Гульфик

гульфик — самый неприличный предмет мужского гардероба / 18-04-2018 08:38

Честно говоря, не знаем, как мы этого не замечали раньше, но, оказывается, некоторые картины эпохи Возрождения, а именно мужские портреты, можно назвать неприличными.

Дело в том, что в те времена среди аристократии появилась мода на гульфики — деталь мужского гардероба в передней части брюк или нижнего белья. В западноевропейском историческом костюме гульфик выполнялся в виде отдельной части мужских панталон, который пристегивали спереди к поясу, чтобы прикрыть гениталии. А у рыцарей это уже был полноценный элемент доспеха, служащий для защиты самого дорогого.

К XIV веку из чисто функциональной детали гульфик превратился еще и в декоративную — представители высшего класса украшали их драгоценными камнями, элегантными застежками и даже бахромой. А если и этого было мало, то пристегивали предмет гардероба перпендикулярно полу, чтобы пощеголять перед дамами и подчеркнуть мужскую силу.

Гульфик-мешочек на картине Питера Брейгеля Старшего 1565 года

Пьетро Мария Росси, граф Сан Секондо, художник Пармиджанино, 1530-е

По-английски он называется сodpiece.

Гвидобальдо делла Ровере, художник Бронзино, 1530-е годы

В Древнем Риме носить штаны считалось традицией варварской и неприличной. Это потом штаны стали носить и простолюдины, и короли, правда, зачастую в виде отдельных штанин, не сшитых посередине. В то время и появилась деталь, именуемая гульфиком. Многие считают, что это просто эвфемизм для ширинки, однако это не так.

Семейный портрет Генриха VIII Тюдора

Привычное для русского уха название «гульфик» уходит корнями в голландский язык и слово gulp, которое обозначало карманчик на мужских брюках, который нес почетную миссию держать в своих безопасных объятиях мужское достоинство. Словарь Даля сообщает о гульфе (гульфике или гультике) как о лацкане, который пристегивался к поясу в передней части штанов. Есть даже легенда, что однажды Фабрицио, герцог Болоньи, поторопился после любовного свидания предстать перед Генрихом VIII и королевой Анной Болейн. Анна, обратив внимание на его внушительную выпуклость спереди, спросила: «Это яблоко или же вы просто счастливы меня видеть?»

В наше время гульфик уже не тот. Он превратился в полоску ткани, которая вшивается в брюки. Ничего примечательного! Но при Генрихе VIII гульфик представлял собой самостоятельную часть одежды, которая пристегивалась либо привязывалась лентами, завязывающимися красивыми бантами. Безусловно, не обратить внимания на такую «выпирающую красоту» было просто невозможно. Так что реакция Анны Болейн неудивительна, ей уж точно было на что посмотреть.

Джон Фарнхэм, художник Стевен ван дер Мейлен, 1563 год

Кстати, и сам Генрих VIII души не чаял в гульфиках. Он не только их носил, но и сделал яркой и примечательной частью костюма — стегаными, с декоративными прорезями, украшенными драгоценными камнями. А все потому, что хотел продемонстрировать всей Европе, что у него есть чем похвалиться и чем зачать наследника мужского пола. Конечно, у гульфика было не только декоративное назначение, но и функциональное — прикрытие выдающейся части тела.

Фрагмент статуи императора Максимилиана I

Изначально гульфик был не чем иным, как важной частью рыцарских доспехов. Он закрывал место, «излишнее почти во всяком бою», причем сначала, даже на так называемых максимилиановских доспехах, делался в виде мешочка из кольчужной ткани. Однако позднее его стали делать цельнокованным и называть тапуль. Появился этот элемент на латах в начале ХVI века и на немецком языке назывался Schamkapsel, или «срамная капсула».

Потом деталь доспеха как раз и назвали «гульфик», или «латц». Выглядел он как самый настоящий колпак из железа, который соединялся с металлическим набрюшником с помощью заклепок или разноцветных лент. Считается, что эта мода возникла у швейцарцев — так они пытались защищаться от немецких ландскнехтов, которые коварным образом старались поразить их точным ударом копья в пах. При этом полностью оформленный металлический гульфик появился около 1520 года, но уже около 1570-го исчез. Интересно, что на одном из таких гульфиков на самом его конце отчеканено даже человеческое лицо с носом и усами — вот так фантазия.

Металлический лязг доспехов рыцарских сражений стал вдохновением для того, чтобы средневековая мода сделала свой очередной виток в сторону и то, что когда-то было необходимым, сделалось модным, при этом и облик его весьма сильно изменился. Причем изменился не в соответствии с потребностью выполнять первоначальную функцию, а по велению моды. Вот так он и сделался важным аксессуаром костюма эпохи Возрождения и предметом мужского хвастовства.

Эрцгерцог Карл II, 1569 год

Некоторые использовали гульфик в качестве своего рода кармана и прятали там мелкие ценные вещи и деньги. Поскольку он подчеркивал, а не скрывал мужское достоинство, его не одобряла католическая церковь. Священники были в ужасе от новой моды и резко ее осуждали. Но, несмотря на все увещевания, мода дошла до того, что мешочки стали делать подросткам и маленьким детям.

Генрих IV в возрасте 4 лет, Франсуа Бюнель, 1557 год

Франсуа Рабле так описывает гульфик великана Гаргантюа: «На гульфик пошло шестнадцать с четвертью локтей той же шерстяной материи, и сшит он был в виде дуги, изящно скрепленной двумя красивыми золотыми пряжками с эмалевыми крючками, в каждый из которых был вставлен изумруд величиною с апельсин.

Между прочим, этот камень обладает способностью возбуждать и укреплять детородный член. Выступ на гульфике выдавался на полтора локтя, на самом гульфике были такие же прорезы, как на штанах, а равно и пышные буфы такого же голубого дамасского шелку. Глядя на искусное золотое шитье, на затейливое, ювелирной работы, плетенье, украшенное настоящими бриллиантами, рубинами, бирюзой, изумрудами и персидским жемчугом, вы, уж верно, сравнили бы гульфик с прелестным рогом изобилия».

Генри, граф Суррей Говард, 1546 год

Игрок в мяч с пажом, Франческо Беккаруцци

На смену непомерной расточительности в декорировании костюма приходила лаконичность, и сам гардероб видоизменялся, приобретая все больший комфорт. Звон драгоценных металлов и камней постепенно сменился на неслышный звук застегивающейся молнии или совсем бесшумные пуговицы. Гульфик в наши дни остался на прежнем месте, на котором в зависимости от предмета одежды появляются пуговицы, молния или специальный клиновидный лоскут, который обеспечивает мужчине максимальное удобство.

Молодой человек, Георг Пенц, 1544 год

Кранах Старший, Иоахим II Гектор, 1520-е годы

Гульфик перестал быть отдельной деталью туалета, став скорее зоной, где когда-то он крепился. Если мы говорим о брюках, джинсах для мужчины, то гульфик — это застежка-молния, прикрытая клапаном. Но кроме брюк есть еще и рейтузы, и трусы, и шорты, и даже мужские колготки — и все эти предметы имеют «свой собственный взгляд» на гульфик в соответствии с назначением одежды, особенностями ее кроя и ткани.

Герцог Девон, 1550-е годы

Миновали времена и рыцарских турниров, и королевского бахвальства звенящими позолоченными гульфиками, усыпанными драгоценными камнями. Накладка-гульфик сегодня осталась разве что только у хоккеистов, которые продолжают рыцарские традиции и, защищая честь своей команды, заботятся о безопасности собственного здоровья. Гульфик в повседневной жизни превратился в незримую молнию, именуемую ширинкой. Впрочем, дизайнеры с чувством юмора нет-нет да и придумают для сильного пола модель трусов с выразительным гульфиком и каким-нибудь фривольным рисунком или же надписью.

История

Ледерхозе с гульфиком-клапаном

В западноевропейском историческом костюме гульфик выполнялся в виде клапана, пристёгиваемого спереди к поясу и прикрывающего прорез в брюках. Этот покрой до сих пор применяется в народной одежде, например, в немецких ледерхозе, а также традиционно используется в матросских брюках.

Гульфик-мешочек на картине Питера Брейгеля Старшего (1565)

С XIII—XIV века мужчины начали носить чулки-шоссы, вместе с ними носился треугольный клапан-гульфик, украшавшийся лентами и бахромой. В начале XV века гульфик превратился в объёмный мешочек, закрывающий пах; эта форма оставалась популярной до конца XVI века. С XVI века мужчины от шоссов перешли на штаны-бриджи, которые имели застёжку спереди на пуговицах.

После укорачивания жилетов в XVIII веке, верх бриджей оказался открыт и для улучшения внешнего вида в 1730-х годах на брюках появился широкий клапан, пристёгивавшийся к поясу и закрывающий проём в брюках (застёжки на неприкрытых пуговицах сохранились, но вышли из моды).

Гульфик, напоминающий современный (на «брючных» пуговицах, прикрытых полоской ткани) появился в 1820-х годах (появление самих брючных пуговиц некоторые исследователи относят к 1823 году, другие — ко времени появления «американских» подтяжек в 1787 году). Поначалу новый покрой встречал отпор. Так, в 1830 году журнал англ. The Gentleman’s Magazine of Fashion отзывался о новых гульфиках как о «неделикатных и отвратительных». Гульфик-клапан сохранял популярность до 1840-х годов, а в одежде для верховой езды — до конца XIX века; новый стиль так и не был принят некоторыми группами населения, например, амишами «старого обряда».

Распространение застёжки-молнии в гульфиках связано с активной рекламной кампанией американских производителей застёжек (в то время сконцентрированных вокруг Хобокена в Нью-Джерси) в середине 1930-х годов, которую один из её творцов, Сэм Кинни, описывал как «битву за гульфик». В рекламной кампании активно использовалась «зазороболезнь» (англ. gaposis): придуманные авторами рекламы жалобы на зазоры, остававшиеся между пуговицами застёжки, которые давали воздуху, свету и нескромным глазам нежелательный доступ к телу.

Примечания

  1. Гульф // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  2. 1 2 3 Плеханова Е. О. История костюма, текстильного и ювелирного искусства: учебное пособие. — Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. — 218 с.
  3. Фрэнсис Келли, Рэндольф Швабе. История костюма и доспехов. От крестоносцев до придворных щеголей. // Центрполиграф, 2008. С. 53.
  4. 1 2 Valerie Cumming, C. W. Cunnington, P. E. Cunnington. The Dictionary of Fashion History. Berg, 2010. С. 60.
  5. Susan J. Torntore. Breeches. // Lovetoknow.com.
  6. Lindbergh, Jennie. Buttoning Down Archaeology Архивная копия от 5 июля 2016 на Wayback Machine. // Australasian historical archaeology, 17, 1999. С. 52.
  7. Stephen Scott. Why Do They Dress That Way? Good Books, 1996. С. 114.
  8. Richard T. Schaefer, William W. Zellner. Extraordinary Groups: An Examination of Unconventional Lifestyles. Macmillan Publishers, 2010. С. 42.
  9. Robert Friedel. Zipper: An Exploration in Novelty. W. W. Norton & Company, 1996. С. 187.
  10. Robert Winder. Hookless hookers: the battle of the fly. Индепендент, 22 апреля 1995.
  11. Jaeil Lee, Camille Steen. Technical Sourcebook for Designers. A&C Black, 2014. С. 93.
  12. Lynn MacIntyre, Marcy Tilton. Easy Guide to Sewing Tops and T-Shirts, Skirts, and Pants. Taunton Press, 2009. С. 323.
  13. Гульфик Архивная копия от 11 ноября 2014 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 ). // Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. — 944 с.
  14. гульфик. // Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
  15. ширинка. // Словарь русских синонимов.
  16. 1 2 Захаржевская Р. В. История костюма: От античности до современности Архивная копия от 31 октября 2014 на Wayback Machine. 3-е изд., доп.— М.: РИПОЛ классик, 2005. 288 с.
  17. Т. Третьякова. «История костюма (XVI—XVIII век): учебное пособие». Когда брюки стали похожи на чулки, понадобился гульфик. Это был мешок, который прикрывал стык, также пристегиваемый к брюкам при помощи подтяжек.
  18. Игорь Семенович Кон. Мужское тело в истории культуры. Слово, 2003. С. 175. Раздел «Столетие гульфиков»: В русской литературе, в частности в переводах Рабле, эта особая форма ширинки называется гульфиком.
  19. Брагетт. // Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997.
  20. Beth Marie Kosir. Modesty to Majesty: The Development of the Codpiece (англ.)
  21. М. М. Бахтин. Формы времени и хронотопа в романе. Глава VII. Раблезианский хронотоп.

> Литература

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *