Дыхательная гимнастика для детей

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

Наталья Арепьева
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

Размышляя о природе здоровья, древнегреческий врач и естествоиспытатель Гиппократ писал в «Книге о ветрах»: «Болезни едва ли могут происходить из другого источника, кроме воздуха, когда он в большем или меньшем количестве, или более сгущённый, или пропитанный болезнетворными миазмами входит в тело…» Однако предположения о взаимосвязи дыхания и здоровья выдвигались задолго появления трудов греческого мудреца. И здесь нельзя не упомянуть пионера дыхательной гимнастики Гермеса Трисмегиста. Системе физиологически обоснованных и высокоэффективных дыхательных упражнений Гермеса Трисмегиста – более двух тысячелетий!

Мы говорим «утро дышит прохладой», «вздохнула земля», «божественное дыхание ветерка», — вся наша планета дышит и развивается как живой организм.

Дыхание – основа всего живого. Общеизвестно, что биологическая потребность в дыхании является базисной витальной потребностью живого организма.

Дыхание является сложным биологическим процессом потребления кислорода из окружающей среды и выделением углекислого газа.

С медицинской точки зрения этот аспект нормальной жизнедеятельности человека разработан достаточно хорошо, философские и психологические составляющие находятся на этапе дальнейших разработок. Однако педагогический компонент исследования речевого дыхания недостаточно изучен.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависит от цели и условия общения.

Сейчас все чаще и чаще обращаются за помощью к дыхательным гимнастикам с целью излечения от разных недугов.

А. Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют потому, что болеют, а болеют потому, что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».

Гимнастика А. Н. Стрельниковой нормализует волнение, давление и температуру, помогает в лечении гипертонии, избавлении от сутулости, ликвидирует ночное недержание мочи; используется при лечении заикания.

Заикание занимает совершенно особое место среди речевых расстройств, и именно с ним, точнее, с беспрецедентно большим процентом излечения этого недуга прочно ассоциируется гимнастика Стрельниковой.

Гимнастику Стрельниковой нередко называют парадоксальной. Сама Александра Николаевна неоднократно повторяла: «Да, наша гимнастика парадоксальна, потому что вдох мы делаем в момент движений, сжимающих грудную клетку!»

Вдох – это жизнь, вдох – это самый главный элемент парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой, своеобразный краеугольный камень, на котором стоит весь комплекс упражнений.

В литературе встречаются и другие нетрадиционные методы лечения: гимнастикой йогов, дыханием «по-Бутейко», гимнастикой Цигун, методом Су-Джок, даосской дыхательной системой. В каждом из них есть свое рациональное звено. Но они все требуют от человека максимальных энергетических затрат, а некоторые даже перестройки всего образа жизни и рассчитаны на годы напряженной тренировки.

Итак, дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой не требует больших помещений и энергетических сил от человека, легка в освоении и используется в лечении заикания. Поэтому проблема адаптации данной дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста приобретает актуальность в современной действительности.

Именно поэтому я решила использовать методику дыхательных упражнений А. Н. Стрельниковой в системе реабилитации заикания у Упражнения, предложенные А. Н. Стрельниковой, сложны в использовании с детьми дошкольного возраста. Поэтому я решила адаптировать эти упражнения, используя ритмизированную речь. Данная форма речи доступна, понятна детям дошкольного возраста, а, главное, является одним из приемов коррекции заикания.

Дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой я начала использовать с детьми подготовительной группы. Результатом этого стало:

*повысилась мотивация к занятиям;

*снизился уровень общей заболеваемости;

*повысился уровень продуктивности по коррекции заикания.

Поэтому я стала включать упражнения по технике активного вдоха и в занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

детей дошкольного возраста.

Правило первое

Постарайтесь вложить как можно больше эмоций во вдох. Стремитесь к тому, чтобы он был естественным: максимально активным, коротким, как укол, яростным, и резким до грубости. Чтобы понять, как совместить все эти требования в рутинном дыхательном движении, воспользуемся советом Александры Николаевны. Она считала, что сторонники объемного, затянутого вдоха пребывают в величайшем заблуждении относительно его безвредности для здоровья. Вспомните, говорила Александра Николаевна, как принюхиваемся все мы, когда в воздухе пахнет гарью. Какова наша реакция на опасность? Вспомнили! Наши предки использовали обоняние для защиты от врагов, а современный человек использует доставшуюся от предков способность воспринимать и различать запахи для защиты собственного здоровья. Выполняя упражнения, думайте только о вдохе и никогда не стесняйтесь шумных звуков, которые производятся при такого рода энергичном дыхании.

Ваш вдох должен быть непродолжительным и заинтересованным! При этом нужно – представить себе, что от интенсивности и качества вдоха зависит не только ваша жизнь, но и жизнь тех, кого вы приручили и обязаны защищать. Согласитесь, ничего трудного в такой модели вдоха нет. Просто требуется время, чтобы осознать все рекомендации А. Н. Стрельниковой, и начать правильно дышать.

«Гарью пахнет! Тревога!» И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше.

Самая грубая ошибка – тянуть вдох, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.

Правило второе

Движение, движение и еще раз – движение! Выполняя упражнения, соблюдайте одновременность вдохов и движений и ни в коем случае не контролируйте выдох – пусть он будет произвольным, однако лучше всего выдыхать ртом.

Обратите особое внимание на то, что вдох следует делать или в момент выполнения движения, или в момент максимального сжатия грудной клетки.

Выдох – результат вдоха.

Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно – но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: «Гарью пахнет! Тревога!» И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушным. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.

Правило третье

Думаю, что каждый из нас, если и не накачивал автомобильную камеру, то прекрасно представляет себе, как происходит процесс. Третья особенность и третье правило дыхательной гимнастики Стрельниковой заключается в том, что вдохи необходимо повторять так, как будто вы накачиваете камеру или надуваете воздушный шар. Нетрудно заметить, что, действуя по принципу «пассивный вдох – активный выдох», вам ни за что не удастся надуть шар, вернее, наполнить воздухом дыхательные пути легких.

Делаем вдохи на счет «2», «4», «8», «16», «32»., то есть, вдыхаем сериями: два, четыре, восемь и т. д. раз подряд (при этом важно соблюдать следующий темп дыхания: 60-72 вдоха/мин.). Пауза между сериями вдохов составляет 2-3 секунды. Продолжительность интервалов между выдохами должна быть несколько большей, поскольку выдохам мы не «помогали», и воздух уходил произвольно.

Следите за тем, чтобы вдох был несколько громче выдоха. Естественно, что для детей достаточно 8-16 серий.

Правило четвертое

А. Н. Стрельникова особо подчеркивала важность соблюдения этого правила для всех, кто решил заняться оздоровлением по ее методике.

Какое количество вдохов рекомендуется делать подряд? Этот вопрос решается индивидуально, однако можно делать именно столько вдохов, сколько даются вам без труда – свободно, комфортно и легко.

Хорошо, если при выполнении каждого упражнения вы будете делать 2 «подхода» по 96 вдохов. При нормальном самочувствии рекомендуется дышать сериями по восемь, шестнадцать и тридцать два вдоха из исходного положения стоя. При неудовлетворительном самочувствии и (или) болезни рекомендуется дышать сериями по два, четыре и восемь вдохов из исходного положения сидя или лежа.

А. Н. Стрельникова подчеркивала, что дыхательные упражнения – это борьба за крепкий и здоровый сон, и в идеальном варианте легкие нужно накачивать за час до сна.

Правило пятое

Если вы решили заняться дыхательной гимнастикой Стрельниковой всерьез и надолго, никогда не выполняйте упражнения мимоходом. Настройтесь на занятия, отрешитесь от проблем, мешающих занятиям, сконцентрируйтесь и вслушайтесь в себя. И тогда вы услышите собственное дыхание и сразу же поймете, что делаете правильно, а что – неправильно.

А. Н. Стрельникова считала, что гимнастикой нужно заниматься независимо от самочувствия, более того, чем оно хуже, тем чаще следует выполнять дыхательные упражнения, правда, следует чаще отдыхать.

1. Разминка

Помните о вдохе! Нюхайте воздух!

Учимся в игре! Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу, и вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность. Никакие упражнения не вернут вашим ноздрям естественной подвижности, свойственной первобытному охотнику и утраченной человеком городским за ненадобностью, однако стремиться к этому нужно.

Дети дошкольного возраста выполняют разминку, прослушав стихотворение:

Мы сегодня так играем –

Нюхать воздух начинаем.

Чем же пахнет? Не понять –

Нужно носиком вдыхать.

Вдох-вдох-вдох-вдох.

Гарью пахнет – ох-ох!

2. «Шаги»

Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки по швам, плечи прямые, мышцы спины расслаблены. Начинайте дышать, — взволнованно, заинтересованно, активно! Вдохи шумные – такие, чтобы было слышно на весь дом! – короткие, как молниеносный укол рапириста. Делайте носом втягивающие дыхательные движения. Не стесняйтесь шмыганья! Крылья носа не расширяются, а наоборот – сужаются. Убедитесь в том, что ноздри не неподвижны, а понемногу начинают «слушаться» вас.

Освоив этот способ дыхания – возможно, непривычный для подавляющего большинства – переходите к дыханию в движении. Начинаем ходьбу на месте! Чтобы «прочувствовать» дыхательную гимнастику Стрельниковой, делайте вдох на каждый шаг. Шаг левой –вдох. Шаг правой – вдох. Левой, правой… вдох, вдох. «А когда же выдыхать?» — спросите вы. «Отработанный воздух выйдет сам – без вашего участия. Не думайте о выдохе!

Такое дыхание в движении – еще одна отличительная черта гимнастики Александры Николаевны (вспомните: в любом другом гимнастическом комплексе упражнения выполняются на счет «раз-два», читай, «вдох-выдох»).

Шаги-вдохи по Стрельниковой можно делать на месте, при ходьбе по комнате, если позволяет метраж, или даже переступая с левой ноги на правую – вперед-назад, вперед-назад. Главное, чтобы ваши движения были ритмичными и частыми.

Научить детей дошкольного возраста выполнять это упражнение можно с помощью следующего стихотворения:

Аты-баты, аты-баты.

А сегодня мы солдаты.

Левой-правой мы шагаем.

Быстро воздух мы вдыхаем.

3. «Ладошки»

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса.

Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки {хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.

Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.

Опять «шмыгнули» носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем.

Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.

В нашей дыхательной гимнастике очень важно научиться не думать о выдохе! Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпустить «отработанный» воздух.

Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.

Дети могут поиграть в игру «Кошка ловит мышку».

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки.

Запах мышки мы узнаем –

Делать вдох не забываем.

Коготки мы выпускаем –

Мышку быстро мы поймаем!

Повороты и наклоны головы

4. «Повороты»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Справа потянуло гарью! Поворачиваем голову вправо и делаем короткий шумный вдох носом. Слева потянуло гарью! Поворачиваем голову влево и также делаем короткий и максимально шумный вдох.

Внимание! Вдох и поворот выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте).

Мышцы шеи расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова, но не плечи. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и поворотов головы вправо-влево, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок. Начните с четырех движений-вдохов подряд, постепенно увеличивая норму до восьми, шестнадцати, тридцати двух, делая, соответственно, 24 подхода по 4 вдоха, 12 по 8, затем 6 по 16 и 3 по 32.

Обучать детей данному упражнению можно, играя в «Любопытную Варвару».

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать.

5. «Ушки»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклоняйте вначале к левому, потом – к правому плечам, как если бы вы хотели с укоризной сказать кому-то: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!».

Вдох и наклон выполняются в маршевом ритме (иди в размеренном ритме ходьбы на месте).

Короткий и шумный вдох носом производится одновременно с каждым покачиванием головой. Выполняя упражнение, следите за тем, чтобы плечи оставались неподвижными. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и наклонов влево-вправо, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок.

Детям дошкольного возраста освоение этого упражнения предлагается в виде игры в «Старшего брата».

Головою покачаем –

Влево-вправо наклоняем.

Будто говорим братишке –

«Ай-ай-ай, как не стыдно!

Ты зачем порвал все книжки?»

Плечи мы не поднимаем –

Воздух носиком вдыхаем.

6. «Малый маятник»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Снизу потянуло гарью! Наклоняем голову вниз и делаем короткий шумный вдох носом. Сверху потянуло гарью! Поднимаем голову вверх и также делаем короткий и максимально шумный вдох.

Вдох и наклон (подъем головы вверх) выполняются в маршевом ритме или в размеренном ритме ходьбы на месте.

Мышцы шеи расслаблены, вверх-вниз поднимается и опускается одна только голова, но не плечи. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и наклонов-подъемов головы вниз-вверх, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок. Начните с четырех движений-вдохов подряд, постепенно увеличивая норму до восьми, шестнадцати, тридцати двух, делая, соответственно, 24 подхода по 4 вдоха, 12 по 8, затем 6 по 16 и 3 по 32.

Для детей дошкольного возраста это упражнение предлагается в виде игры «Сад-огород».

Собирайся народ,

Поиграем в «Сад-огород»!

Вверх мы голову поднимем –

Фрукты спелые увидим.

Пахнет грушей очень вкусно.

А внизу растет капуста.

Апельсин на ветке близко –

А внизу растет редиска.

Африканский фрукт – банан,

Овощ синий – баклажан,

От лимона – аромат,

Нюхать лук не каждый рад.

7. «Кошка»

Примите исходное положение: ноги на ширине плеч (или чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены. Всем знакомы нацеленные, осторожные, крадущиеся движения кошки, охотящейся на воробья. Нечто похожее предстоит проделать и вам! Добыча справа! Слегка приседаем, сгибаем руки в локтях, слегка касаясь ими туловища, расслабляем кисти и поворачиваемся вправо, перенося тяжесть тела на правую ногу и делая хватательные движения обеими кистями на уровне пояса. Ловим воробья! Одновременно с движением коротко и шумно вдыхаем носом. Добыча слева! Слегка приседаем, сгибаем руки в локтях, слегка касаясь ими туловища, расслабляем кисти и поворачиваемся влево, перенося тяжесть тела на левую ногу и делая хватательные движения обеими кистями на уровне пояса. Ловим еще одного воробья! Одновременно с движением коротко и шумно вдыхаем носом. Не думайте о выдохе! Он происходит непроизвольно между вдохами – без вашего «участия»! Следите за тем, чтобы приседание 6ыло легким, пружинистым и неглубоким. Спина абсолютно прямая, повороты выполняются только в талии.

Вдох и поворот выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте).

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок. Начните с четырех движений-вдохов подряд, постепенно увеличивая норму до восьми, шестнадцати, тридцати двух, делая, соответственно, 24 подхода по 4 вдоха, 12 по 8, затем 6 по 16 и 3 по 32. А. Н. Стрельникова рекомендовала выполнять две «сотни» движений (можно и больше).

Категорически не рекомендуется делать энергичные повороты и приседания при травмах нижних конечностей, при артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении, а также при остеохондрозе шейно-грудного отдела позвоночника. Внимание! При любых травмах позвоночника обязательно проконсультируйтесь у хирурга!

При плохом самочувствии упражнение «Кошка» рекомендуется выполнять сидя. Норма движений-вдохов: 24 подхода – 4 вдоха.

Дети выполняют упражнение, играя в «кошку и воробья».

Вышла кошка на охоту –

Воробьев поймать охота.

Носом чует запах дичи –

Вправо смотрит – нет добычи,

Влево смотрит – видит их

И хватает в тот же миг.

Подражая этой кошке –

В кулачки сожмем ладошки,

Влево-вправо приседаем –

Запах «воробья» вдыхаем.

8. «Погончики»

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как 6ы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.

Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу, пальцы рук широко растопыриваются.

На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки – выдох ушел.

Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в исходное положение – выдох уходит самостоятельно через нос или через рот.

Если при выдохе вы выпускаете (именно выпускаете, а не выталкиваете) воздух через рот, то рот широко не открывайте. При выдохе губы слегка разжимаются (в момент вдоха они слегка сжаты) – воздух уходит абсолютно пассивно.

Для детей упражнение выполняется в сопровождении стиха:

Руки в кулачки сжимаем –

Теперь руки вниз толкаем –

Кулачки тут разжимаем –

Воздух носиком вдыхаем.

9. «Насос»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, но не по швам, а немного перед собой. У вас авария – спустила шина! Нужно взять в руки «рукоятку насоса» — ей может быть свернутая трубочкой газета или палочка – как можно быстрее накачать шину и ехать дальше. Начинайте частые и ритмичные наклоны туловища вперед. Поршень вашего насоса хорошо смазан – руки свободно и легко опускаются к полу, но не касаются его. Не затягивайте вдох! Вдыхайте носом в конечной фазе наклона: закончился наклон туловища – закончился вдох! Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Соблюдайте одновременность наклонов и вдохов и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. Разогнувшись, не поднимайте голову вверх: фиксируйте глазами воображаемую спущенную шину, лежащую на полу!

Вдох и наклон выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте).

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок. Начните с четырех движений-вдохов подряд, постепенно увеличивая норму до восьми, шестнадцати, тридцати двух, делая, соответственно, 24 подхода по 4 вдоха, 12 по 8, затем 6 по 16 и 3 по 32. Александра Николаевна особо выделяла это упражнение и рекомендовала не ограничиваться «сотней» движений, а делать 3, 4 и даже 5 подходов по 96 вдохов-наклонов за один урок.

Внимание! При любых травмах позвоночника обязательно проконсультируйтесь у хирурга!

При плохом самочувствии упражнение «Насос» можно выполнять н сидя – без наклона, а только с обозначением движения, но с коротким и шумным вдохом. Норма движений-вдохов – 24 подхода 4 вдоха.

Детям предлагается взять в руки карандаш, как рукоятку насоса, и накачивать шину автомобиля.

Едем, едем мы домой.

На машине легковой.

Въехали на горку – стоп!

Колесо спустило – хлоп!

Из багажника насос достанем –

Шину быстро накачаем!

Воздух мы внизу вдыхаем

Голову не поднимаем!

10. «Обними плечи»

Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Разверните кисти обеих рук ладонями к себе и зафиксируйте их перед грудью, немного ниже шеи. Начинайте движение, бросая руки навстречу друг другу, при этом левая рука «обнимает» правое плечо, а правая – левую подмышку.

Следите за тем, чтобы руки шли параллельно друг другу. Вдыхайте носом в тот момент, когда руки сходятся наиболее тесно: закончилось «объятие» — закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Не отводите руки далеко от туловища и ни в коем случае не разгибайте локти. Соблюдайте одновременность наклонов и «объятий» и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. А. Н. Стрельникова рекомендовала сопровождать выполнение движения мысленной установкой: «3ажимаю там, где болезнь расширила!».

Вдох и движение рук выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте).

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок.

Для детей – в сопровождении стихотворения:

Ой, ребята, замерзаем –

Плечи дружно обнимаем!

Зиму радостно встречаем –

Свежий воздух мы вдыхаем.

11. «Большой маятник»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, спина прямая. Приступайте к наклонам туловища вперед. Руки тянутся к полу, но не касаются его. Не затягивайте вдох! Вдыхайте носом в конечной фазе наклона: закончился наклон туловища – закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Соблюдайте одновременность наклонов и вдохов и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. Не останавливая движение, прогнитесь в пояснице, слегка откидываясь назад и обнимая обеими руками плечи. Вдох носом в тот самый момент, когда руки сходятся наиболее тесно. Выдох пассивный.

Нетрудно заметить, что это сложное движение распадается на два уже освоенных вами упражнения («Насос» и «Обними плечи») и действительно напоминает маятник: вперед-назад, «Насос» — «0бними плечи».

Вдох и движения выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте).

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок.

В связи с тем, что в этом упражнении происходит соединение двух упражнений, то и стихотворные тексты тоже соединяются – дети накачивают шину, а разгибаясь – обнимают плечи – показывают, как замерзли.

Шину стали мы качать.

Стали руки замерзать.

Раз – качаем,

Два – мы плечи обнимаем.

Вот несколько основных упражнений, которые я использую в своей работе. Думаю, вам пригодится.

Литература

1. Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. – М. : В. Секачев. – 1998.

2. Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л, Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М. : Просвещение. – 1993.

3. Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. – Екатеринбург. – 1992.

4. Лавров Н. Н. Дыхание по Стрельниковой. – Ростов-на-Дону. – Феникс. – 2003.

5. Морозова Н. Ю. Как преодолеть заикание. — Эксмо-пресс. – 2002.

6. Одинцова Т. С. Заикание у детей. – Ростов-на-Дону. – Феникс. – 2000.

7. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – С-Пб. : Союз. – 2001.

8. Селиверстов В. И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. – М. : Владос. — 1994.

9. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М. : Метафора. – 2003.

Преимущества проведения гимнастики при астме

При помощи регулярных занятий гимнастикой, возможно, снизить острые симптомы заболевания и достигнуть значительного улучшения. Кроме того, отмечается следующее положительное воздействие:

  1. Дыхательные оболочки активно очищаются от слизистого содержимого.
  2. Увеличивается просвет дыхательных путей, что усиливает бронхиальную и легочную вентиляцию.
  3. Благодаря гимнастике нормализуется функциональность дыхательного аппарата.
  4. Снижаются случаи развития бронхоспазмов.
  5. Отмечается диафрагмальное и мышечное укрепление, отвечающие за работу дыхательных мышц.
  6. Восстанавливается нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы.
  7. Благодаря нормализации дыхательных органов снижается частота приступов удушья, особенно у детей.
  8. Благодаря гимнастике пациент учится управлять собственным дыханием, самостоятельно снижая интенсивность приступов.

Кроме того, при дыхательной гимнастики, по мере нормализации общего состояния снимается стрессовое напряжение, являющееся частой причиной развития бронхиального приступа.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

Дыхательные занятия имеют огромное значение, поэтому необходимо подробнее познакомится с разработкой А.Н. Стрельниковой.

Методика Стрельниковой достаточно давно используется в комплексном лечении пациентов с дыхательными заболеваниями. Эффективность этого метода подтверждена многочисленными положительными результатами.

Гимнастический комплекс состоит из нескольких упражнений, которые выполняются без особой подготовки. Как правило, такие занятия требуют сжатия грудной клетки на вдохе. Именно при помощи такой методики можно приостановить приступы астмы. Кроме того, дыхательные занятия позволяют провести лечение не только астмы, но и хронического бронхита.

Положительные отзывы получило упражнение, называемое «насос». Оно обеспечивает снятие приступа, в том числе среди детей, поэтому необходимо заранее изучить правильность его выполнения.

1. Упражнение «Насос». Выполняется стоя, либо сидя на стуле. При положении сидя необходимо упереться обеими руками в колени. Упражнение выполняется серией по 2-4 резких коротких носовых вдоха. Не рекомендуется выпрямляться очень сильно и откидываться назад. Далее в руки следует взять свернутую в трубку газету или продолговатый предмет и изображается движение, как будто накачивается насосом автомобильная шина. При наклоне делается вдох, при разгибании выполняется выдох.

Наклоны выполняются спокойно, часто и легко. При этом голова должна быть слегка склонена, как будто пациент смотрит на насос. Наклоны следует проводить не ниже области пояса, а спина должна быть круглой. Вдох следует проводить носом, а выдох ртом. Важно соблюдать ритмичность движений (наподобие строевого марша). Необходимо делать не менее 8 вдохов подряд с перерывом в 5 секунд, после чего происходит повтор, еще 10 вдохов. Важно отметить, что лечение таким способом можно проводить не только в отношении бронхиальной астмы, но и сердечной, а также для снятия печеночных колик.

2. «Наклоны». Это упражнение также эффективно для профилактики астматического приступа, оно получило наиболее положительные отзывы пациентов. Для его выполнения рекомендуется слегка склониться вперед, опустив голову. Руки должны быть согнуты в локте. При этом выполняется шумный короткий вдох. При медленном выпрямлении необходимо выполнить выдох и повторить этот алгоритм еще 2-3 раза с перерывом в 5-7 секунд. Обязательно выполнение 2 вдохов (при движении с наклоном) и 4 вдоха.

Отсчитывать количество действий совсем не обязательно, они повторяются до тех пор, пока не наступит чувство небольшой усталости. Важно отсчитывать число вдохов в комплексе занятий (2 или 4). Средняя продолжительность упражнения составляет не более 15 минут.

При тяжелом развитии заболевания пациенту достаточно трудно выполнение вдохов на наклоне, разрешается присесть на стул. При этом тело слегка наклоняется вперед, а голова опущена, спина должна быть круглой, а локти следует поместить на колени. Это положение сопровождается шумным носовым вдохом не менее 2 раз. После каждых 2 вдохов необходимо сделать отдых на 5 сек. Важно учитывать, что в этом упражнении, конечно же, есть и выдох, однако он делается очень спокойно и легко, в отличие от вдоха, который выполняется на всю глубину легкого.

3. «Обними плечи». При выполнении этого упражнения следует согнуть руки в области локтя и поднять их на одном уровне с плечами. Ладони необходимо повернуть по направлению к лицу на уровне груди. Одну руку необходимо резко бросить навстречу другой руке. Одна рука должна прикоснуться к противоположному плечу, а вторая должна коснуться противоположной подмышечной впадины. Руки должны работать в параллельном направлении. Резкий шумный вдох необходимо повторять с каждым таким «объятием».

Кроме того, при занятиях по Стрельниковой требуются следующие навыки:

1. ПРАВИЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ВДОХА. Для того чтобы понять принципы правильного выполнения вдоха необходимо представить ситуацию, что в помещении присутствует запах гари. В соответствии с этой ситуацией необходимо принюхиваться, а также шумно вдыхать воздух. Это и будет правильной тактикой вдыхания по Стрельниковой.

2. ВЫДОХИ. Вдохи и выдохи должны выполняться через нос. Не следует напрягаться и ждать наступления выдоха. Он наступит самостоятельно. Для лучшего эффекта рот на выдохе нужно слегка приоткрыть, что способствует лучшей дыхательной деятельности.

3. ТЕМП. Для лучшего дыхания необходимо мысленно отсчитывать ритм при «накачивании шины». Темп вдохов должен составлять не менее 60-70 движений за 1 минуту. Вдох нужно делать громким, а выдох должен быть тихим. Нормой считается выполнение 100-200 вдохов с паузой в 3 секунды. В том случае, когда упражнения не способствуют нормализации дыхательной деятельности, рекомендуется использовать лекарственную терапию с традиционными бронхолитиками.

Польза дыхательных упражнений при астме для детей

Для детей рекомендуется формировать групповые занятия по ЛФК, поскольку эмоциональное состояние ребенка позволяет лучше усваивать знание в среде сверстников. И только тогда, когда ребенок освоит в коллективе дыхательный комплекс по Бутейко или Стрельниковой, разрешается проводить самостоятельные занятия. Однако следует помнить, что рядом всегда должны находиться взрослые, а если они будут проводить совместные занятия, то это станет дополнительным стимулом для детей.

Для предупреждения развития астматического приступа у детей с помощью методики Стрельниковой, рекомендуется частое и быстрое дыхание через нос и обязательное выполнение упражнения «насос».

Многих пациентов интересует вопрос о принципиальной разнице между гимнастикой Бутейко и Стрельниковой. С помощью методики Бутейко за максимально короткий промежуток времени можно научить детей контролировать дыхательную деятельность. В этом случае дыхание выполняется на задержку, что гораздо проще отслеживается, чем вдохи и выдохи. Оба способа оказывают эффективное лечение астматических заболеваний, а грамотное лечение, в свою очередь, уменьшает число приступов и нейтрализует симптомы заболевания.

Дыхательная гимнастика по Бутейко

Занятия по Бутейко способствуют оптимизации легких при проведении вдоха и выдоха. В нормальном состоянии наблюдаются следующие показания:

  • вдох 2-3 сек;
  • выдох необходимо делать в промежутке между 2 и 4 сек;
  • пауза не должна превысить 4 – секунд.

Занятия по Бутейко разрешается проводить сидя. При этом грудная клетка должна быть максимально расправлена, а руки следует положить на колени. В основные дыхательные упражнения по Бутейко входят:

  • поверхностное носовое частое дыхание в течение 10-12 минут;
  • вдох нужно делать медленным, точно также, как и выдох, когда должны расслабляться все группы дыхательных мышц;
  • необходимо выполнять последовательные вдохи, чтобы включались все отделы легкого, от самых нижних, с максимальным раскрытием грудной клетки. Выдох нужно делать максимально долгим (не менее 5 секунд). Если в самом начале не удается достигнуть необходимых показателей дыхания, можно выполнять комплекс по Бутейко так, как получается, но ни в коем случае его нельзя прерывать;
  • вдох должен проводиться постепенно, задействуя разные легочные отделы с помощью обеих ноздрей. Для предупреждения попадания лишнего воздуха разрешается зажимать одну ноздрю;
  • все дыхательные движения выполняются носовым дыханием при втянутой диафрагме, что позволяет укрепить мышцы живота. Каждое движение выполняется от 9 раз;
  • самый сильный вдох или полный выдох следует выполнять в ускоренном темпе. Повторы можно делать через 1 минуту. Важно учитывать, что повышенная вентиляция легочной системы способна проявиться небольшим головокружением;
  • необходимое время вдоха составляет 1, 5 — 2 секунды с паузой между дыханием в 5 секунд, после чего проводится быстрый вдох. Полный цикл не должен превышать 4 минут. В дальнейшем занятия разрешается делать, как сидя, так и стоя, а также в сочетании с приседанием и легким бегом.

Адекватное восприятие дыхательных упражнений и неукоснительное соблюдение всех врачебных назначений, позволяет провести успешную терапию, особенно среди детей. Многочисленные отзывы подтверждают, что комплекс занятий по Бутейко — это спасение для многих пациентов. Раннее лечение способствует минимизации нежелательных последствий и более длительной ремиссии заболевания.

Дыхательная гимнастика для малышей. Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей

Наталья Холодова
Дыхательная гимнастика для малышей. Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей

Гимнастика для малышей: дыхательная гимнастика для часто болеющих детей. Поиграем с пользой для здоровья!

С детьми постарше проще – они уже могут делать дыхательную гимнастику Стрельниковой, Толкачёва и других авторов, а как быть с малышами? В педагогике и методике физического воспитания самых маленьких детей известны разные методики помощи таким малышам и проведения гимнастики с ними. Я приведу пример гимнастики для часто и длительно болеющих детей ясельного и младшего дошкольного возраста

Эта дыхательная гимнастика будет полезна не только для профилактики ОРЗ, но и для формирования правильного речевого выдоха ребенка и развития речевого дыхания.

Важно в такой гимнастике развитие воздушной струи — направленной и сильной, очень важная часть работы над звуками. Если речевой выдох не правильный — все звуки будут звучать смазанно и нечетко. И наоборот, освоение правильного выдоха способно улучшить качество всех.

Три основных направления воздушной струи:

1)воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для произнесения большинства звуков: губно-зубных (в, в’, ф, ф’, заднеязычных (к, к’, г, г’, х, х’, переднеязычных (т, т’, д, д’, свистящих (с, с’, з, з’, ц).

2)воздушная струя направлена по центру языка вверх. Это характерно для произнесения ш, ж, щ, ч и звуков р, р’.

3)воздушная струя направлена по боковым краям языка. Это характерно для произнесения л, л’.

А чтобы дыхательная гимнастика приносила удовольствие ребёнку, предлагаю Вам с ним поиграть в игры!

Помните! Не переусердствуйте! А то у малыша может закружиться голова!

Упражнения нужно включать в утреннюю гимнастику, разминку после дневного сна, прогулку. Повторить гимнастику нужно не менее 2 раз в день.

Чтобы ребенку было интереснее, придумывайте истории, в которые включены упражнения.

— Наступило утро. Проснулись часики и сказали «тик-так, тик-так, тик-так, тик-так, пора вставать!»

Игра «Часы». Попросите ребенка встать, слегка расставив ноги («игрушечная машина между ног проедет», опустить руки. Ребенок размахивает прямыми руками вперед – назад и произносит «тик-так, тик-так». Повторяется упражнение 6-7 раз.

— Вышел на улицу пастушок, погнал коров да овечек на лужок. Сел на пенек и заиграл на дудочке.

Игра «Дудочка». Малыш садится на стульчик, сжимает кисти рук (будто держит в руках дудочку, подносит воображаемую дудочку к губам. Делает медленный выдох со звуком «пффффффффффф». Повторяем 4 раза.

— Услышал дудочку петушок, взлетел на забор, крыльями замахал, да как закричит во всё горло: «Кукарекуууу!»

Игра «Петушок». Малыш встает прямо, ноги слегка расставляет, руки опускает. И начинает махать крыльями как петушок. Сначала поднимаем руки в стороны (вдох, затем опускаем их и хлопаем ими по бёдрам со словами «Кукарекууу!» (выдох). Повторяем 4 раза.

— Услышала бабушка петушка, проснулась, пошла кашу варить. Каша кипит.

Игра «Каша кипит». Садимся на стулья. Одну руку кладем на живот, другую – на грудь. Втягиваем живот и набираем воздух в грудь (вдох, опускаем грудь (выдыхаем) и выпячиваем живот (выдох). На выдохе говорим долго звук ффффф. Повторяем 4 раза. Сначала сами разучите это упражнение, и только потом делайте его с малышом.

— Встали ребятки, поели каши, поблагодарили бабушку и пошли в парк кататься на паровозике.

Игра «Паровозик». Ходим по комнате, делая попеременно движения руками и приговаривая «чух-чух-чух-чух». Повторяем 20 секунд.

— Покатались ребята на веселом паровозике и стали играть с мячиком. Берем мячик диаметром до 10 см и делаем упражнение.

Игра «Веселый мячик». Встаньте прямо, ноги расставлены. Поднимаем руки с мячом к груди. Вдох. Бросаем мяч от груди вперед со звуком «ууууух» (выдох). Догоняем мяч и снова повторяем. Упражнение повторяется 4-5 раз.

— Наигрались дети в парке и пошли домой. А на улице у бабушкиного дома – гуси! Гогочут, крыльями машут!

Игра «Гуси». Медленно ходим по комнате. Вдох – поднимаем руки в стороны, выдох – опускаем руки вниз и тянем слог «гуууууууу, гуууууууу». Повторяем минуту.

Убежали гуси, а детки к бабушки пошли – сказку слушать, суп кушать, бабушке помогать, да друг с другом играть!

ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ:ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОМПЛЕКСА ИГР С ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Упражнение «Большие и маленькие». Упражнение выполняем стоя. На вдохе малыш встает на цыпочки и тянется вверх, показывая «какой он большой». Задерживается на несколько секунд в этой позе. На выдохе приседаем, обхватив руками колени и одновременно произнося «ууууууух». Прячем голову в колени – показываем «какой я был маленький».

Упражнение «Сердитый ежик». Встаем, ноги расставляем. Изображаем ежиков. Ежик заметил лису и сворачивается в клубок. Наклоняемся как можно ниже (пятки не отрываем, обхвативаем руками грудь, голову опускаем. Выдох – на выдохе тянем звук «ФФФФФ» — звук сердитого ежика. Затем встаем в исходное положение, расправляем плечи. Лиса ушла, опасность миновала. Повторяем 5 раз.

Упражнение «Закаливающее носовое дыхание».

Этот цикл упражнений улучшает кровоснабжение верхних отделов дыхательных путей, повышает устойчивость организма к недостатку кислорода, к холоду. Упражнения проводим в дополнение к дыхательной гимнастике.

— «Дышим носиком». Делаем 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцем правой руки.

— «Грибок». Открываем рот, прижимаем к нёбу кончик языка.

— «Сердитый индюк». Делаем спокойный вдох, на выдохе произносим слоги «ба-бо-бу» и одновременно постукиваем пальчиками по крыльям носа.

— «Лев рычит». Сжимаем пальцы рук в кулаки. Вдох. Во время вдоха очень широко открываем рот и высовываем язык как можно дальше, пытаясь им достать до подбородка. Делаем выдох, с выдохом разжимаем пальцы рук.

Желаю Вам, чтобы гимнастика для малышей принесла здоровье и радость!

Упражнения для развития дыхания у детей с нарушением речи

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
На стр.»Советы учителя-логопеда»

Упражнения дыхательной гимнастики

1. Снег
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения. .
2. Кораблики
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
3. Футбол
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру «Кто быстрее».
4. Буль-бульки
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «буль-бульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды — можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «Буль-бульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д..
5. Мыльные пузыри
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
6. Дудочка
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
7. Губная гармошка
Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
8. Цветочный магазин
Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
9. Свеча
Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
10. Косари
Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную — выдох и «взмах косой».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Подготовимся к дыханию
Подготовительный комплекс
Это дыхательная разминка, позволяющая подготовить организм к проведению дыхательных упражнений, создающая возможность для последующего оттока мокроты, улучшающая микроциркуляцию и лимфоотток.
«АРОМАТЫ ПРИРОДЫ» (восстанавливает обонятельный компонент дыхания, носовое и кожное дыхание). И.п. — стоя. После выдоха медленно втягивается воздух. Делается попытка уловить тончайшие ароматы природы. Тело предельно расслабляется. Ребёнок добивается ощущения, что он дышит не только носом, но и всем телом. Повторить 4 раза в максимально медленном темпе.
«ОЗВУЧЕННОЕ ДЫХАНИЕ» (способствует концентрации внимания).
И.п. стоя. Глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на точке, расположенной на расстоянии трёх поперечных пальцев ниже пупка. Рот закрыт. На вдохе произносится чуть заметный звук, похожий на всхлипывание. Делается небольшая пауза, затем выдох, также с чуть слышным звуком. Повторить 8 раз в медленном темпе.
«МЕДУЗА» (упражнение на релаксацию).
И.п. — стоя. Глаза закрыты. Тело максимально расслабляется до полного «размягчения» мышц. Дыхание очень медленное.
«НЫРЯНИЕ» (выполняется между другими дыхательными упражнениями, чтобы избежать головокружения, а также как дыхательный тест, описанный выше).
И.п. — стоя. Резкий выдох ртом одновременно с быстрым приседанием на корточки, нос зажимается пальцами. Насколько возможно, задерживается дыхание.
«НАКАЧКА» (постепенное наполнение воздухом всего бронхолегочного дерева).
И.п. — стоя. Полный выдох. Рот закрыт. Нос зажимается пальцами. Медленный вдох. Одна ноздря постепенно приоткрывается для короткого вдоха и зажимается снова. Воздух поступает мелкими порциями, как будто накачивается резиновая камера. Когда лёгкие полностью заполнены воздухом, насос затыкается. Дыхание задерживается на 2 — 3 сек. Выдох через неплотно сжатые губы. То же самое повторить другой ноздрёй. Делать один раз. Хорошо выполнять это упражнение, лёжа в воде (голова на поверхности).
«СЕНЬОР ПОМИДОР» ( способствует улучшению микроциркуляции в ткани лёгких, раскрытию спавшихся альвеол).
И.п. — стоя. Вдох. Рот плотно закрыт. Нос зажат пальцами. Делается попытка выдохнуть воздух. Щёки при этом раздуваются, создаётся максимальное напряжение мышц, участвующих в выдохе. Делать один раз.
«ПЫЛЕСОС» (тренировка мышц, участвующих во вдохе).
И.п. — стоя. Глубокий выдох. Нос и рот плотно закрыты. Производится попытка вдохнуть через нос воздух. При этом предельно втягиваются все межреберные промежутки, надключичные впадины. Делать один раз.
«ПОЛОСКАНИЕ ЖИВОТА» (улучшает кровообращение в пищеварительном тракте, включает диафрагмальное дыхание).
И.п. — стоя. Резкий выдох ртом, кисти рук опираются на колени, тело наклонено вперёд, ноги чуть согнуты. Задерживая дыхание на выдохе, необходимо втягивать живот, затем выпячивать его. Один цикл движений животом длится до тех пор, пока сохраняется задержка дыхания. Темп быстрый, повторить один раз. Делать не ранее, чем через час после еды.
«СОБАЧКА» (закаливание зева).
И.п. — стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как это делает собачка).
«ЗАМЕДЛЕННОЕ ДЫХАНИЕ» (успокаивает ребёнка, купирует начинающийся приступ удушья, снимает стрессовые состояния).
И.п. — стоя. Закрыть глаза, на медленном вдохе носом рука медленно поднимается вверх. Ребенок ощущает, будто воздух втягивается через пальцы. Пока рука не поднялась вверх — вдох. Медленный выдох — рука опускается вниз, воздух сочится из пальцев (вверху руке прохладно, внизу тепло). Каждый делает в своём ритме, стараясь предельно растянуть дыхательный цикл по времени. Постепенно увеличивается его продолжительность.
«ПОТЯГИВАНИЕ» (энергетическая подзарядка клеток).
И.п. — стоя. Сделать зевок, потягиваясь всем телом, разведя руки в стороны. В конце зевка на задержке дыхания предельно напрячь все мышцы, и постараться добиться вибрации всего тела. Делается один раз.
«ТРЯСУЧКА» (стимулирует обменные процессы).
И.п. — стоя. Полностью расслабить тело и потрясти всеми его частями, стараясь, чтобы вибрировали даже внутренние органы. Делать один раз.
«ДЫХАНИЕ НОСОМ» (обучение носовому дыханию).
Упражнение проводится в воде. Ребёнок сидит в ванне и опускается в воду до тех пор, пока над водой не останется только нос. Дышит в таком положении столько, сколько сможет.
«МАШИНА» (обучение постепенно выдыхать воздух).
Дети становятся на одной линии, делают вдох, «наливают бензин» и начинают движение вперёд, при этом, делая губами «бр-р-р», как дети обычно копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *