Как подготовить ребенка к школе

Консультация: «Физическая готовность детей к школе»

Юхарева Ирина Валерьевна, Инструктор по физической культуре
г. Вязьмы Смоленской области

Посмотреть публикацию

«Физическая готовность детей к школе»

Для успешного обучения в школе — ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность.

Под физической готовностью понимается общее физическое развитие ребёнка:

нормальный вес,

рост,

объём груди,

мышечный тонус,

пропорции тела, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 лет.

Показатели физического развития ребенка в среднем достигают: длина тела — у мальчиков 104 — 123 см, у девочек 103 – 126 см, масса тела – 20 — 22 кг, окружность грудной клетки — 57-58 см.

Отлично, если у ребёнка первая группа здоровья: ему по плечу любые школьные нагрузки.

При второй группе здоровья уже следует задуматься, отдавать ли ребёнка в класс с углубленным изучением отдельных предметов. Кроме того, необходимо очень внимательно отнестись к выбору дополнительных кружков.

Третья и четвёртая группы здоровья требуют тщательно продуманного выбора нагрузок для ребёнка.

Ребенок к моменту поступления в школу должен овладеть определенным запасом двигательных навыков и умений, которые помогут более успешному усвоению школьной программы.

Поэтому одно из основных направлений в работе нашего ДОУ — физическое развитие дошкольников, целью, которого является формирование у детей физических качеств, обеспечивающих готовность ребенка к школьному обучению.

Физкультурно-спортивная деятельность в ДОУ ориентирована на реализацию следующих задач:

— Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации).

— Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладения основными движениями).

— Формирование у детей потребности в двигательной активности.

— Воспитание ценностного отношения детей к своему здоровью. В детском саду созданы все необходимые условия для реализации данных задач и полноценного физического развития.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя систематические занятия физической культурой, которые проводятся в детском саду три раза в неделю в разных формах, также – это ежедневная утренняя гимнастика, физкультминутки, гимнастика после сна, точечный массаж, физические упражнения и подвижные игры на прогулках. Для обеспечения активного отдыха введены такие формы физкультурно-оздоровительной работы, как физкультурные развлечения, дни здоровья, спортивные праздники.

По результатам мониторинга индивидуального развития, у детей подготовительных к школе групп за этот учебный год отмечается:

увеличение количества детей с высоким уровнем физической подготовленности к школе

дети повысили скоростно-силовые качества

научились удерживать равновесие

улучшились качественные показатели в беге

успешно овладели всеми видами основных движений

у детей наблюдается наличие базовых двигательных умений и навыков в разных играх и упражнениях

развиты физические качества и двигательные способности,

развита мелкая моторика рук

хорошо развита координация движений

ориентировка в пространстве

сформировано умение выполнять правила

к концу учебного года дети отличаются высокой работоспособностью и выносливостью

Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и в семье.

Подводя итог, хочу отметить, что физическая готовность является одним из важных компонентов общей готовности ребенка к обучению в школе.

Поделитесь этой публикацией Вконтакте:
>
Первый раз в первый класс: как психологически подготовить ребенка к школе

В школу надо адаптировать родителей

Детский психолог Наталья Простун рассказала #Буквам, что на самом деле адаптировать к школе нужно не детей, а их родителей. И причина тому — их предыдущий детский опыт, который они очень часто проецируют на своих малышей. По мнению психолога, ни в коем случае не следует оскорблять и «затюкивать» собственных детей — лучше дать возможность ребенку самому учиться находить взаимопонимание с другими людьми. Также не стоит забывать о том, что школа — это не только обучение, но и выстраивание взаимоотношений с учителями и сверстниками, то есть полная адаптация к жизни.

«Конечно, те дети, которые ходили в садик, имеют опыт решения конфликтов, поэтому им будет легче адаптироваться. И когда они будут идти в школу, то уже будут понимать, что есть определенные паттерны (шаблоны) поведения, позволяющие им взаимодействовать с другими. А вот домашним детям, а это чаще дети так называемых тревожных родителей (которые держат их постоянно возле себя), будет сложнее адаптироваться, потому что они, вероятнее всего, ходили только на кружки. А что такое работа в кружках? Это когда ребенок постоянно учится, а времени для совместной коммуникации остается мало. Но не нужно настраивать ребенка, что все будет супер — так не будет, и тогда ребенок может почувствовать себя обманутым. Стоит ему объяснить, что в школе он сможет получить новые знания и обрести новых друзей».

Супрун объяснила, как правильно подготовить ребенка к школе

Простун считает крайне важным настроить ребенка на самостоятельность и психологически подготовить его к новым знакомствам.

«Я часто наблюдаю в своей практике, что дети негативно относятся к школе, потому что они иногда слышат от воспитателя: «А как ты в школе будешь учиться, если у тебя в садике плохое поведение?» И тогда дети идут в школу в ожидании того, что это что-то такое страшное, и он может не оправдать возлагаемых на него ожиданий. И в этом чаще всего виноваты сами взрослые, особенно некоторые педагоги, воспитывающие детей в садах».

Социальная готовность

Психолог Наталья Простун советует родителям перед школой научить ребенка дружить с другими детьми, приглашая их домой или даря им подарки. Такие вещи очень помогают подготовить детей к школьной жизни, потому что им придется взаимодействовать со сверстниками.

«Научить ребенка элементарным способам решать конфликты: когда отстаивать свою точку зрения, а когда и отступить. Школа должна воспитывать детей вместе с родителями, так как это совместная работа. Надо спрашивать у учителя, как ребенок чувствует себя в классе, а не какую оценку получил. Вообще, стоит говорить с ребенком о чувствах: «Как ты сегодня себя чувствовал(а)? Что тебе было интересно? Что нового ты узнал(а)?». То есть это те вопросы, которые касаются внутренних эмоций, которые ребенок может выразить родителям. Не стоит наседать на ребенка относительно оценок или неправильно написанных букв».

Фото: rivne1.tv

Психолог советует родителям понять, что их фантазии и ожидания относительно своих детей зачастую неоправданно завышены, поскольку они всеми силами стремятся «втиснуть» ребенка в собственную картину мира. На самом же деле они таким образом еще больше отторгают и отталкивают его от себя.

«В процессе работы с детьми я сделала вывод о том, что их эмоциональный интеллект сводится к трем простым категориям, а именно — «хорошо», «плохо» и «нормально». И от этого становится очень грустно, так как ребенок не может в полной мере выразить свои чувства. Если родители не могут выразить чувства, то и детям очень сложно это сделать. Для этого можно распечатать смайлики с различными чувствами и практиковать проявление искренних эмоций с ребенком».

Дети хотят нравиться другим

По мнению Простун, каждый ребенок хочет понравиться, и когда ему делают много замечаний или постоянно критикуют, то ему становится от этого очень больно. Раньше учителя писали в дневнике красной ручкой свои замечания относительно ребенка. Именно поэтому для ребенка очень важно поощрение со стороны взрослых, когда ему говорят, что он старается.

«Нужно поощрять детей, говоря: «Сегодня ты просто молодец, и у тебя получается намного лучше, чем вчера». Тогда ребенок радуется, потому что его не сравнивают с другими. Ребенок очень болезненно воспринимает, когда ему говорят: «Вот посмотри, как Маша подготовилась, она сегодня лучшая ученица; посмотрите, как надо оформлять тетрадь и т. д.». И тогда у него будет возникать агрессия по отношению к ребенку, которого ему поставили в пример. Нельзя сравнивать детей друг с другом, так как из-за этого они становятся очень уязвимыми, начинают «закрываться», у них пропадает желание учиться и появляется разочарование в себе. Ребенок начинает считать, что как ни старайся — все бесполезно, он все равно все делает не так».

Фото: vlasno.info

По ее словам, сейчас очень много детей как с низкой самооценкой, так и с завышенной, причем последняя возникает на фоне заниженной (компенсаторный эффект). Часто дети учатся хорошо не для того, чтобы знать, а просто для того, чтобы быть отличниками. Они хотят, чтобы их замечали, хвалили, ими восхищались — и это очень часто поддерживается родителями и педагогами.

«Детям очень интересен этот мир, и они хотят его познавать, но надо, чтобы взрослые помогали им приобретать знания. Если ребенок чего-то не знает, то стоит ему помочь найти необходимую информацию, объяснить ему то, чего он не понимает. Следует акцентировать внимание не на оценке, а на знаниях. Сейчас дети получают наклейки, но это то же самое оценивание. Ребенок уже четко знает, что такое круто, а что такое хорошо».

Как ребенку защитить себя от чужой агрессии

Психолог Наталья Простун посоветовала родителям учить ребенка правилам безопасности в школе. Конечно, некоторые дети, которые посещали садик, хорошо знают, что когда их обижают, они должны об этом рассказать воспитателю. А детям, которые воспитывались дома, стоит объяснить, что не надо молчать, когда им делают больно, унижают или травят.

«Но родители не должны рассказывать детям, что их там может нечто подобное ожидать. Такую информацию нужно подавать нейтрально, говоря, например, что в учебном заведении случаются досадные случаи, поэтому ему нужно уметь себя защитить. Также важно научить его говорить о своих потребностях и дискомфорте, например: «Мне хочется пить, мне холодно, мне жарко, я хочу в туалет». Часто дети боятся говорить о таких простых вещах, а этого нельзя допустить, ведь ребенок может замкнуться в себе».

Фото из открытых источников

В комментарии #Буквам программный директор «EdCamp в Украине», советник министра образования и науки Украины Елена Малахова отметила, что травля детей не возникает на пустом месте. Очень часто это является признаком «отличия», когда дети выделяются среди других – кто-то носит очки, шепелявит, не так быстро усваивает информацию, у кого-то короткие волосы, кто-то хуже одет и т. д.

В Украине в 2017 году 67 % детей сталкивались с буллингом, — МВД

«Именно из-за «отличий» может происходить травля. Сознательно или нет, но иногда поводы для травли создают сами педагоги — замечаниями, шутками или бездействием. Согласно результатам масштабного исследования, проведенного «EdCamp в Украине» совместно с МОН, 70 % из участвовавших в нем педагогов (всего принимало участие 9 тысяч учителей) необходима помощь и повышение квалификации по определенным вопросам. Одной из самых главных проблем было названо противодействие буллингу (травле), при этом учителя не ощущают необходимости изучать права ребенка о дискриминации и «отличиях» — а ведь это неразрывно связанные между собой вопросы».

Как быть с детьми из неблагополучных семей

Говоря о неблагополучных семьях, психолог Наталья Простун сказала, что у детей из таких семей потребности недостаточно удовлетворены. Они очень часто бывают не только социально, но и эмоционально запущенными. Таким детям очень часто бывает стыдно за себя, особенно когда они сравнивают себя с другими. И в данном случае школа вряд ли это сможет решить, потому что это больше социальные проблемы.

«Родители должны как-то успокоить детей и хоть как-то частично решить материальные проблемы, найдя для этого необходимые ресурсы. Такие дети могут проявлять агрессию в школе, оскорблять других или, наоборот, замыкаются в себе (аутоагрессия). Учитель, как мама, может сделать большую работу, замечая и хваля такого ребенка за его усердие, демонстрируя его ценность и важность для других. Он (учитель) может растопить лед в сердце ребенка, сказав ему доброе слово. Ребенок запомнит это на всю жизнь и будет об этом вспоминать, будучи уже взрослым».

Со своей стороны, советник министра образования и науки Украины Елена Малахова привела пример того, что 40 % семей в Украине являются неполными, и сейчас традиционная украинская семья в составе папы, мамы и ребенка больше напоминает миф. Поэтому обычно около 50 % детей растут с одним из родителей или их воспитывают опекуны — дедушки и бабушки.

«Стоит отметить, что, по последним исследованиям Всемирного экономического форума и нескольких известных педагогов, опровергается миф о том, что школа имеет чрезвычайное влияние на ребенка. Исследователи пришли к выводу, что в большей степени на формирование личности и поведение ребенка влияет его ближайшее окружение. В начальной школе это, скорее всего, семья, а в старшем возрасте — те взрослые, которые являются авторитетами для детей, а также социальные медиа. Все больше на ребенка влияют Интернет, телевизор, реклама, поэтому не стоит требовать от педагогов того, чего они иногда сделать не могут».

Она также подчеркнула, что главное — не бояться, а говорить на эту тему и постоянно мониторить атмосферу в классе, чтобы при первом нездоровом колебании сразу же отреагировать (общаться с детьми).

Новая украинская школа

Психолог Наталья Простун отметила, что родители часто рассказывают ей о прекрасной идее построения Новой украинской школы. Однако она считает, что на самом деле в подготовке учителей ничего не меняется, так как большинство старых кадров, которые не воспринимают новую систему, остается. Она вспомнила еще одну хорошую реформу — шестилетнюю систему обучения, когда сделали садик-школу, но которая в конечном итоге себя не оправдала.

«Тогда в Украине снова сделали первый класс с теми же высокими требованиями к детям. Реформы уже давно должны быть, но почему-то они так растянулись во времени. Я вижу, что никто не работает с учителями. Как может эмоционально «сгоревший» учитель работать с детьми, когда у него профессиональная деформация? Он их ненавидит, а чем больше он их ненавидит, тем больше он скрывает свои истинные чувства. Даже если их переучить, то его терпения играть с детьми, особенно когда их 30, хватит на две недели. И уже на третье воскресенье его не хватит, и он просто «выгорит». Вот с этим нужно работать».

Фото: nus.org.ua

По словам психолога, она поверит в эту новую систему лишь тогда, когда будут профессионально готовить учителей или набирать молодых. Родители уже не раз рассказывали ей о том, что педагоги не понимают смысла в играх во время урока и сомневаются, что дети после этого смогут что-либо усвоить. Конечно, если учитель имеет свою четкую позицию, исходя из собственного опыта, то он ее транслирует и родителям.

«Для того, чтобы дать детям хорошие знания, необходимо, чтобы в классе было 12 детей, а у нас — 30. У нас мало помощников учителей, а требования к учителям очень высокие. Вроде идея хорошая, а ресурсов для ее выполнения нет. Должны быть пуфики, ковры для сидения, специальные детские уголки, где должны проходить занятия в игровой форме (просмотр видео, мультфильмов). До пятого класса не должно быть никакого оценивания и домашних заданий, требующих для их выполнения три часа. Слишком высокие требования для детей, да и программа обучения чрезвычайно перегружена».

Меньше домашних заданий и новые технологии: Минздрав обновляет нормы для школ

Кроме этого, Простун считает, что домашнее задание следует выполнять в интересной форме, благодаря чему ребенок сможет изучать окружающий его мир. На уроках педагоги должны задействовать интерактивные методы обучения, применяя при этом видеопособия, лепку, пение и т. д. Обязательно должна соблюдаться полная конфиденциальность, а также учитываться личное развитие (для этого составляются «зоны роста» для ребенка, в которых указываются его достижения в учебе).

В этом году первоклассникам, а также их родителям придется испытать на себе множество новшеств, из которых основным станет реформированная начальная школа. Реформирование предусматривает, в первую очередь, психологическую адаптацию ребенка к новым жизненным реалиям, то есть тому, чему уделялось крайне мало внимания в последнее время. Отныне педагоги должны стать для своих учеников одновременно и учителями, и психологами. Насколько успешно — покажет время.

Материал (1 класс) на тему: Требования к первоклассникам

МКОУ Чухломская СОШ им.А.А. Яковлева

Выступление на ШМО учителей начальных классов,

учитель высшей категории Богданова Е.В. (Февраль 2012 год)

Требования к готовности детей к обучению в школе.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка, это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.

Задачи подготовки к школе сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;

обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием;

исключить дублирование школьной программы при подготовке к школе;

формировать навыки учебной деятельности, интерес и желание учиться в школе.

При этом для обозначения уровня подготовленности специалисты чаще всего используют понятие «готовность к обучению в школе».

Готовность к обучению в школе — это такое развитие качеств дошкольника, которое обеспечивает успешное выполнение требований будущей учебной деятельности.

Психологическая готовность

Интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная

Физическая готовность

Здоровье, моторика рук, движения, возраст

Специальная готовность

Чтение, счет, учебные умения

У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.

Перечислим признаки познавательной активности

Ребенок занимается умственной деятельностью.

Предпочитает сам найти ответ на загадку, вопрос.

Просит почитать книги, дослушивает до конца.

Положительно относится к занятиям, связанными с умственным напряжением.

Часто задает вопросы, в т.ч. вопросы-цепочки.

Дожидается ответа на поставленный вопрос.

Интеллектуальная готовность

Ориентировка ребенка в окружающем

Запас знаний, усвоенных в системе.

Желание узнавать новое, любознательность.

Развитие образных представлений.

Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой.

Смысловое запоминание

К началу обучения в школе в области развития речи дети должны уметь

Уметь четко произносить все звуки речи

Уметь интонационно выделять звук в словах

Уметь выделять заданный звук в потоке речи

Уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)

Уметь произносить слова по слогам

Уметь составлять предложения из 3-5 слов

Уметь называть в предложении только 2-е, только 3-е слово

Уметь использовать обобщающие слова

Уметь составлять рассказ по картинке

Уметь составлять несколько предложений о предмете

Уметь последовательно передавать содержание сказки

Различать жанры художественной литературы

Уметь наизусть читать стихотворение

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления.

Знать цифры от 0 до 9

Уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до2

Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка

Знать знаки +, -,>,

Уметь сравнивать числа первого десятка

Уметь сравнивать 2 группы предметов

Уметь составлять и решать задачи в одно действие

Знать название фигур: треугольник, квадрат, круг

Уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме

Уметь оперировать понятиями «направо», «налево», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»

Уметь группировать предметы по предложенному признаку

В области представлений об окружающем мире:

Уметь различать по внешнему виду растения нашей местности, называть отличительные признаки

Уметь различать диких и домашних животных

Уметь различать по внешнему виду птиц

Иметь представления о сезонных признаках природы

Знать названия 1-3 комнатных растений

Знать названия 12 месяцев года

Знать названия всех дней недели

Знать в какой стране , селе, улице, доме живет

Полные имена членов семьи, иметь общие представления о видах их деятельности

Знать правила поведения в общественных местах и на улице

С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1 класс?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние здоровья ребенка, и будет зависеть, с какого возраста ему необходимо начать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.

Занимательные факты (1 класс) на тему: Как морально подготовить ребёнка к школе.

Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе — это умение читать, считать и писать. Однако это — лишь верхушка айсберга. На самом деле готовность к школе — вопрос значительно более обширный. В теории ни читать, ни писать, ни тем более решать задачи ребенок уметь не должен. Во всяком случае, школа не вправе отказать ребенку в реализации его права на обучение на том основании, что он этого не может — ведь по идее задача школы как раз в том и состоит, чтобы всему перечисленному научить. Но на практике оказывается, что лучше ему бы все это уже уметь, поскольку иначе будет сложно угнаться за темпом обучения и он будет чувствовать себя неуютно в среде «продвинутых» сверстников.
Для того, чтобы помочь ребенку не чувствовать себя «белой вороной» и неумехой, родителям следует ответственно отнестись к процессу предшкольной подготовки и не полениться позаниматься с ребенком, либо найти время и деньги, чтобы поручить это профессионалам — подготовительным курсам (лучше при школе, в которую вы планируете поступать), учреждениям раннего развития ребенка или частным педагогам и психологам.
Основные моменты, на которые вам следует обратить внимание при подготовке ребенка, это: Развитие общего кругозора (лучшими способами расширить горизонт познаний ребенка являются беседы с ним «о жизни», чтение книг и их обсуждение). Изучение букв и цифр, геометрических фигур и цветов, понятий право/лево, большой/маленький, широкий/узкий и т. д. По возможности — формирование умения читать (хотя бы по слогам) и считать (хотя бы в пределах 10). Обязательное развитие мелкой моторики, то есть — занятия на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как для развития умения писать, так и для развития речи (оба эти центра «сцеплены» в структуре детского мозга). То есть необходимо побольше рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь манипулировать с мелкими предметами типа бусинок, монеток, спичек, зубочисток, из них можно выкладывать картины и аппликации, нанизывать их в бусы — все это развивает также внимание и усидчивость. Тренировка памяти — то есть заучивание стишков и песен (кроме того, что это поможет блеснуть на утреннике, такая привычка сослужит добрую службу и в школе). Тренировка умения анализировать, классифицировать — то есть просить ребенка структурировать историю, выявить, что случилось сначала, что потом (причинно-следственные связи), уметь собрать из частей картинки целое, разложить предметы по какому-либо признаку. Однако следует помнить, что обученность ребенка не тождественна его способностям и психической зрелости. Более того, обученность — не синоним также и высокой познавательной активности ребенка, ведь нередко родители воспринимают свое чадо как некий «сосуд», который следует наполнить знаниями, а не как факел, который надо зажечь. Подходы эти принципиально разные — если выбран первый, ребенок занимает в процессе «обучения» пассивную позицию и в первом классе выясняется, что при широком диапазоне «вложенных» в него знаний его собственная готовность и желание учиться близки к нулю. Начинаются претензии родителей к учителю: «как же так, ведь он у меня такой умный!» Но ребенок, как выясняется, ничего не может и не хочет делать по собственной инициативе — поэтому весь его багаж знаний так и лежит «мертвым грузом», не принося пользы его владельцу…

Кроме того, хорошо считающий мальчик или же девочка, рассказывающая стихи страницами, могут быть, что парадоксально, к школе готовы слабо, если обладают низким уровнем психологической, личностной зрелости и коммуникативной (социально-психологической) готовности к школе. То есть, помимо запаса знаний, ребенку необходимо также: обладать и коммуникативными и социальными навыками — то есть уметь общаться, понимать и главное применять в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет; не бояться вступать в контакты со взрослыми и сверстниками; уметь отстаивать свою позицию цивилизованными методами и не проявлять неуместной агрессии — или, напротив, излишней боязливости и робости; осознавать смысл процесса обучения в школе, понимать, что дает получение знаний, каков порядок учебы в школе; уметь подчиняться установленным правилам, знать, что такое дисциплина, и понимать ее необходимость; иметь положительную мотивацию, желание учиться; уметь целенаправленно и по своей инициативе работать над заданием, организовывать, планировать свои действия и отвечать за их последствия (к примеру, самостоятельно собирать свой портфель и следить за выполнением домашних заданий: если вы с первого класса возьмете это на свои родительские плечи, то с вероятностью 70% эта обязанность останется на них до выпускного бала); иметь позитивное отношение к самому себе. Важно помнить, что, помимо готовности головы, не менее важна и готовность тела: нагрузка на иммунитет в первый школьный год будет серьезной, поэтому в последнее лето перед поступлением в 1 класс было бы здорово, помимо учебы, заняться и физической подготовкой. Ребенку необходимо много движения (в идеале — занятия в спортивной секции, которые дают кроме здоровья также и дисциплинарные навыки), свежий воздух, полноценное питание. Если у малыша есть нарушения здоровья, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом и получить рекомендации относительно коррекции состояния и организации процесса обучения (возможно, придется даже выбрать специальную школу).

Психологическая готовность

Любой ребенок должен быть подготовлен к школе не только умственно, но и с точки зрения психологии. Это значит, что в нем все должно находиться в равновесии, а именно:

  • личностная и социальная готовность;
  • волевая сфера;
  • явная мотивация к обучению.

Другими словами, юный ученик должен стремиться к походу в школу сознательно. Он должен желать получения новой информации, думать об этом этапе взросления и хотеть учиться выстраивать отношения в новом коллективе.

Что за чудо — школа?

В первую очередь стоит объяснить малышу, что такое школа, чем она отличается от садика, что означает на практике загадочное слово «уроки» и почему так важно слушать то, что говорит учитель.

Попытка визуализации

Необходимо понять внутренние ощущения ребенка и узнать, как он относится к школе. Для этого попросите его нарисовать ее в деталях и рассказать о том, какая она.

Какие уроки проходят в школе? Большие ли там перемены? Получают ли ученики оценки и нравится ли им там находиться? Пусть ребенок расскажет вам, какая там работает учительница — строгая или добрая, нравится ли ему она или нет.

Во время повествования вы получите ответы на свои вопросы: чего боится ребенок, из-за чего тревожится, чего опасается. Все эти моменты стоит обсудить с ним после рассказа и разыграть варианты выхода из разных ситуаций.

Пугать нельзя!

Не давите на ребенка психологически, не пугайте строгой дисциплиной или тем, что станете ругать его за плохие отметки. Это явно не стимулирует его к хорошему восприятию нового места обучения.

Лучше расскажите ребенку о том, что ему предстоит узнать о мире много интересного, а если в этот период он столкнется с трудностями, то всегда сможет рассчитывать на вас.

Для чего ребенку школа?

Объясните малышу, что его главной задачей станет не получение хороших оценок (хотя и это важно), а получение новых знаний, которые он в дальнейшем будет использовать в свое благо.

Например, сможет устроиться на работу, получать заработную плату и покупать то, что захочется — то есть, стать по-настоящему взрослым.

Все и сразу?

Не пытайтесь напичкать малыша обилием информации и дать ему все и сразу: много знать не означает любить учиться. Лучше развивайте в нем любознательность и умение подходить к урокам творчески. В результате малыш поймет, что учиться — это довольно увлекательно и вообще не страшно.

Самостоятельность — всему голова!

Очень важно, чтобы малыш овладел такими важными качествами, как ответственность и самостоятельность. Специальных тренировок для этого проводить не нужно — это же не армия! Достаточно доверять ребенку несложные задания и давать шанс справиться самостоятельно с тем, что ему по силам.

Можно, к примеру, поручить ему уход за цветами, которые вы купите вместе с ним. Обсудите с малышом правила и особенности заботы о растениях и объясните, что случится с цветочком, если его не поливать и не окучивать.

Чтобы малыш не забывал этого делать, прикрепите бумажку с напоминанием на холодильник.

Похвала — лучшее благо

Обязательно хвалите малыша за успехи, подчеркивая тот факт, что он знает уже очень много. Только ни в коем случае не приводите в пример других, более «развитых» детей, чтобы малыш не чувствовал себя не слишком успешным на фоне их достижений.

Он должен знать, что если у него что-то не получается, нужно попробовать сделать это еще раз.

Методика обучения: как проводить уроки?

Давайте разберемся в том, как именно стоит учить ребенка. Советы по обучению малышей на дому для удобства приведены на примере особо значимых уроков.

Уроки чтения

Как только ваш ребенок изучит буквы и слоги, можно переходить к чтению, чтобы весь дальнейший процесс подготовки проходил успешнее.

Изучение букв стоит проводить в алфавитном порядке, а чтение — со знакомства с маленькими сказками. Для начала малыш может находить в тексте уже изученные буквы.

Пересказывайте ему прочитанное и просите повторить это еще раз, но уже самостоятельно. В помощь к изложению — 3 вопроса, на которые малыш должен коротко ответить.

Уроки правописания

Уроки правописания лучше проводить в таком же порядке, как и чтение, чтобы усвоение пройденного проходило успешнее. По мере ознакомления с материалом можно переходить к чтению простых слогов, чтобы потом попробовать их написать.

Если вы не будете отступать от этих принципов обучения, к 5 годам малыш станет довольно хорошо читать и писать. Обязательным условием является и то, чтобы ребенок работал с тетрадями для письма в линейку, а для математики — в клетку.

Уроки математики

Осваивать счет лучше всего на примере конфет, игрушек и членов семьи, при этом сначала стоит изучить целые числа. Несложные задачки по математике тоже лучше приводить на наглядном материале — на тех же конфетах.

Также можно учить числа сразу парами: 3 и 4, 5 и 6. Ребенок должен не только запоминать их, но и пытаться написать впоследствии. Обязательно повторяйте пройденный материал на следующий день, только не очень долго — не более пяти минут.

Различные геометрические фигуры лучше учить на примере того же печенья, которое сейчас выпускается в самых разных формах. Постепенно вы перейдете от «продуктов питания» к начертанию фигур в тетрадке.

Уроки ИЗО

Уроки рисования — отдушина для ребенка, потому проводить их нужно обязательно. Это может быть не только творчество в альбомах, но и аппликация, и лепка.

Здесь же можно заниматься изучением геометрических фигур, о которых мы говорили выше, и рисовать их в альбоме.

Учите малыша пользоваться красками, чтобы картины при этом не выглядели промокашкой непонятного цвета. Показывайте, как можно заштриховать рисунок карандашом или освоить технику рисования мелками.

Уроки иностранного языка

Залог успеха в изучении языка — использование ярких картинок и иллюстраций. Лучше всего, если вы начнете осваивать тот язык, который сами изучали в школе, иначе придется воспользоваться услугами репетитора.

Урок может длится минут 15, во время которого вы должны говорить с малышом на иностранном языке, сопровождая свои слова действиями. Такая форма обучения считается наиболее действенной для дошкольного возраста.

Как только урок подойдет к концу, закрепите пройденное показом мультфильма на иностранном языке.

Стоит ли отдавать ребенка на подготовительные курсы?

Многие родители, дети которых приближаются к школьной поре чудесной, постоянно думают о том, как подготовить ребенка к школе дома. Не лучше ли будет отдать его для этого на подготовительные занятия?

Успокойтесь, ведь вы сами можете сделать это — было бы только желание!

Каких детишек стоит отдать на курсы обязательно?

В группу исключений, для которых курсы будут предпочтительней, чем домашняя подготовка к школе, входят:

  1. Малыши, которые не ходили в садик, мини-центры и любые другие дошкольные учреждения, так как социальная адаптация для них еще даже не началась.
  2. Застенчивые ребятишки и особенно в том случае, когда подготовительные занятия ведут те же учителя, кто в будущем станут для них преподавать предметы в младшей школе.
  3. Дети, у которых мало друзей. На подготовительных уроках малыши найдут для себя настоящих товарищей и при переходе в школу смогут избежать возможных стрессов.

Если же ваш ребенок отлично адаптирован к социуму, можно не прибегать к помощи подготовительных групп. Тем более, что в наши дни во всех садиках начинают готовить детей к школе задолго до поступления.

Ваши же занятия на дому станут для малыша хорошим подспорьем, которое поможет ему подготовиться к школе неспеша, интересно и очень результативно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *