Как крестятся католики

Крестное знамение

Эта страница содержит текст на церковнославянском языке.
Если у вас отсутствуют необходимые шрифты, некоторые символы могут отображаться неправильно.

И. Я. Билибин. Иллюстрация к сказке «Иван Царевич и Серый Волк». 1900-е гг.

Кре́стное зна́мение (церк.-слав. крⷭ҇тное зна́менїе — «знак креста») в христианстве — молитвенный жест, представляющий собой изображение креста движением кисти руки, Крестное знамение совершается в разных случаях, например, при входе и выходе из храма, перед или после произнесения молитвы, во время богослужения, как знак исповедания своей веры и в других случаях; также при благословении кого-либо или чего-либо. Есть несколько фразеологических оборотов, обозначающих действие человека, совершающего крестное знамение: «осенять себя крестным знамением», «совершать крестное знамение», «налагать на себя крестное знамение», «(пере)креститься» (не путать со значением «принять таинство Крещения»), а также «назнаменова́ть(ся)». Крестное знамение используется во многих христианских конфессиях, различаясь вариантами сложения пальцев (обычно в этом контексте употребляется церковнославянское слово «персты»: «сложение перстов», «перстосложение») и направлением движения руки.

Православие

В православии крестное знамение характеризует телесное выражение христианских догматов, исповедание христианской веры в Святую Троицу и Богочеловека Иисуса Христа, выражение любви и благодарности Богу, защита от действия падших духов. Используются три варианта перстосложения: двоеперстие, троеперстие и именословное перстосложение.

Максим Грек в сочинении «Сказка, како знаменатися крестным знамением» писал, что пальцы надо складывать в двоеперстие, а крестное знамение надо класть на лоб, на пуп, на правое плечо, а затем на левое. Стоглавый собор в 1551 году в 31-й и 32-й главах определил, что персты надо складывать двоеперстно, а крестное знамение надо класть сначала на чело (лоб); далее на перси (грудь), туда где сердце; затем на правое плечо; и наконец на левое плечо: «А҆ та́кѡ є҆́сть пра́во крⷭ҇ти́тисѧ: пе́рвое положи́ти рꙋ́кꙋ на челѣ̀ свое́мъ, пото́мъ на пе́рсѣхъ, та́же на пра́вомъ плечѣ̀, пото́мъ на лѣ́вомъ. То є҆́сть и҆́стинное воѡбраже́нїе крⷭ҇тномꙋ зна́менїю», — тех, кто так не крестится, согласно 32-й главе Стоглава необходимо было отлучать от Церкви: «А҆ кто̀ нѐ внима́етъ, нѝ послꙋ́шаетъ бл҃га́гѡ наказа́нїѧ, да бꙋ́детъ ѿлꙋче́нъ». Спустя 76 лет в Москве, в 1627 году, был издан «Катехизис Большой», или «Беседовник» Лаврентия Зизания, во 2-й главе которого изложена иная точка зрения: вопреки определению Стоглава, вместо персей-груди и области сердца крестное знамение надо было класть уже на живот: «и҆ возлага́емъ на чело̀, та́же на живо́тъ, и҆ на десно́е и҆ на лѣ́вое ра́мо» (Лаврентий повторил то, что он писал о крестном знамении в своем «Лексисе», изданном в Вильно в 1596 году). В 1644 году издана в Москве «Кирилова книга», сборник, составленный Стефаном Зизанием, который ранее издавался на польском и белорусском языках в 1596 году в Вильне, в 14-й главе которой, вопреки определению Стоглава, вместо персей-груди и области сердца крестное знамение надо было класть также на живот: «Та́же полага́емъ и҆́хъ наживо́тъ». В 1648 году в Москве Стефаном Вонифантьевым была напечатана в славяно-русском переложении «Книга о вере истинной православной», составленная ранее игуменом Киево-Михайловского монастыря Нафанаилом, в ней, помимо двоеперстия, в 9-й главе снова вместо персей-груди и области сердца крестное знамение надо было класть также на живот: «пото́мже кладе́мъ рѹ́кꙋ на живо́тъ».

В 1656 году в Москве, уже в связи с церковной реформой, была издана книга «Скрижаль», в которую было помещено, переведенное с греческого из книги «Сокровище» (Θησαυρός) середины XVI века, сочинение Дамаскина монаха, иподиакона и Студита «Слово в поклонение честнаго и животворящего Креста, глаголемое третью Неделю святых постов», в нём сказано, что креститься надо тремя перстами, а начертание креста надо делать на лоб, на живот (церк.-слав. чре́во, др.-греч. κοιλία), на правое плечо, на левое плечо: «вели́кїй пе́рстъ, и҆ дрꙋгі́ѧ два̀ сꙋ́щаѧ бли́зь є҆гѡ̀. та́же пе́рвѣе ѹ҆́бо да̀ положи́тъ ю҆̀ начелѣ̀ свое́мъ, вто́рое на̀ чре́вѣ свое́мъ, тре́тїе на̀ пра́вѣмъ ра́мѣ, и҆ четве́ртое налѣ́вомъ ра́мѣ»

В настоящее время в Русской православной церкви принято совершать крестное знамение в новом обряде следующим образом:

В священной книге «Псальтирь», по которой учились и воспитывались с древних времен православные люди, сказано в «кратком изъявлении» — «о еже како православному христианину, по древнему преданию святых Апостол и Св. Отец… подобает на себе знамение креста изображати». «…полагаем я: первое на челе (на лбу) нашем, его же касается вышний рог креста, второе на чреве (на животе) нашем, его же достизает нижний рог креста, третие на правом раме (плече) нашем, четвертое же на левом, ими же знаменуются поперечне простертии концы креста, на нем же распятый за нас Господь наш Иисус Христос руце прострый, вся языки расточенные в концах во едино собра».

В старом обряде в настоящее время крестное знамение совершают следующим образом: «Возлага́емъ рꙋ́кꙋ свою̀ пре́жде на чело̀, пото́мъ на пꙋ́пъ и҆ на пра́вое ра́мо и҆ на ле́вое» (Книга „Старчество“. Слово 11).

Более древнее, но менее употребимое «двоеперстие» используется при «старом обряде» богослужения в единоверии и старообрядчестве. В настоящее время двоеперстие не запрещено использовать и в Русской православной церкви, где «троеперстие» и «именословное перстосложение», используемое при благословении священниками и архиереями, стали более употребительными.

Двоеперстие

Основная статья: ДвоеперстиеОдна из древнейших икон Христа (VI век, монастырь Святой Екатерины)Василий Суриков. Этюд к картине «Боярыня Морозова»

Двоеперстие (также двуперстие) было принято вместе с Крещением Руси и преобладало до реформ патриарха Никона в средине XVII века и было официально признано в Московской Руси Стоглавым собором. Практиковалось оно до середины XIII века и на греческом Востоке (Константинополе). Позже было вытеснено троеперстием.

Двоеперстие было официально осуждено в Русской церкви на Поместных соборах: Соборе 1656 года и на Большом Московском соборе, все крестящиеся двоеперстно были провозглашены еретиками и преданы анафеме, то есть отлучены от церкви и подвергнуты жесточайшим гонениям. На Поместном соборе Русской православной церкви 1971 года все дониконовские русские обряды, включая древнее двоеперстное крестное знамение, были признаны православными, и анафемы на них принято считать «яко не бывшие».

При совершении двоеперстия два пальца правой руки — указательный и средний — соединяются вместе, символизируя две природы единого Христа, при этом средний палец получается слегка пригнут, что означает божественное снисхождение и вочеловечение. Три оставшиеся пальца также соединяются вместе, символизируя Пресвятую Троицу; причём в современной практике конец большого пальца упирается в подушечки других двух, которые покрывают его сверху. После чего кончиками двух пальцев (и только ими) касаются последовательно лба, живота или нижней части персей (груди), правого и левого плеча. Подчёркивается, что нельзя креститься одновременно с поклоном; поклон, если он требуется, следует совершать уже после того, как опустили руку.

В древнем обряде не используется троеперстие, считается, что изображение креста тремя перстами в честь Святой Троицы символически неверно, потому что на Кресте распялся и страдал Иисус Христос тварными душой и телом, а не вся Троица божественною природою.

«Спор о вере». Неизвестный художник XVIII века. Государственный музей истории религии

Священник, благословляя, не использует какого-либо особого перстосложения, а складывает руку в то же самое двоеперстие, символизирующее распятого на Кресте Иисуса Христа. Именословное перстосложение считается неверным, потому что в нём получается изображение из перстов имени Иисуса Христа без титло в неправильном порядке ICXС (чтение справа налево). Надпись имени Иисуса Христа на греческом выглядят на иконах и в богослужебных книгах: Ιησούς Χριστός — I҃C X҃C. Кроме того, в древнем обряде двоеперстие считается универсальным для любых языков, в отличие от именословного перстоложения, которое изображает литеры лишь на греческом и совсем не изображает Троицу.

Троеперстие

Основная статья: ТроеперстиеРука, сложенная в троеперстии

Троеперстие — для совершения крестного знамения складывают три первые пальца правой руки (большой, указательный и средний), а два других пальца пригибают к ладони; после чего последовательно касаются лба, верхней части живота, правого плеча, затем левого. Крестное знамение совершается во время и вне общественного богослужения, после произнесения молитвы. Молитвы могут быть различные: «Отче наш», «Иисусова молитва», «Песнь Пресвятой Богородице» и т. д.

Три сложенных вместе перста символизируют Пресвятую Троицу; символическое значение двух других пальцев в разное время могло быть разным. Так, первоначально у греков они вовсе ничего не означали. Позднее, на Руси, под влиянием полемики со старообрядцами (утверждавшими, что «никонияне из креста Христова Христа упразднили») эти два пальца были переосмыслены как символ двух природ Христа: Божественной и человеческой. Это толкование является сейчас самым распространённым, хотя встречаются и другие (например, в Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице).

Рука, изображая крест, касается сначала правого плеча, потом левого, что символизирует традиционное для христианства противопоставление правой стороны как места спасённых и левой как места погибающих (см. Мф. 25:31-46). Таким образом, поднося руку сначала к правому, затем к левому плечу, христианин просит причислить его к участи спасённых и избавить от участи погибающих.

Именословное перстосложение

Православный священник, благословляя людей или предметы, складывает пальцы в особое перстосложение, именуемое именословным. Считается, что пальцы, сложенные таким образом, изображают буквы ІСХС, из которых потом надо сложить ІС ХС и мысленно прибавить титло, чтобы получилось имя Иисус Христос — І͠С Х͠С (Ιησούς Χριστός) в древнегреческом написании. При благословении руку при начертании поперечной линии креста ведут сначала налево (относительно преподающего благословение), потом направо, то есть, у человека, благословляемого таким образом, сначала благословляется правое плечо, потом левое. Архиерей имеет право преподавать благословение сразу двумя руками.

В православной иконографии рука, сложенная в крестное знамение, является распространённым элементом. Обычно так изображают священнослужителей с рукой, поднятой для благословения, но иногда крестное знамение как символ исповедания своей веры изображают и на иконах святых без священного сана. Обычно святых изображают с двоеперстием или с именословным перстосложением, крайне редко — с троеперстием.

Католицизм

В Католицизме, в отличие от Православия, никогда не было таких конфликтов относительно сложения перстов при крестном знамении, как, например, в Русской церкви, там и в настоящее время существуют различные его варианты. Так, католические молитвенники, говоря о крестном знамении, обычно приводят лишь произносимую при этом молитву (лат. In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti — «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»), ничего не говоря о сочетании пальцев. Даже католики-традиционалисты, обычно достаточно строго относящиеся к обряду и его символике, допускают здесь существование различных вариантов. Наиболее принятый и распространённый вариант в католическом мире — совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо, в память о пяти ранах на теле Христа.

Когда католик первый раз совершает крестное знамение, войдя в храм, он предварительно обмакивает кончики пальцев в особой чаше со святой водой. Этот жест, являющийся, по всей видимости, отголоском древнего обычая омывать руки перед совершением Евхаристии, позже был переосмыслен как обряд, совершаемый в воспоминания таинства Крещения. Некоторые католики совершают такой обряд и дома, перед началом домашней молитвы.

Священник, благословляя, использует такое же перстосложение, что и при крестном знамении.

Помимо обычного, большого креста, в латинском обряде сохранился, как остаток древней практики, малый крест. Он совершается во время мессы, перед чтением Евангелия, когда священнослужители и молящиеся большим пальцем правой руки изображают три маленьких креста на лбу, устах и сердце.

Для католика совершение крестного знамения — в любой его форме, в любом обряде — означает прежде всего провозглашение принадлежности ко Христу. Фома Аквинский писал: «Крестное знамение — это знак Страстей Христовых, который мы совершаем не просто для освящения или благословения, но для исповедания нашей веры в силу Страстей Господа».

Примечания

  1. ↑ Дьяченко, Григорий Михайлович. Полный церковно-славянский словарь. — С. 329.
  2. ↑ Пермяков, с. 329: «Протяжением же долгаго и средняго, сшедшася два естества в Христе, сиречь, Самого Спаса Христа исповедуем совершена Бога, и совершена человека во двою существу и естеству веруемаго и познаваемаго. Положением же перст на челе, исповедуем два некая сия, яко от Бога и Отца родися, яко же и наше слово от ума происходит, и яко свыше сниде по Божественному слову глаголющему, преклони небеса и сниде. А положением перстей еже на пупе, снитие его еже на земли, еже во Пречистей утробе Богоматере безсменно зачатие его, и девятомесячное обитание вселение, явственне возвещаем. А обвожением еже оттуду всея руки на десную и на левую страну, ясне образуем хотящии изнестися горький ответ он от праведных, стоящих одесную Судии, на нечестивых и грешных, по Спасову Божественному гласу, глаголющу к противящымся и непокаряющымся июдеом.».
  3. ↑ Рукопись 201. Максима грека сочинения. Библиотека Троицко-Сергиевской лавры. old.stsl.ru. Проверено 22 ноября 2017.
  4. ↑ Русский: Максим грек «Сказка, како знаменатися крестным знамением.» (26 марта 2014). Проверено 22 ноября 2017.
  5. ↑ s:Стоглав#О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ, КАКО ПОДОБАЕТ АРХИЕРЕОМ И ИЕРЕОМ РУКОЮ БЛАГОСЛОВЛЯТИ И ЗНАМЕНОВАТИСЯ. И ПРОЧИМ ПРАВОСЛАВНЫМ КРЕСТЬЯНОМ ЗНАМЕНОВАТИСЯ И ПОКЛАНЯТИСЯ. ГЛАВА 31: «Первое возлагати на чело, та же на перси, сииречь на сердце, и потом на правое плечо, та же на левое плечо, то есть истинное воображение крестного знамения.»
  6. ↑ О КРЕСТЯЩИХСЯ НЕ ПО ЧИНУ. ГЛАВА 32//Стоглав. Викитека. Проверено 22 ноября 2017.
  7. ↑ Лексис Вильно: Изд. православного братства, 1596. — С. 68.
  8. ↑ Cборник. Кириллова книга. Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Проверено 22 ноября 2017.
  9. ↑ Русский: Кирилова книга была издана по указу царя Михаила Феодоровича в 1644 г. В послесловии Кириловой книги сказано, что царь Михаил Феодорович приказал «от святых писаний учинити на еретики и раскольники нашея православные христианские веры на римляны и латыни, на люторы же и кальвины… И пустити ю во всю русскую землю всякому православному христианину, хотящему ее почитати и божественные догматы ведети и те еретические уста заграждати». (8 февраля 2014). Проверено 22 ноября 2017.
  10. ↑ Богословие/»ПКнига о вере». Старопоморы-федосеевцы. Проверено 22 ноября 2017.
  11. ↑ «Книга о вере истинной православной». — Гл. 9. — Лист о҃д.
  12. ↑ File:Θησαυρός Δαμασκηνού, μετά της προσθήκης εν τω τέλει και ετέρων επτά λόγων ψυχοφελεστάτων, και της εξηγήσεως του Πάτερ ημών (греч.). Wikimedia Commons. Проверено 22 ноября 2017.
  13. ↑ «Скрижаль» лист ѱо҃д. dlib.rsl.ru. Проверено 22 ноября 2017.
  14. ↑ Протоиерей Серафим Слободской. Предисловие // Закон Божий. — 2-е изд (Репринтное). — Москва.: МБЦ прп. Серафима Саровского, 2010. — 722 с.
  15. ↑ «Правила благочестного поведения в доме Божием»,84 страница, издана по благословения митрополита Алимпия 2001 год. РПСЦ.
  16. ↑ Русский: Печатное старообрядческое издание 1909 года, текст которого, по всей видимости, восходит к одному из вариантов сборника XVI -1-й половины XVII в.. Wikimedia Commons (26 марта 2014). Проверено 22 ноября 2017.
  17. ↑ В частности, святой Петр Дамаскин в XII веке писал: «Два перста и едина рука являют распятого Господа нашего Иисуса Христа в двух естествах и единой ипостаси познаваемого».
  18. ↑ Рукопись 179. Петра Дамаскина книга. XIV века. old.stsl.ru. Проверено 22 ноября 2017.
  19. ↑ Чумичева О. В. Большой Московский Собор 1666-1667 гг. // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 679—684. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  20. ↑ Наследие Святой Руси.
  21. ↑ Типикон. Православная электронная библиотека. Проверено 22 ноября 2017.
  22. ↑ Собор 1667 года, утвердивший в Русской Церкви троеперстие, указывал «два же, глаголемый мизинец и тот, что подле мизинца, имети наклонены и праздны».

Как правильно держать пальцы при крещении. Как правильно креститься православным в церкви?

Как правильно креститься православным христианам? Этот вопрос не теряет своей актуальности, ведь крестное знамение сопровождает верующего человека : мы осеняем себя им, заходя в храм, крестимся перед едой и после еды, и, конечно, не можем представить себе без крестного знамения молитву. Любой священник скажет, что по тому, как человек крестится, можно сказать многое о его характере, продолжительности хождения в церковь, понимании сути крестного знамения. Вот, например, стоят в храме рядом два человека: один машет рукой вокруг себя, совершая непонятное движение с непонятным назначением, а второй крестится «с чувством, с толком, с расстановкой» – и сразу без лишних слов понятно, кто из них ходит в церковь давно, а кто просто шел мимо и заскочил поставить свечку.

А ведь о том, как правильно креститься православным, можно узнать из катехизиса, азов православия, Закона Божия. Открыв любую из этих книг, мы прочитаем, что православные крестятся справа налево, а католики – наоборот, слева направо. Итак, запомнить последовательность православного крестного знамения очень легко: три пальца правой руки (большой, указательный и средний) складываем так, как будто собираемся набрать соль, а два оставшихся (безымянный и мизинец) прижимаем к ладони. Затем подносим руку по очереди ко лбу, животу, правому и левому плечу.

Почему православные крестятся справа налево?

В статьях о том, как правильно креститься православным, не всегда можно найти пояснение, почему в церкви принято именно такое крестное знамение, поэтому многие удивляются, узнав, что когда мы крестимся, то совершаем глубокое по своему догматическому содержанию действие. Давайте разберемся, почему. Оказывается, сложенные вместе три пальца – не просто щепотка, они символизируют индивидуальность и в то же время единство каждого Лица Святой Троицы. Прижатые к ладони безымянный палец и мизинец обозначают две природы Иисуса Христа – божественную и человеческую. Ко лбу мы подносим руку, чтобы освятить разум, к животу – чувства, к плечам – физические силы.

Важна и последовательность действий: справа налево православные крестятся потому, что Иисус Христос после смерти сошел в ад, где освободил ветхозаветных праведников, веками ожидавших Его пришествия, а после этого взошел к Отцу Небесному. Поэтому креститься правильно православному очень важно: ведь, учитывая написанное выше, крестное знамение само по себе уже является молитвой, а, значит, небрежность в нем недопустима.

Как правильно креститься православному человеку — история крестного знамения

Я думаю, многие догадываются о том, что история крестного знамения началась с распятия Иисуса Христа и Его последующего воскресения. После этого одновременно трагического и спасительного события крест из орудия мучительной казни стал знаменем победы над смертью. Первые записи о совершении крестного знамения принадлежат Иоанну Златоусту (III–IV века) – он предлагал христианам чертить большим пальцем крест на лбу.

В России же споры о том, как правильно креститься православным, периодически вспыхивали, но точки кипения дискуссия достигла в XVI веке, при расколе церкви на православную и старообрядческую. Дело в том, что традицию креститься справа налево тремя перстами наша страна переняла из Византии, до этого же на Руси использовалось так называемое двухперстное крестное знамение. О силе креста свидетельствуют многочисленные случаи из : крестным знамением исцеляли, прогоняли бесов, и даже воскрешали мертвых. Именно поэтому о том, как правильно креститься православным христианам, должен знать каждый верующий.

Для того, чтобы осознать смысл и важность наложения на себя крестного знамения, необходимо осознать всю духовную глубину Православия, открывающуюся нам в этом простом, казалось бы, действии. В Православии, сложенные вместе три пальца, означают Троицу или иными словами — веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Мизинец и безымянный палец, прижатые к ладони, означают Божеское и человеческое начало в Сыне Божьем. Сложенные таким образом пальцы мы кладем сначала на лоб (освещение ума), затем – в область солнечного сплетения живота (освещение внутренних чувств), затем – на правое и левое плечи (освещение телесных сил). После завершения можно поклониться.

Настоящий христианин должен знать, как правильно креститься православным, так как уже одно это действие показывает глубину веры его. Креститься верующий должен:

  • дома во время молитвы, в начале и окончании ее
  • во всех радостных и горестных событиях жизни

Если православный христианин осеняет себя крестным знамением не во время молитвы, то он должен про себя произносить слова: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь» . Этими словами утверждается вера в Пресвятую Троицу и провозглашается желание жить в соответствии с заповедями Божьими. Таким образом, через наложение на себя крестного знамения, иначе называемого – малое священнодействие, православный человек как бы приобщается к Божественной благодати, так как Господь, приняв смерть на кресте, явив нам величайший пример Божественного самопожертвования во искупление грехов рода человеческого, одержал победу не только над дьяволом, но и над смертью, воскреснув из мертвых. Сын Божий освятил Крест как великое оружие в борьбе с грехом.

Как креститься в церкви или проходя мимо нее

Далеко не каждый прихожанин знает, как правильно креститься в церкви. Верующий человек, осеняя себя крестом, публично исповедует Православие и веру в Господа и Спасителя нашего . Следует помнить слова Господа:

«..кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38)

Креститься православному следует благоговейно и правильно. Тогда крестное знамение будет иметь большую силу, побуждать к добрым делам и отгонять всякое зло. Если же прихожанин крестится быстро, «всей пятерней», слишком размашисто, то тем самым он показывает свое неуважение к Богу и совершает кощунство.

Если православный верующий проходит мимо церкви, то согласно правилу благочестия, ему рекомендуется остановиться, осенить себя крестным знамением и совершить поклон храму. Тем самым воздается слава Божия Господу Иисусу Христу. Этим действием христианин публично исповедует веру православную.

В заключение необходимо отметить, что крестное знамение должно следовать с православным христианином всю жизнь. Осеняя себя крестом ранним утром или поздним вечером, перед входом в храм или выходом на улицу, перед приемом пищи или по окончании трапезы, верующий меняет не только образ мыслей и поступки, но и свою душу, которая становится более светлой и чистой.

Как правильно креститься, должен знать каждый христианин. Крестное знамение имеет большую силу, и потому его надо совершать с благоговением и молитвой. Креститься нужно тремя перстами. Это значит, что складывают вместе кончики трех пальцев правой руки – большого, указательного и среднего. Две других пальца прижимают к ладони. Три пальца, сложенных вместе означают три Лица Пресвятой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. А два пальца, прижатых к ладони, символизируют две природы Господа Иисуса Христа – божественную и человеческую. Крестное знамение наносят на себя следующим образом: сначала касаются тремя сложенными пальцами лба, затем живота, затем правого плеча и наконец левого. При этом произносят слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Таким образом получается, что при нанесении на себя крестного знамения мы крестимся правой рукой и наносим его справа налево. То, как крестятся православные, отличается от того, как наносят на себя крестное знамение католики. Одним из отличий является то, какой рукой крестятся православные: они крестятся правой рукой. Другим отличием является то, что православные крестятся справа налево, а католики – слева направо. Как нужно правильно креститься следует объяснять детям с раннего детства. Кроме необходимого внешнего запоминания правильного нанесения крестного знамения детям нужно объяснять смысл производимых действий. Верующие люди осеняют себя крестным знамением очень часто и в разные моменты своей жизни: и в радости, и в горести, перед началом всякого доброго дела и по его завершении, перед отхождением ко сну и после его пробуждения, в момент опасности и после того, как опасность миновала, во время молитвы и богослужения. Неспроста в народе бытует такая поговорка: когда кажется, креститься надо. Она связана с тем, что бывают ситуации, когда человек что-то видит, но не уверен в своем верном понимании увиденного. Он тогда говорит, что ему это кажется, так как он не уверен. В христианских духовных текстах есть много случаев описания действия лукавых сил на зрение и воображение человека. Если человек осенит себя крестным знамением, то тогда эти наваждения проходят, и он видит верное состояние вещей.

Как правильно креститься в церкви?

То, как правильно креститься в церкви, соответствует тому, как нужно креститься христианам. В церкви надо внимательно наблюдать за тем, в какие моменты наносят на себя крестное знамение все верующие люди. Во определенные моменты и слова, произносимые священником при богослужении, молящиеся осеняют себя крестным знамением. Конечно, в этот момент они не произносят слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Это они делают мысленно или молятся словами той молитвы, которую слышат в данный момент. В церкви есть свои обычаи, правила и установления. Та поговорка, которая относится к монастырю – в чужой монастырь со своим уставом не лезут – можно сказать, что относится и к церкви. Когда мы заходим в храм, то должны выполнять требования ради уважения к другим верующим людям. Это относится не только к правильному нанесению крестного знамения и в нужные моменты, но также и в форме одежды. Женщинам нужно заходить в церковь с покрытой головой, в закрытой, не вызывающей одежде, не в брюках, а в юбке или платье. В летнее время, даже если очень жарко, нужно стараться выбирать закрытую одежду из легких тканей. Мужчинам летом не стоит заходить в храм в шортах, а лучше одеть брюки и рубашку с длинным рукавом. Как надо правильно креститься, христианин должен привыкать с момента своего Крещения. В молитве «Символ веры» есть такие слова: исповедую едино Крещение во оставление грехов. Это значит, что человек раз в жизни принимает Таинство святого Крещения, во время которого священник его крестит во имя Пресвятой Троицы, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. С этого момента и на протяжении всей своей жизни он должен творить добрые дела во славу Божию, а не для удовлетворения собственной гордыни и самолюбия. При нанесении крестного знамения мы должны каждый раз вспоминать о цели наших действий, поступков, мыслей и всего направления жизненного пути.

Очень часто приходится видеть — верующие люди, помногу лет посещающие богослужения, крестятся совершенно неправильно… Один машет рукой вокруг себя, будто мух отгоняет; другой сложил пальцы в щепотку, и кажется, что он не креститься, а осыпает себя солью; третий — со всего размаху вбивает пальцы в лоб, словно гвозди. Что уж говорить о самой распространенной ошибке, когда руку не дотягивают до плеч, опуская где-то возле шеи. Мелочь? Пустяки? Формальности? Нет, ни в коем случае. Еще святитель Василий Великий писал: «В Церкви все благообразно и по чину да бывает». Крестное знамение — видимое свидетельство нашей веры. Чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его перекреститься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Да и вспомним евангельское: «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16, 10). Сила крестного знамения необычайно велика . Многократно в Житиях Святых встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после однократного изображения на человеке Креста. Потому те, кто небрежно, суетливо и невнимательно крестится, попросту радуют бесов.

Крестное знамение — это малое священнодействие, в котором христианин, изображая на себе знамение (знамение — знак церковнославянск .) Креста Господня с призыванием Имени Божьего, привлекает на себя (или на того, кого он осеняет, например, своего ребёнка) Божественную Благодать Святого Духа.

Благодатная сила дана крестному знамению потому, что Христос Своей смертью на Кресте, являющейся актом величайшего Божественного Самопожертвования из любви к Своему погибающему творению, победил Сатану с его гордыней, освободил человека от рабства греха, освятил Крест как победоносное оружие, и даровал это Оружие нам для борьбы с врагом рода человеческого — диаволом. Нам же, православным христианам, должно знать, что крестное знамение тогда только имеет благодатную силу, когда совершается благоговейно и правильно .

Так как же креститься, причем правильно креститься, как крестятся православные?

«Беспорядочному маханию бесы радуются», — говорит нам опыт святых отцов. Так вот, чтобы не радовать, но прогонять нечистых духов крестным знамением и получать от Бога благодатное освящение, совершать его положено так:

Мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно , а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь :

(1) возложить его на лоб — для освящения нашего ума,

(2) на живот (чуть выше пупка (2см) — в районе солнечного сплетения) — для освящения наших внутренних чувств,

(3) на правое плечо

(4) и затем на левое — для освящения наших сил телесных.

Когда мы крестимся не во время молитвы , то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь» , выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.

Слово «аминь» — значит: истинно, правда, да будет так.

Опустив правую руку ,можно делать поклон.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясными , когда наклоняемся до пояса, и земные , когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли.

«Обычай делать крестное знамение берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485).Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это — великое оружие . Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ Креста .

Зачем люди крестятся, когда проходят мимо храма или монастыря? Обязательно ли надо креститься?

Православный христианин по правилам благочестия, проходя мимо храма, должен остановиться, благоговейно осенить себя крестным знамением и поклониться храму Божию, воздавая этим славу Божию Господу нашему Иисусу Христу, Который ради нас и нашего ради спасения сошел с небес, воплотился от Духа Свята и Марии Девы и Вочеловечился. Был Распят на Кресте за грехи наши. Погребен, Воскрес и Вознесся на небеса и Воссел одесную Отца Небесного, чтобы по втором Своем пришествии во славе со всеми Святыми и Ангелами судить каждого по делам его. То есть своим поклонением христианин публично исповедует веру Православной Церкви в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. А о тех, кто стыдится такого исповедания, Господь сказал: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38).

Мы называемся христианами , потому что веруем в Бога так, как научил нас веровать Сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос . Иисус Христос не только научил нас правильно веровать в Бога, но и спас нас от власти греха и вечной смерти .

Сын Божий, Иисус Христос, по любви к нам грешным, сошел с неба и, как простой человек, пострадал вместо нас за наши грехи, был распят, умер на кресте и в третий день воскрес .

Так безгрешный Сын Божий крестом Своим (то есть страданиями и смертью на кресте за грехи всех людей, всего мира) победил не только грех, но и самую смерть — воскрес из мертвых , и сделал крест орудием Своей победы над грехом и смертью.

Как победитель смерти — воскресший в третий день — Он спас и нас от вечной смерти. Он воскресит всех нас, умерших, когда наступит последний день мира, воскресит для радостной, вечной жизни с Богом.

Крест есть орудие или знамя победы Христовой над грехом и смертью .

Вот почему, чтобы выразить нашу веру в Иисуса Христа, Спасителя нашего, мы носим на теле крест, а во время молитвы изображаем на себе правою рукою знак креста, или осеняем себя крестным знамением (крестимся).

Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно , иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу — грешим, грех этот называется кощунством .

Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д.

При подготовке материала использовались следующие труды:
«Закон Божий», протоиерей Серафим Слободской.
«Азы православия», К. Слепинин

Как крестятся православные христиане

Три первых, вместе сложенных, пальца правой ладони обозначают крест Господа, а именно и в Святого Духа. Два других пальца правой ладони — это две природы Христа: человеческая и Божеская (Христос — Человек-Бог). Если описывать, как крестятся православные более подробно, то происходит это так: мы складываем пальцы правой ладони: большой, указательный и средний концами друг к другу, символизируя единую Два других и мизинец — как можно плотнее прижимаем к ладони, олицетворяя схождение Сына Божьего с небес на землю. Когда мы осеняем себя крестным знаменем, то прижимаем сложенные пальцы к четырем точкам на нашем теле. Для освящения своего ума мы прикладываем крест Господа (три перста) ко лбу, для освящения сердца и чувств — на чрево, для освящения телесных сил — на правое, а затем и на левое плечо.

Рассмотрим, как крестятся православные не во время общественного Богослужения. В этом случае в процессе выполнения обязательно нужно проговаривать слова, освящая при этом определенную зону нашего тела (о чем было сказано выше): «Во имя Отца (освящаем лоб) и Сына (освящаем живот), и Святого (освящаем правое плечо) Духа (освящаем левое плечо). Аминь», — опускаем правую руку и кланяемся.

Почему православные крестятся именно справа налево

Дело в том, что наше правое плечо — это рай со спасенными душами, а левое — место погибающих, ад и чистилище для демонов и грешников. То есть когда мы крестимся, то просим у Бога нашего причисления к участи спасенных душ, избавив от участи горящих в аду.

Православный Крест

На этом главном символе христианства когда-то был казнен Иисус Христос. Его распяли во имя искупления грехов мира. В православном кресте сосредоточена церковная сила и мощь, это всепобеждающее духовное орудие. Считается, что именно крест отпугивает разного рода нечисть (например, вампиров), а если его приложить к нечистому, то он, подобно клейму, прожжет его кожу. Люди, далекие от церкви, называют православный крест орудием казни Иисуса Христа, упрекая христиан в том, что они поклоняются этому орудию. Но это не более чем обывательские разговоры. Православные христиане поклоняются не орудию казни, а Кресту Животворящему (символу Вечной Жизни), ибо Иисус Христос, распятый на нем, искупил наши грехи своими страданиями.

Вечная Жизнь

Иисус на кресте распят. Мы это видим. Парадоксально, но в распятом Христе как раз-таки и пребывает Вечная Жизнь. Именно поэтому православный крест — это дерево, дающее жизнь. Не зря каждый из нас при крещении получает Христов, нося его на шее всю свою жизнь. Это олицетворение оружия духовной борьбы, символ нашего спасения и исповедания. Молясь и обращаясь к Господу, православный христианин просит Бога защитить его самого и его близких от недуга, от врагов, от нечистых и так далее.

Итак, в этой статье мы вкратце постарались описать, как крестятся православные христиане, а также рассказали вам о православном кресте и Вечной Жизни, которую он олицетворяет. Надеемся, наша статья оказалась для вас полезной.

Может ли еврей креститься в церкви, как верующий христианин?

Может !!! И нарушать свое слово — тоже может!!!
ЕСТЬ БЕСПЛАТНОЕ СРЕДСТВО — МОЛИТВА ДЛЯ НАРУШЕНИЯ КЛЯТВ!!!
Нужно всего лишь произнести еврейскую молитву «Коль нидре» на Судный День (Йом Кипур), который является для них священным днем (в 2011 году вечер 7 октября — вечер 8 октября, в 2012 году вечер 25 сентября — вечер 26 сентября, в 2013 году вечер 13 сентября — вечер 14 сентября ).
Когда евреи на Судный день идут в синагогу, они читают там определенную молитву, причем, стоя.
Это единственная молитва, во время которой еврею положено стоять.
Еврей трижды повторяет короткую молитву, которая называется «Коль нидре».
В ней еврей заключает со своим богом соглашение, согласно которому любая клятва, любой обет, любое обещание, которое еврей сделает в течение следующего года, будут недействительными:
«Все обеты, обязательства, присяги и отлучения, называемые „конам, конас“ или каким бы то ни было другим именем, что мы обещали или поклялись, или поручились, или которыми мы обязались от сего Дня Всепрощения до будущего счастливого прихода Дня Всепрощения — мы во всех их раскаиваемся. Да будут они считаться разрешенными, прощенными, уничтоженными, недействительными и лишенными силы. Они не будут связывать нас и не иметь никакой силы над нами. Обеты не будут признаны обетами, обязательства не будут обязательными, а присяга — присягой»
Клятва не будет клятвой, обет не будет обетом, обещание не будет обещанием.
У них не будет никакой силы. Более того, Талмуд учит следующему: какое бы обещание, обет или клятву ни давал еврей, он обязан помнить молитву «Коль нидре», которую он читал на Судный день.
И поэтому он освобождается от их выполнения.
PS: именно поэтому во многих странах в 18-19 веках евреи не могли быть на судах свидетелями !
PS2: бытует мнение, что присяга президента для евреев не обязательна, а потому ей нельзя и верить…
Так можно ли верить присяге президента России?
UPD: Святитель Иоанн Златоуст. «Против иудеев»
«Еще я спрошу каждого из иудеев: Разве не часто произносили вы хулу на Бога? Разве не совершали всякого рода нечестия и грехи? Отчего, скажи мне, Бог совершенно отвратился от вас? Если вы стыдитесь сказать причину, скажу прямо я, или вернее – не я, но сама действительная Истина. За то, что вы убили Христа, за то, что подняли руки на Владыку, за то, что пролили драгоценную кровь – вот за что нет вам прощения, нет извинения… Раньше вы оскорбляли пророков – Моисея, Исаию и Иеремию, раньше еще не было сделано главное зло. А теперь вы затмили все свои прежние беззакония, и после злодейства против Христа для вас не остается уже преступления большего…
А вы, братья мои христиане, не пресытились ли еще борьбою с иудеями? Знайте же: кто не пресыщается любовью ко Христу, тот никогда не пресытится и войной с врагами Его…»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *