Как огранить камень

Содержание

Огранка камней: что это такое

Огранка камней — как мэйкап для девушки. Она раскрывает то, что заложено в камне природой, приумножает естественную красоту, маскирует недостатки. Какие бывают виды огранки и от чего вообще зависят? Начнем с понятия. Огранка — не означает форма. Действительно, каждый камень имеет определенные геометрические контуры, но в большинстве своем над ним поколдовала природа. Огранка — это грани камней. Их количество, пропорции, расположение и очертания. Чтобы было понятнее, приведу пример: два круглых рубина могут иметь абсолютно разную огранку. Визуально это будут принципиально отличные друг от друга камни.

Обработка алмаза — теория Толковского

Бриллиант — привилегированный камень. Он вдохновляет ювелиров на создание шедевров, привлекая природной космической красотой. С него началась история разных типов огранки. Сначала в начале 19 столетия Марсель Толковский разработал теорию, согласно которой обрабатывать камень нужно было с учетом его свойств (отражательной и пропускной способности).

В 1919 году им была составлена таблица с указанием числа граней для видов камней с разными пропорциями. Со временем таблицу стали использовать как основу для обработки камней и не только бриллиантов. Благодаря учению математика из разных способов огранки получилось извлечь максимум способности камня отражать свет.

Интересное направление творчества — резьба по кости. Это действительно шедевры!

Классика — Эмеральд

Так же, как и круглая относится к категории классических, на основе 49 граней. Разрабатывалась под изумруды с учетом особенностей камней, но со временем стала популярной для отделки алмазов. Отличить ее можно по длинным линиям и скошенным углам. Камни с огранкой Эмеральд очаровывают сиянием.

Круглая

Один из самых простых и универсальных типов, чаще всего применяется в отношении любимых девушками бриллиантов. Это классика, проверенная веками. Среди остальных видов огранки, круглая самая ранняя. Ее авторы жили в начале 20 столетия. В то время ювелиры впервые изобрели способы работы с самым твердым минералом планеты, изощрялись с числом и расположением граней.

Лучше других типов природное очарование и потенциал бриллианта раскрывает огранка с 57 гранями. Благодаря ей камень сверкает ярче солнца, живет в несколько раз дольше аналогов с менее качественной обработкой. Минералы с круглой огранкой в 57 граней самые дорогие. Небольшие камушки обрабатывают в упрощенном варианте — останавливаются на 33 гранях, совсем крошечные — на 17. Минус обработки — потеря массы минерала в процессе. Камень уменьшается более чем на половину.

Овальная

Вариация на тему круглой обработки. Появилась не так давно — в конце 60-х годов. Стала популярной после моды на браслеты, подвески и серьги с камнями в многогранной огранке. Узнать ее просто по расширенным клиньям и слегка вытянутой форме. Камушки с овальной огранкой особенно интересно смотрятся в перстнях. Изделия визуально удлиняют пальцы, придают кистям рук утонченной грации и аристократизма.

«Маркиз» — нежность и изящность

Известна фиксированным числом граней — 55. Идеальный вариант для подвесок, сережек и перстней. На изобретение нового вида отделки камней авторов вдохновила маркиза де Помпадур. Особенности «Маркиза» — овальная основа с заостренными гранями, визуально имеющая сходство с лодочкой. Самородки «Маркизы» элегантные и утонченные, придают украшениям самобытности и женственности. Недостаток — заостренные уязвимые концы. Такой камушек нужно защищать от ударов и падений.

«Груша» или «капля»

Элегантный вариант отделки минералов подходит для подвесок, ожирелей и серег. В основе — техники «Маркиз» и «Овал». По названию ясно, что речь идет о каплевидной форме с заостренными к низу гранями. Такие камушки выглядят изящными за счет удлиненной формы, нуждаются в прочной оправе и бережном использовании.

«Принцесса» — о вариациях

Аристократическая огранка с числом граней 49, 65, возможны и другие варианты. Подходит для камней почти во всех видах украшений. «Принцесса» запоминается правильной прямоугольной или квадратной формой, мощной игрой света. Впервые камни таким способом стали обрабатывать в конце 60-х начале 70-х годов. Огромный плюс — минерал сохраняет изначальную массу.

«Принцесса» актуальна для обручальных колец, подходит для всех типов драгоценных и полудрагоценных камней.

«Изумруд»

Число граней приблизительно, возможны варианты. Огранка «Изумруд» идеальна для подвесок и ожирелей, колец и кулонов. Форма камней — ближе к прямоугольнику со скошенными углами. Особенность – увеличенная площадь площадок фасетов. «Изумруд» применяют для обработки крупных камней с безупречной чистотой без недостатков. Увеличенные площадки не так активно преломляют свет, но в этом есть свои преимущества. Камушки с изумрудной отделкой не имеют равных в яркости и мощи отдаваемых вспышек света.

«Ашер» — от мала до велика

Традиционное число фасетов при отделке «Ашер» — 25, 49 или 72. Не исключены варианты. Опять же, камушки с таким типом отделки изящно и оригинально смотрятся почти во всех видах ювелирных украшений. Форма самородков — квадратная, отдаленно напоминающая «Изумруд», но с увеличенным числом «этажей» и «ступенек».

Авторы отделки — бельгийцы. Первые попытки обработать камень таким образом были в 1902 году. Не сложно догадаться, какой была фамилия авторов. Братья Ашер придумали менять число граней в зависимости от веса минерала. Так появился новый вид огранки, идеальный для создания украшений в модном дизайне ар-деко.

«Радиант» — новые рекорды

Техника отделки опередила все вышеописанные по числу создаваемых в итоге фасетов. Их может быть как 65, так и 70, либо еще больше. Украшения с камушками «Радиант» — это обычно кулоны, серьги и перстни. Форма камня напоминает восьмиугольник или прямоугольник со скошенными углами. Этот вид отделки уникален тем, что совместил в себе по частице от «Изумруда» и «Принцессы». Идеальный вариант для драгоценных камней без изъянов с мощным природным потенциалом и незаурядными размерами.

Визуально камни с огранкой «Радиант» выглядят брутальными и дерзкими. Украшения с ними больше заинтересуют мужчин с желанием сделать акцент на статус.

«Сердце» — романтический вариант

Среднее количество граней в «Сердце» — 57-60. Актуальна для подвесок, сережек и кулонов из-за каплевидной удлиненной формы. Сверкающее сердечко на цепочке или в ушах выглядит нежно и романтично. Идеальное «Сердце» получится при огранке самородков с соотношением ширины и длины 1:1. В таком случае минерал получится более долговечным, выдержит испытания случайными падениями и ударами.

«Триллион» — универсальное решение

Число фасетов варьируется в зависимости от размеров и массы самородка. Их может быть как 19, так и 52. Не исключены варианты. Камушки с такой огранкой грациозно смотрятся в серьгах, подвесках, браслетах и ожерельях. Отличительная черта — форма треугольника с мягкими углами. Техника пришла из Голландии относительно недавно- в конце 80-х годов.

Форма треугольника — не единственно возможный вариант. Используются также идеи с ромбовидной, квадратной и даже прямоугольной отделкой. Во многом на решение влияют размеры минерала и задумка мастера.

«Кабошон» — древняя классика жанра

Впервые такой вариант отделки стали использовать во времена средневековья, во Франции. Если перевести название с французского, получится, что речь идет о «шляпке гвоздя». Обычно «Кабошон» используют для отделки полупрозрачных или прозрачных самоцветов, либо модных камушков в стиле «кошачий глаз». Изящной и нежной огранка получится только при условии идеальной полировки камня.

«Бриолет»

Отделка «Бриолет» актуальна как для дорогих драгоценных камней, так и для более дешевых самоцветов. С этой огранкой связаны рекорды, зафиксированные пару лет назад. Тогда самородок в огранке «Бриолет» на аукционе победил в категории «вес» и «цена». Масса камушка оказалась равно 75 каратам при цене в диапазоне от 8 до 12 миллионов долларов США при том, что структура его была совершенно без изъянов. Про такие говорят «чистый, как слеза».

«Шахматка»

Интересный вариант огранки, придающей камням симметричности и правильности. По итогам отделки камень приобретает идеально ровные квадратные грани, расположенные симметрично по аналогии с шахматной доской. Используют «Шахматку» для обработки всех видов камней, начиная от драгоценных самородков и заканчивая бюджетными синтетическими самоцветами.

Антик — универсальная для всех камней

Огранку называют еще «Антик Кушон». Применяют для отделки алмазов и других как драгоценных, так и полудрагоценных камей. Отличить самородок в огранке «Антик» можно по прямоугольной (квадратной) форме, мягким краям и выпуклым сторонам. Наиболее эффектного свечения удается достичь при свете пламени свечи. Рундист при этом — в форме подушки.

Португальская отделка — рекордсмен по числу граней

Ее еще называют огранкой по Варгасу и отличают по рекордному количеству граней — 10 рядов по 16 граней, итого 161! Чтобы добиться правильного эффекта с необходимым числом ярусов нужно чтобы изначально камень обладал достаточной глубиной. Результат впечатляет: минерал выходит похожим на удивительный цветок с картинками калейдоскопа внутри. Чем ярче и глубже материал, тем красивее получится эффект.

Что такое фацетная огранка

Речь идет об отделке прозрачных и полупрозрачных кристаллов с нанесением на поверхность плоских фацетов (граней). Обычно это:

  1. Клиньевая — подходит для большинства драгоценных камней, горного хрусталя. Отличается способностью камня максимально отражать свет. Пример — вышеописанный «Маркиз».
  2. Ступенчатая — помогает увеличить высоту светлых камней и придать уютной миниатюрности темным. Направлена на выделение естественной красоты самородка. Используется для отделки рубинов, изумрудов, гранатов и сапфиров.
  3. Комбинированная — требует особого мастерства, скорее считается фантазийной. Высоко ценится и дает особый эффект, выделяя цвет и красоту камня.

А теперь немного о фантазийных обработках. Что это и как их узнать? В отличие от традиционных техник огранки, фантазийную сочетают с нанотехнологиями, комбинируя все известные ранее приемы. Итог впечатляющий. Чего стоят одни названия! Популярный бренд Nirav Modi из Индии, например, внедрил целых 4 новые техники фантазийной огранки с названиями и фото примеров. Творчество и умения авторов оценили мировые звезды Голливуда — Кейт Уинслет, Коко Роша и другие. Технологии обработки и используемое оборудование держат в секрете.

Не можем не упомянуть и знаменитые кристаллы Сваровски, огранка которых позволила превратить простой хрустать в сияющие камушки и новый тренд. В свое время основатель компании сделал ход конем — придумал первый в мире электрический шлифовальный станок для огранки.

Можно ли последовать его примеру и написать свою историю успеха в ювелирном мире? Думаю да, но для этого нужно вложиться в качественный инструмент для огранки, оборудование, обучение. Последнее по силам каждому освоить в домашних условиях. Поэтому, если есть мечта стать тем, о ком заговорит весь мир по примеру Толковского или Даниэля Сваровски (в прошлом скрипача) — стоит попробовать! Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Команда ЛюбиКамни

Огранка драгоценных камней – один из важных этапов технической обработки камня, от которого зависит внешний вид, а значит и цена готового изделия. Причём, важна не столько форма, сколько качество работы – точность нанесения граней, а также умение мастера подобрать ту или иную технику к конкретному минералу. Будет ли камень блистать в дорогом украшении либо окажется негодным – зависит от квалификации ювелира.

Ювелирная терминология

Прежде чем оценивать качество огранки, необходимо знать некоторые термины, которыми пользуются мастера при выполнении данного вида обработки самоцветов.

Для увеличения схемы кликните по ней.

Огранка минерала подразумевает разделения материала на такие зоны:

  • Площадка или лицевой фацет – самая большая грань камня, верхнее плоское основание. Ширина площадки измеряется в процентном соотношении к общей ширине самородка.
  • Павильон – нижняя часть камня.
  • Рундист – линия, отделяющая павильон от верхней части самоцвета. Эта граница задаёт периметр камня. Рундист служит местом закрепления огранённого минерала в оправе изделия.
  • Корона – верхняя часть камня, располагающаяся над рундистом и окружающая площадку.
  • Калетта – нижняя точка огранённого самородка. Изредка каллета, как элемент огранки, отсутствует. Иногда отсутствие этой части говорит о повреждении минерала.

Высекаемые грани также называют фацетами. Зависимо от вида огранки на один кристалл наносится до 240 фацетов. Каждая грань должна быть идеально ровной и располагаться под конкретным углом. При соблюдении пропорций в итоге удаётся полностью раскрыть красоту минерала.

Стили огранки

Выбор техники обработки камня зависит от разновидности минерала. Для непрозрачных самородков используется техника «кабошон» или попросту шлифовка. Прозрачные и полупрозрачные самоцветы гранят фацетной (или фасетной) огранкой.

Техника «Кабошон»

Шлифовка считается самым древним стилем обработки минералов. Для придания куску породы привлекательных форм, мастера отсекали лишние части кристалла и с помощью шлифовки добивались гладкой, ровной, блестящей поверхности. Сегодня этот способ обработки, названный «кабошоном», применятся к непрозрачным или частично пропускающим свет самоцветам.

Форма кабошона предусматривает выпуклость поверхности, что выгодно отражает световой поток. С обратной стороны отшлифованные камни плоские. Этот стиль особенно хорошо подчёркивает красоту минералов с эффектом кошачьего глаза или звездчатых камней, на поверхности которых красуется рисунок лучевой звезды.

Фацетная огранка

Для обработки драгоценных и полудрагоценных самоцветов применяется фацетная огранка, которая заключается в нанесении на поверхность камня определённого количества плоских граней. Такой вид обработки предусматривает несколько стилей:

  • Ступенчатый. Используя такой стиль, мастера делают боковые фацеты в форме равнобедренных треугольников либо трапеций. Площадка камня имеет вид многоугольника. Сами грани, имитируя ступеньки, наносятся друг над другом. Ступенчатая обработка также включает технику огранки таблицей – простая разновидность, предусматривающая всего две ступени (низ и верх).
  • Клиньевидный. Техника предусматривает комбинацию треугольных граней, создающих четырёхгранные пирамиды с трапецевидным основанием.
  • Фантазийный. Этот стиль объединяет в себе две техники – ступенчатую и клиньевидную.

    Фантазийные формы огранок

Смешанная (фантазийная) огранка считается самой сложной, требующей от мастера высокой степени профессионализма. Стоимость такого камушка будет соответствовать проделанной работе. В итоге получают самоцвет, играющий всеми красками и бликами при разном освещении.

Русская огранка

Этот стиль стоит отдельным особняком среди всевозможных техник обработки драгоценных камней. Русская огранка, как самостоятельный вид, стала известна в те времена, когда западный мир увидел бриллианты, огранённые русскими ювелирами.

Отличительной особенностью этого стиля выступает первоочерёдность формы и симметрии, а не сохранность исходной массы минерала. Таким образом, русские мастера нещадно отсекали необходимое количество сырья, получая на выходе безупречно огранённый алмаз без малейших следов полировки или царапин. Этот совершенный стиль обработки используется сегодня повсеместно, а камни русской огранки считаются самыми дорогостоящими.

Многообразие разновидностей

Вставки из драгоценных камней в ювелирных украшениях пестрят разнообразием форм. Пытаясь раскрыть потенциал того или иного минерала, мастера годами придумывали различные способы нанесения фацетов, создавая шедевры привычных и необычных форм.

Основные виды огранок

Круг

Эту форму разработали ювелиры на заре XX века – эпоху, когда появились первые инструменты, с помощью которых стала возможной обработка самого твёрдого минерала на земле – алмаза. Классическая разновидность бриллиантовой огранки подразумевает нанесение 57 граней – 24 фацета располагают на павильоне и 33 фацета, включая площадку, наносят на корону. Некоторые алмазы обрабатывают проще, используя 17 или 33 фацета. Однако нанесение меньшего количества граней влечёт за собой значительную потерю исходной массы.

Круг

Изумруд

Эта форма ступенчатой огранки получила название благодаря элитному дорогостоящему самоцвету. Однако изумрудной огранкой обрабатывают не только одноимённый минерал, но и другие самородки, обладающие большими размерами и высокой степенью прозрачности. Выглядит такой камень, как прямоугольник со скошенными краями. «Изумруд» не предусматривает бриллиантового блеска или переливов, зато завораживает яркими вспышками света, отражающегося от поверхности камня.

Изумруд

Овал

Овальная форма стала популярной после 50-х годов ХХ века. Самоцветы в виде овала гранят клиньями, нанося 57 фацетов, что наделяет готовый камень ярким блеском и переливами. Овал лучше всего подходит для колец, зрительно утончая женские пальчики.

Овал

Маркиз

Благородное название отображает вытянутый овальный камень с заострёнными краями. Считается, что это наименование дано в честь одной из фавориток французского короля Людовика XV – маркизы де Помпадур. Эта особа славилась страстной любовью к украшениям, а также обворожительной улыбкой. Этот вариант предполагает нанесение 55 граней, блики которых напоминают улыбку маркизы и выгодно смотрятся в разных видах ювелирных изделий.

Маркиз

Груша

Очертания граней грушевидных кристаллов схожи с камнями вида «Маркиз». Такие самоцветы также по форме напоминают каплю, заострённый конец которой закрепляют в оправе изделия. Для получения камня «Груша», мастера наносят 55 или же 56 граней. Такой самоцвет привлекателен в подвесках или колье, так как визуально удлиняет шею обладательницы украшения.

Груша

Сердце

Такая форма считается самой женственной и романтичной, равно как и наиболее дорогостоящей. Трудоёмкий процесс огранки требует соблюдения пропорций ширины и длины самоцвета 1:1. Технология создания «сердечек» напоминает огранку грушевидных кристаллов.

Сердце

Принцесса

Это кристаллы квадратной или прямоугольной формы, зависимо от которой наносится разное число фацетов – 49, 65 или 68. «Принцесса» использовалась с конца 70-х годов прошлого века, находя применение, как вставка для обручальных колец. При этом углы камня обязательно фиксировались оправой.

Принцесса

Багет

Этот вариант ступенчатой огранки подходит только для минералов безупречного качества, так как малейшие изъяны самородка просматриваются даже без увеличения. Тем не менее, прямоугольный «Багет» смотрится благородно и респектабельно.

Багет

Ашер

Форма «Ашер» похожа на изумрудную огранку, только с большим числом уровней. Зависимо от размера исходного сырья, мастер наносит от 25 граней, увеличивая число фацетов до 49, 72 или больше для крупных самоцветов. Обретя популярность в 30-х годах ХХ века, «Ашер» и сегодня держит свои позиции.

Ашер

Октагон

Октагон представляет собой ступенчатый восьмигранник. Преимущества разновидности – раскрытие чистоты самоцвета, игры переливов, а также защита от всевозможных повреждений хрупкого самородка.

Октагон

Радиант

Радиант – результат совмещения форм огранки «Принцесса» и «Изумруд», раскрывающий цвет, блеск и чистоту кристалла. Такой восьмигранник создают из исходников больших размеров, чаще используя готовые вставки для мужских ювелирных изделий.

Радиант

Бриолет

Одна из первых форм обработки крупных вытянутых алмазов. Для создания «Бриолета» самоцвет вдоль диаметра покрывается треугольными гранями, которых в классическом случае 56 штук. Этот метод усиливает игру световых бликов камня.

Бриолет

Кушон

Огранка «Кушон» пришла со времён эпохи Барокко. В XVII – XVIII веках европейские бриллианты гранились «Кушоном», так как эта техника предполагала максимальную сохранность веса исходного сырья. Другое название формы – «Антик».

Кушон

Квадрат

Одна из форм ступенчатой огранки, предусматривающая одинаковую длину всех сторон самоцвета. Такие вставки выгоднее смотрятся в браслетах.

Квадрат

Триллион

Триллион

Качество огранки непосредственным образом влияет на красоту камня. Выбранная форма огранки, соблюдение пропорций, симметричность граней играют решающую роль при оценке приобретаемого изделия. Ведь от этих факторов зависит игра света, глубина и насыщенность цвета, чёткость форм самоцвета. Небрежность мастера приводит не только к утрате главных показателей качества, но и к повреждениям самородка, понижению стоимости, что автоматически переводит камень в категорию брака.

Почему необходимо обрабатывать драгоценные камни?

Огранка камней представляет собой сложный процесс, в ходе которого самоцветам, как драгоценным, так и полудрагоценным, придается необходимая форма. Задача мастера состоит в том, чтобы учесть все нюансы исходного экземпляра, его особенности строения и состава. Приняв во внимание эти тонкости, можно добиться потрясающего результата, когда поверхность невзрачного камушка становится гладкой и на ней начинают проявляться четкие грани.

Различные формы огранок камней способствуют возникновению ярких световых бликов. Их переливы дают потрясающий блеск, и кристалл начинает «играть». Свет, попадая на грани, преломляется, переливаясь всеми оттенками спектра, и мы можем наблюдать необычные световые эффекты.

Виды огранки драгоценных камней могут быть различными, но главное, что учитывается при проведении этой разновидности ювелирных работ, – это тип граней и та форма, которая придается камню. Вариантов огранки камней существует очень много, но любой из них подразумевает очень продолжительный и трудный процесс создания кристалла идеальной формы. Используя различные инструменты для огранки, на самоцвете создается от 30 до 240 граней. Называемые фацетами, они должны быть идеально ровными и располагаться под выверенным углом.

Основные понятия

Главной задачей мастеров является придание привлекательного внешнего вида драгоценным самоцветам. На протяжении нескольких сотен лет появлялись различные виды огранки, которые позволяли в полной мере раскрыть красоты кристаллов, многие из которых без подобной обработки не смогли бы блистать в роскошных ювелирных изделиях.

Начиная работать с каждым образцом, специалист стремится добиться идеальной игры света. Важно произвести тщательную шлифовку материала, сделав это так, чтобы количество потерянной массы было как можно меньше. В результате этих манипуляций должна раскрыться не только форма, но и цвет. Так, приняв во внимание различные нюансы и выбрав вид огранки, можно добиться того, что камень отлично подойдет для украшения.

Чтобы лучше понять, что такое огранка драгоценных камней и виды, существующие на данный момент, нужно разобраться в используемых профессионалами терминах, используемых для наименования различных элементов камня:

  • Рундист – это место, где «соединяются» верх и низ камня. Именно на этой разделительной линии обычно располагается крепление в украшении.
  • Корона – это эффектная верхняя часть.
  • Павильон – нижняя часть, располагающаяся ниже рундиста.
  • Калетта – самая нижняя точка камня.
  • Площадка – самая большая плоская грань, расположенная сверху. Другое ее название – таблица или лицевой торец.

Раскрыть красоту самоцвета (особенно прозрачных и полупрозрачных) можно с помощью метода, который называется фацетная огранка (или фасетная огранка). Она, в свою очередь, подразделяется на ступенчатую и бриллиантовую. Используя различные приемы, основанные на этих видах шлифовки, камням придается самая разная форма (шар, конус, антик, трапеция и многие другие).

Техники обработки камней

Самым древним способом придать камню красивую форму была шлифовка. От кристалла отсекались ненужные фрагменты и мастера добивались идеально гладкой блестящей поверхности. Эта техника получила название «кабошон». Чаще всего этот способ сейчас используется для придания красивой формы минералам, которые совсем не пропускают свет, или являются полупрозрачными. Плоский с одной стороны и выпуклый с другой, кабошон дает возможность свету отражаться от поверхности. Наиболее выгодно этому виду огранки подходят «звездчатые» камни или образцы с эффектом «кошачьего глаза».

Для прозрачных же кристаллов лучше всего подходит фасетная огранка. Ювелиры, которые используют эту технику, наносят на самоцвет грани, или фасеты, благодаря которым лучи света, попадая на поверхность камня, преломляются, и он начинает сиять.

Схемы огранок для прозрачных или полупрозрачных самоцветов могут быть различными, основными же видами считаются следующие:

  1. Клиньевая обработка, при которой достигаются лучшие показатели по отражению света. Чаще всего ее используют, чтобы придать роскошную форму алмазам, цирконам, рубинам, изумрудам, топазам и горному хрусталю.
  2. Фасеточная обработка помогает подчеркнуть внутреннюю красоту кристалла. Такая ее разновидность, как ступенчатая огранка, лучше всего подходит для сапфиров, рубинов, гиацинтов, изумрудов. В зависимости от цвета может изменяться и высота камня: высота огранки светлых кристаллов выше, чем темных.
  3. Смешанный вид объединяет в себе два предыдущих, другое его название – фантазийный. Обработанные таким образом драгоценности производят огромное впечатление, но стоимость их значительно выше.

Есть еще один термин, который используется в ювелирной промышленности, – это русская огранка. Он появился, когда алмазы, обработанные на российских заводах, стали известны на Западе. Известно, что любому мастеру хочется добиться идеальных пропорций, как можно больше сохраняя вес кристалла. Но русская огранка подразумевает то, что на первом месте стоит форма и симметрия бриллианта, поэтому все лишнее, мешающее созданию бриллианта высочайшего качества, должно быть безжалостно срезано. По такому же принципу выделяют тип огранки «А», когда на первом месте стоит качество, и коммерческий тип — когда важно сохранить вес исходного сырья.

Русская огранка имеет ряд отличительных особенностей, благодаря которым камни, обработанные таким методом, ценятся намного дороже. Благодаря совершенной обработке даже при сильном увеличении невозможно заметить никаких царапин и следов полировки. Этот метод теперь используют по всему миру.

Основные виды обработки драгоценных камней

Круглая огранка была разработана еще в начале ХХ века. Именно тогда появились специальные инструменты, позволяющие придавать форму самому твердому минералу, – алмазу. Классической для бриллианта считается круглая форма из 57 граней, что позволяет в полной мере раскрыть красоту и сияние кристалла. Если нужно обработать совсем небольшие образцы, то можно нанести 33 или даже 17 граней. Однако при данном методе нельзя избежать больших потерь сырья, ведь приходиться отсекать до половины от исходной массы.

Огранка «Овал» стала активно применяться с начала второй половины ХХ века. Вытянутая форма и 57 клиновидных граней позволяют драгоценному камню красиво блестеть и переливаться. Камни овальной формы идеально подходят для изящных колец, зрительно удлиняя пальцы и делая их утонченнее.

Формы огранки «Маркиз» овальные, удлиненные и заостренные на концах. Одним это напоминает таинственную улыбку маркизы де Помпадур, другим (не таким романтичным) – обычную лодочку. Все 55 граней переливаются и отлично смотрятся в изысканных кольцах, кулонах, серьгах.

Огранка «Груша» предполагает нанесение 55-56 граней, схожих с овальной и «Маркиз». Суженный конец камня в виде капли обычно закрепляется в оправе. Лучше всего «груша» смотрится в колье, добавляя утонченности даме и делая ее шею более длинной.

Оригинальная «Принцесса» представляет собой кристаллы прямоугольной или квадратной формы, которые чаще всего имеют 49, 65 или 68 граней. Ее стали применять уже в конце семидесятых годов ХХ века и в основном использовали для обручальных колец. При создании украшений было важно защитить оправой прямые углы камня.

Оригинально и очень эффектно выглядит такая ступенчатая огранка, как огранка «Изумруд». Обычно ее применяют для обработки крупных камней, которые отличаются отменной прозрачностью. Прямоугольный камушек со скошенными уголками прекрасно смотрится в самых разных украшениях. И если «Изумруд» не может похвастаться ярким блеском, то красивые вспышки света, отражающиеся от его поверхности, выглядят завораживающе.

Необычайно романтично смотрится огранка «Сердце». Технология, в результате которой получается сердечко, схожа с «Грушей». Но это более сложный, трудоемкий и дорогостоящий способ. Чтобы соблюсти идеальные пропорции, красоту граней и необходимую прочность, длина и ширина камня должны иметь соотношение 1: 1.

Огранка «Триллион» была придумана в Голландии сравнительно недавно. В восьмидесятые годы ХХ века драгоценным камням стали придавать форму треугольника с равными сторонами. Количество граней может быть самым разным, как и их форма. Здесь основную роль играет вдохновение ювелира и исходный материал.

Метод «Ашер» очень похож на «Изумруд», однако имеет больше уровней. Он был очень популярен в тридцатых годах прошлого столетия, но не утратил своей актуальности и сейчас. В зависимости от размера исходника, количество граней может быть и 25, и 49, и 72, и так далее.

Огранка «Радиант» совмещает в себе признаки «Изумруда» и «Принцессы». Такая обработка дает возможность очень хорошо показать цвет кристалла, его прозрачность и блеск. Однако этот роскошный восьмигранник, который чаще всего получается из крупных заготовок, больше подходит для использования в мужских кольцах.

«Багет» — это ступенчатая разновидность, которая отличается прямоугольной формой. Такая обработка камня делает заметными даже невооруженным глазом любые дефекты, которые могут быть внутри кристалла. Но вместе с тем она придает камню очень благородный достойный вид.

Огранка «Октагон» также относится к ступенчатому восьмигранному типу обработки. Используя ее, камень оказывается защищенным от различных повреждений и поражает своей чистотой, играя и переливаясь на свету.

Кушон

Огранка «Кушон» (или антик) используется в тех случаях, когда от ювелира требуется сохранить вес исходного минерала. Так было принято обрабатывать бриллианты в XVII – XVIII веках, когда в Европе был наиболее популярен стиль барокко.

Фигурная огранка «Бриолет» тоже является одним из старинных способов обработки алмазов, которые отличаются крупным размером и вытянутой формой. Кристалл покрывается большим количеством треугольных граней (обычно 56), что позволяет ему блестеть и искриться очень ярко.

Красиво и оригинально в различных украшениях, особенно в браслетах, смотрятся камни, которые подверглись ступенчатой шлифовке «Квадрат». Основное отличие этого вида от других – это одинаковая длина и ширина самоцвета.

Профессиональные ювелиры, следуя вдохновению, не останавливаются на достигнутом и продолжают разрабатывать новые эффектные способы обработки драгоценных камней. А пройдя обучение и обзаведясь специальным станком для резки и шлифовки, в принципе, каждый может и в домашних условиях создавать настоящие шедевры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *