорный: вспомним, например, классическое:

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.

Этот прием называется

8. небывальщина

и в комментариях не нуждается.

А можно просто говорить так, что совершенно ничего не понятно, например, наш выдающийся юморист, бывший премьер-министр России, а ныне посол на Украине В.С. Черномырдин как-то сказал: «Все-таки как у нас любят где-то что-то устроить кому-то!».

Совершенно непонятно, но именно поэтому смешно.

Назовем этот прием

9. абракадабра.

Кстати, все эти словечки: парадокс, каламбур, абракадабра – запоминать совершенно не обязательно. Мы их просто сейчас запишем с очень короткими разъяснениями или с примерами, а запомнятся они постепенно сами собой.

Узнавание приемов создания комического

1. Про двух крокодилов.

Летели два крокодила: один зеленый, другой на север. Летели, летели, наконец последующий спрашивает у предыдущего: «Что за черт? Сколько дней летим, а все пятница!».

Использованы прием 9 (абракадабра): «последующий спрашивает у предыдущего» – непонятно, кто же у кого спрашивает, – и прием 8 (небывальщина): крокодилы не летают, пятница не может длиться несколько дней.
Когда дети докажут, что здесь использованы именно эти приемы, можно предложить им продолжить таким же образом фразу: Шли два мальчика… (например, один высокий, другой налево и т.д.).

2. Сценка «В магазине».

Чем-то очень раздраженная дама покупает в хозяйственном магазине метлу.
Продавец ей (очень вежливо):
– Вам завернуть или сразу полетите?

Это, конечно, прием 1 (перенесение): летает на метле Баба-яга – костяная нога, злая, противная старуха; продавец, таким образом, намекает раздраженной даме, что она сейчас немного похожа на Бабу-ягу.

3. Поп и вор.

В одном селе жил мужик по имени Михайла. Он был вором и больше всего любил воровать наличные деньги. Но так как Михайла был туповат и неловок, его часто ловили и били, так что он в конце концов догадался: «А ведь эдак меня и убьют когда-нибудь!».
Тогда Михайла решил посоветоваться с местным священником. Пришел к нему, да не с пустыми руками: принес лукошко свежих яиц, да сметаны, да масла, да только что испеченный хлеб. И объясняет, что вот, мол, так и так: что мне делать, батюшка?
Поп ему говорит: «Михайла! Послушай меня! Перестань воровать наличные деньги! Воруй только ослов и лошадей».
Что было делать? Михайла послушался попа. И что вы думаете, спустя короткое время дела у него пошли так хорошо, что он стал самым богатым человеком во всем селе.
Наконец Михайла догадался пойти поблагодарить попа за хороший совет. Пошел, да не с пустыми руками: привез на телеге 10 лукошек яиц, бочку сметаны, бочку масла, десять свежих хлебов. Пришел, сел и говорит:
– Батюшка, а как вам тогда пришло в голову мне сказать, чтобы я воровал ослов и лошадей? Так я вам скажу, что через ваш совет я стал самым богатым во всем нашем селе!
А поп отвечает улыбаясь:
– Ничего удивительного, сын мой! Я и сам всю жизнь имею дело с ослами, – тут поп выразительно посмотрел сначала на своего гостя, а потом на все те богатства, которые он принес, и добавил: – И неплохо живу!

Тут мы два раза смеемся: в первый раз, когда поп дает мужику свой совет, – от неожиданности (прием 4), ведь мы-то ждали, что поп посоветует ему вообще не воровать (это же грех!), а он, оказывается, рекомендовал Михайле всего лишь сменить специализацию. Второй раз мы смеемся, когда поп говорит, что всю жизнь имеет дело с ослами: он намекает на то, что его посетитель – осел – это прием 3 (каламбур): слово осел, кроме прямого, имеет еще и переносное значение «глупый человек».

4. А вот фрагмент из книги Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки», где писатель знакомит нас с одним из персонажей:

Итак, мы решили, что будем спать под открытым небом только в хорошую погоду, а в дождливые дни станем ночевать в гостиницах…
Монморанси отнесся к этому компромиссу весьма одобрительно. Романтика одиночества его не прельщает. Ему нужно что-нибудь шумное, а если развлечение чуточку грубовато, что ж, тем веселей. Посмотрите на Монморанси – и вам покажется, что это ангел, по каким-то причинам посланный на землю. Монморански глядит на вас с таким выражением, словно хочет сказать: «О, как испорчен этот мир и как бы я желал сделать его лучше…».
Когда Монморанси поселился у меня, я никак не думал, что мне надолго удастся сохранить его расположение. Но когда я заплатил за дюжину растерзанных им цыплят; когда мне предъявили для осмотра задушенную им кошку; когда мой сосед подал на меня в суд за то, что был искусан им…

Конечно, это прием 4 (неожиданность): сначала автор рассказывает о Монморанси так, что мы уверены: это человек, – а потом вдруг выясняется, что он растерзал дюжину цыплят, искусал кого-то – неожиданно для нас Монморанси оказывается собакой, да еще и довольно злой и агрессивной.

5. А вот как беседуют друг с другом герои рассказа Н.Носова «Бобик в гостях у Барбоса»:

Бобик: – А это что?

Барбос: – Ну, это такая штука, понимаешь… часы… они ходят…
– Как – ходят? У них ведь ног нету!
– Ну, понимаешь, это только так говорится, что ходят, а на самом деле они просто стучат, а потом начинают бить.
– Ого! Так они еще и дерутся?
– Да нет! Как они могут драться!
………………………………
– Тебе хорошо живется!
– Да! Что хочу, то и делаю…
– А тебе позволяет дедушка?
– Что мне дедушка! Подумаешь! Здесь все мое! Эта кровать моя…
– А где дедушка спит?
– Там, в углу, на коврике.
– А для чего у вас плетка?
– Это для дедушки. Если не слушается, я его плеткой.

Сначала обыгрываются прямое и переносное значения слов ходить и бить, а потом использованы приемы 5 и 6: возвышение (себя) и снижение (своего хозяина – дедушки).

6. А вот как поздравляет детей с 1 сентября один из персонажей М.М. Жванецкого:

– Дорогие товарищи дети. Сегодня первое сентября. Вы вступаете в первый класс.
Разрешите мне в этот знаменательный день, в знаменательный час, в знаменательный год от имени педо- и вспомсостава приветствовать вас, а в вашем лице и лице ваших родителей от лица преподавателей, от моего лица и лиц наших сотрудников – новое поколение, вступающее в стены, в классы школы нашей средней, вашей жизни всей отныне!
Поймите, с каким волнением мы планировали подготовку, организацию и проведение учебного процесса для легкой усвояемости учебного материала вашими молодыми организмами сил.

Это, конечно, абракадабра: совершенно ничего не понятно.
А как вы думаете, что за человек тот, кто говорит такую речь?..

7. К.Чуковский вспоминает (в книге «От двух до пяти»), как один маленький мальчик рассказывал, что он однажды шел по лесу, как вдруг у него прямо из-под ног вылетела психопатка!
Это, конечно, словотворчество (прием 7): вылетела на самом деле куропатка, но так как она была очень испугана, нервно себя вела, то, значит, она психопатка.

8. В пьесе В.Маяковского «Баня» есть герой, большой начальник, товарищ Победоносиков; его должность называется «главначпупс» (что означает «главный начальник по управлению согласованием»).
Что нам здесь смешно?.. Смешное созвучие: пупс – главначпупс, особенно потому, что он такая важная персона; смешно, что он занимается управлением согласованием, то есть непонятно чем.

9. А вот как описаны три кота в рассказе, который так и называется – «Три-котаж»:

Первого кота звали Хосе Гомес. Это хозяйка его так окрестила. Дон Хосе был чудовищных размеров черный котище с роскошной белой манишкой на груди… Он казался очень внушительным, действительно напоминая этакого испано-мексиканского кабальеро, заносчивого и надменного… Кот внушал всем такое почтение, что его никто не решался трогать, а некоторые даже боялись, но я знал, что на самом деле уважаемый Дон Хосе обожает, когда его гладят и почесывают за ушком: его внешность совершенно не соответствовала его характеру.
Второго кота звали Федор Иваныч. Размерами он не уступал Хосе, а весом даже превосходил его, так как был невероятно толст: настоящее бревно с хвостом. Он был чрезвычайно рыж, имел круглую, как мяч, толстую и свирепую морду, был груб и дик, но за всем тем на редкость труслив. Кроме того, он был невероятно ленив и страдал от обжорства. Хозяйка читала ему длинные нотации о пользе воздержания, но кот, хотя и любил хозяйку до беспамятства, слушал ее невнимательно и менять своих привычек ни за что не хотел.
Третьего кота звали Чурик. Он был красив, породист, грациозен, изнежен, деликатен, мяукал тихо и мелодично, не любил резких движений… в общем, это был типичный интеллигент, хотя и кот.
Вечерами хозяйка водила Федора Иваныча и Чурика на прогулку: Хосе гулял сам, Чурик же, по своей интеллигентности, был беззащитен перед грубостью жизни; Федору Иванычу же просто лень было двинуться с места. Обоих котов хозяйка вела на поводках: шли они всегда по разные стороны от хозяйки, так как не любили и не уважали друг друга.
– Знаешь, что думает Федор Иваныч о Чурике? – бывало, иронически прищурившись, спрашивала меня Вита.
– Он думает: «Ну скажите, ребята, что это за кот? Разве же это кот? Это же баба в штанах! Жрет одно мясо, гад, к костям и не притрагивается. Драться не умеет, слова грубого не скажет. И это казак, и это мужчина? Тьфу!» – вот как он думает.
– А что думает Чурик о Федоре Иваныче? – спрашиваю я.
– А он думает: «Господи, и за что меня судьба так наказала, что приходится жить в одной квартире с этим хамом? Разве с ним можно жить порядочному, интеллигентному коту? Ругается, как сапожник, есть не умеет, чавкает, жрет кости и требуху, как собака, – ну совершенно никакой воспитанности нет! У, грубиян, глаза б мои тебя не видели!».

Над чем мы тут смеемся?.. Это перенесение человеческих свойств, качеств характера (интеллигентности, например) на котов – а это смешно.

10. У И.Бабеля есть рассказ «Король» о том, как знаменитый одесский бандит Беня Крик по кличке Король выдавал замуж свою сестру: вот как вели себя на свадьбе его гости – бандиты:

Налетчики вначале смущались присутствием посторонних, но потом разошлись. Лева Кацап разбил на голове своей возлюбленной бутылку водки. Моня Артиллерист выстрелил в воздух…

Сначала они смущаются, а потом «разошлись»: это перенесение характерного для детей поведения (смущения за столом, переходящего затем в излишне шумное поведение, шалости) на суровых одесских бандитов.

Хорошая шутка (не пошлая, по-настоящему смешная) – дело серьезное. Тот, кто любит юмор, критичен, умеет замечать противоречия, мыслит свободно, – его ум «не замагничен». Не случайно же почти все великие ученые, деятели искусства ценили шутку и умели шутить сами. Да и само слово остро-умие в русском языке противопоставлено вовсе не серьезности, а тупо-умию и обозначает ценное интеллектуальное качество (острый ум).
Любовь к юмору развивает чувство слова: внимание к смысловым оттенкам слов; приучает к точности и краткости речи, воспитывает эстетическое чувство.
Действительно, юмор – дело серьезное.

Настроить позитивное мышление

Позитив действует как магнит, притягивая окружающих. Но что означает «быть позитивным» и как достичь такого статуса? Быть позитивным – значит не выходить из себя при малейших неудачах, искать во всем положительные стороны, поддерживать других.

Если мы научимся контролировать собственные эмоции, то сможем с легкостью настроить позитивное мышление и развить чувство юмора.

Для этого нужно полюбить жизнь, себя, прислушаться к своим желаниям, забыть о сделанных ошибках, принять себя настоящего.

Желательно научиться радоваться мелочам. Например, начинать свой день с приятных пожеланий себе самому или близким, благодарить мир за жизнь, находить повод для радости в каждом мгновении. Это может быть лучик солнца, любимый цветок на подоконнике или плитка вкусного шоколада

Чтобы настроить позитивное мышление, нужно ликвидировать проблемы.

Кристофер Хансард в книге о том, как вести здоровый образ жизни, предложил следующие упражнения для перенастройки на позитив:

Принять удобное положение и мысленно окунуться в злободневные проблемы. Нужно представить, что в момент соприкосновения с телом проблемы разбиваются на осколки или сгорают. Если появляются негативные эмоции, их не стоит сдерживать – вся отрицательная энергия должна выйти наружу.

Так можно быстро и легко избавиться от негативных эмоций, сделав первый шаг к развитию чувства юмора.

Нестандартные задание, с помощью которых можно развить чувство юмора за 7 дней

Как улучшить чувство юмора или развить его? Интересный челендж поможет сделать это за неделю, если каждый день старательно выполнять по одному заданию.

День 1

Посетить современное комедийное шоу. Желательно сесть поближе к сцене и полностью расслабиться.

День 2

Как развить чувство юмора с пользой для настроения? Развлечься! Батуты, аттракционы, сладкая вата, игры – все сгодится для того, чтобы почувствовать себя ребенком, получить хорошую порцию смеха, адреналина.

День 3

Заказать фотоссесию. Нужно подобрать яркий образ для веселой фотосессии. Это может быть обливание водой или поход в зоопарк. Главное, чтобы было весело и смешно. Сделанные фото станут частью домашнего интерьера.

День 4

Придумать о себе смешную и несуразную историю. Она должна выглядеть правдоподобно, потому что ее придется рассказать коллегам или соседям.

Например:

Опоздала на работу, потому что меня забрали в отделение милиции.

Не спала ночью, потому что на ум приходили стихи Шекспира. В оригинале.

День 5

Нужно переодеться в какого-нибудь яркого персонажа: милую старушку, строгого профессора. В новом образе придется разыграть знакомых, соседей и посторонних людей.

Приблизительные темы для розыгрыша:

Подскажите, где можно отремонтировать саквояж?

Простите, вы не видели обезьянку? Она потерялась пол чеса назад.

День 6

Составить список самых смешных в жизни моментов. Подумать, что общего было между всеми ситуациями.

День 7

Придумать шутку или анекдот о близких. Поделиться с ними своим творчеством, посмотреть на реакцию. Улыбнуться – значит путь начертан правильно.

Только что вы узнали, как развить чувство юмора весело и без особых усилий. Наши советы помогут настроиться на позитив, а забавный челендж подарит яркие моменты и впечатления. Может, комиком стать не получится, но поводов для смеха точно станет больше!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *