Давление у детей

Что такое артериальная гипотензия?

Под артериальной гипотензией понимают пониженное, по сравнению с нормальными возрастными величинами, артериальное давление. Точными данными по нормам давления располагают врачи. Но обычно нижними границами нормы для детей старше 10 лет считается 100 на 60-65 мм.рт.ст. Гипотонии бывают физиологическими и патологическими.

Физиологией считается такое состояние, когда пониженное давление постоянно регистрируется при общем хорошем самочувствии малыша, при этом он может полностью сохранять свою работоспособность. Такой уровень давления у ребенка не мешает ему выполнять физическую работу, заниматься спортом, бегать и прыгать. Считается, что в таких условиях организм индивидуально настроен работать на таком давлении, и получает достаточное количество кислорода, питательных веществ, и обмен веществ в нем налажен оптимально. Лечить малыша в таком случае не нужно — достаточно регулярных наблюдений за ним.

Все патологические гипотонии разделяют на первичные артериальные гипотонии (гипотензии) и гипотензии в рамках вегето-сосудистой дистонии (ВСД), о которой речь пойдет отдельно. Поговорим пока о первичной гипотонии, которую в свою очередь подразделяют на острую и хроническую.

Острая гипотензия

Острое снижение давления может произойти при остром нарушении кровообращения, тяжелой интоксикации во время инфекций или отравления, при сепсисе, обезвоживании или острой кровопотере. В этих случаях гипотензия рассматривается как осложнение болезни и устраняется при оказании первой и неотложной помощи детям.

Вторичной острой гипотензией именуют еще снижение давления при шоке или коллапсе, со-провождающееся острым кислородным голоданием мозга и нарушением работы жизненно важных органов — почек, печени, сердца. Оценка тяжести такого состояния обычно определяется не тем, на какую величину снизилось давление, а как быстро и как выражено это произошло, и успел ли организм малыша адаптироваться к нарушениям.

Первичная артериальная гипотензия — это патологическая гипотония, возникающая как самостоятельная болезнь. В причинах ее развития основными являются наследственность, особенно если гипотензия есть у мамы малыша, неблагоприятное течение беременности у мамы, недостаточность движений и физической активности малыша, наличие у ребенка очагов хронических инфекций — тонзиллита, аденоидита, эмоциональный стресс или психологическая особенность малыша.

Механизм развития гипотензии формируется за счет гормональных и нервных влияний, в организме ребенка преобладают процессы торможения, а в систему кровообращения попадают гормоны, резко снижающие давление. Как результат — нарушается питание всех органов и тканей, в особенности мозговой ткани.

Среди проявлений гипотензии у ребенка преобладают жалобы на головные боли различных локализаций — в области лба, затылка или по окружности головы. Наблюдается головокружение, слабость, вялость, мушки или потемнение в глазах при переходе из горизонтального в вертикальное положение, снижение памяти и способности к обучению, нарушение температуры конечностей — холодные руки и ноги, чувство онемения. Такие дети плохо переносят поездки в транспорте, душные помещения и нагрузки. Во время кризов, при пароксизмальном течении гипотензии, может наблюдаться периодическое снижение давления ниже 90 на 50 мм.рт.ст., но может быть и стойкое снижение давления — перманентная гипотония.

Самым ярким признаком при хронической гипотензии является ортостатическая гипотония или даже коллапс (нарушение сознания). При этих состояниях происходит резкое снижение систолического артериального давления на 10-20 мм.рт.ст и ниже, а диастолическое давление снижается на 5-10 мм.рт.ст. и ниже. В случае коллапса давление при вставании с постели снижается резко, и малыш может упасть в обморок. Данные нарушения давления могут наблюдаться до 1-3 минут, а потом постепенно восстанавливаются. Чаще всего проблемы с давлением наблюдаются с утра, сопровождается это все нарушениями мозгового кровообращения. Ребенок может испытывать головокружения, шум в ушах, бывают обмороки, и чаще всего они возникают у детей школьного возраста и подростков.

Как лечат таких детей?

Обычно разрабатывается целый комплекс мер лечения и реабилитации таких малышей, как правило, они наблюдаются у педиатра и кардиолога (а иногда и невролога) одновременно.

Лечебные мероприятия начинаются с общеукрепляющих — малышу рекомендуют больше бывать на свежем воздухе, больше и активнее заниматься спортом и физической культурой, достаточно спать, соблюдать режим дня — труд и отдых должен разумно чередоваться. Однако нагрузки для таких детей должны быть дозированы — участие в силовых видах спорта и соревнованиях не для них, показаны водные процедуры. Малышу показано рациональное и сбалансированное питание, допустимы утренний чай (черный или зеленый) или кофе.

Показано назначение витаминов и процедур, оказывающих тонизирующее действие на нервную систему — кофеин, настойка лимонника китайского, женьшень, глютамивит.

Лекарственная терапия показана только в случаях выраженного снижения давления или тяжелого состояния ребенка, когда предъявляются жалобы, — это прерогатива врача.

К совершеннолетию и иногда даже ранее у 85% детей гипотония проходит бесследно. Это связано с особенностями современного роста и развития детей, с акселерацией. Сосуды ребенка просто не успевают за активным ростом скелета, за счет чего тонус сосудов и не дает возможности поддерживать давление на определенных нормальных значениях. С возрастом мышечный каркас сосудов полностью формируется и давление нормализуется.

ВСД — загадочный диагноз

Теперь подробно остановимся на другом явлении, которое может приводить к колебаниям давления и у детей диагностируется чаще всего — это так называемая вегето-сосудистая дистония (ВСД).

Чтобы понять, откуда берется это состояние, нужно хотя бы кратко остановиться на строении и работе вегетативной нервной системы (ВНС), которая и принимает непосредственное участие в нарушениях при ВСД.

ВНС условно разделяют на сегментарный отдел — к нему относятся вегетативные центры в стволе головного и в спинном мозге, и надсегментарный отдел. Главным руководящим центром ВНС по праву считается гипоталамус (особое образование головного мозга). Он отвечает в организме за поддержание на определенном уровне обмена веществ — белка, углеводов, жиров, воды и минералов, регулирует производство и отдачу энергии и тепла, руководит работой всех внутренних органов, в том числе и сердца с сосудами. Кроме того, он задействован в работе желез внутренней секреции, отвечает за смену процессов бодрствования и сна.

Гипоталамус находится под непосредственным влиянием коры головного мозга, и в то же время кора может влиять на сердце и сосуды только через гипоталамус. Все нарушения в системе регулирования как гипоталамуса, так и его проводящих путей (нервов) ко всем органам и вызывают проблемы в здоровье с развитием ВСД.

ВСД — это состояние, возникающее в результате нарушения вегетативных влияний на сердце, сосуды и внутренние органы ребенка, на его эндокринные железы и обмен веществ. ВСД — это не болезнь, а комплекс симптомов, причем у каждого конкретного ребенка он может быть различным. Обычно проявляется такой синдром нарушениями адаптации ребенка к внешней среде, эмоциональными и физическими изменениями личности.

Причины и предрасполагающие факторы

Обычно у каждого малыша сочетаются несколько факторов, которые могут быть причинными или предрасполагающими, провоцирующими.

Одной из основных причин развития ВСД является наследственная и конституциональная особенности деятельности ВНС. Склонность родителей к нарушениям в вегетативной нервной системе часто наследуется малышами.

Немаловажную роль в развитии СВД играет протекание беременности и родов, и по статистике до 80-90% детей с таким диагнозом рождаются в результате стремительных или затяжных родов, с применением различных акушерских пособий. При подробном расспросе — когда закричал ребенок, был ли беспокойным на первом месяце жизни, отмечались ли срыгивания, немотивированные повышения температуры до высоких цифр или длительный субфебрилитет, геморрагии в сетчатке глаза, — многие отмечают характерные изменения.

Немаловажную роль играют травматические поражения нервной системы — черепно-мозговые травмы, закрытые и открытые, опухоли и инфекции головного и спинного мозга, отравление с воздействием на нервную систему.

Важную роль играет психическое и эмоциональное состояние ребенка, неблагополучная обстановка дома, психологическая несовместимость членов семьи, злоупотребление алкоголем родителями, неправильное воспитание — жестокость, гипо- или гиперопека, конфликты в школе, умственное переутомление.

Провоцирующими факторами для развития ВСД являются инфекции, хронические заболевания органов и систем, тонзиллит, кариес и гайморит как источники хронической инфекции. Важными факторами является гормональный сбой в организме во время полового созревания, приобретенные проблемы с эндокринной системой.

Важными для развития являются влияние гиподинамии, чрезмерных физических нагрузок, оперативных вмешательств и наркоза, неблагоприятных или резко меняющихся метеорологических условий, аллергии и т.д.

Основой развития болезни является сбой системы адаптации к стрессам, из-за чрезмерных психических, эмоциональных нагрузок происходит разбалансирование обмена веществ и гормонального баланса. Страдает координирующая деятельность гипоталамуса и нервной системы. Как результат — формирование неприятных симптомов в сердечно-сосудистой, пищеварительной и других системах.

Проявления болезни

Они очень разнообразны и могут отличаться даже у одного и того же ребенка в разные возрастные периоды. Описывается примерно 30 синдромов и около 150 характерных жалоб при различных формах ВСД.

Основной группой жалоб будут головные боли различных локализаций и интенсивности. Боли могут локализоваться в области висков или лба, могут иметь характер давящих, распирающих, острых, пульсирующих. Они могут провоцироваться ездой в транспорте, сменой погоды, физическими или психологическими нагрузками. Могут сопровождаться слабостью, повышенной утомляемостью, головокружениями при смене положения тела.

Характерны кардиалгии (боли в области сердца), астения, невротические расстройства, нарушения сна, расстройства дыхания и сердцебиения, часто отмечаются так называемые вегетативно-сосудистые пароксизмы (приступы) с дрожанием рук, внутренней дрожью, миалгиями, болями в суставах, отечностью тканей, перебоями в работе сердца, ощущением жара в лице, субфебрилитетом, обмороками.

Обычно данные жалобы нарастают к 4-8 годам жизни, выявляются явные сдвиги в вегетативном тонусе — врач может отметить мраморность кожных покровов, снижение температуры тела или отдельных участков тела (руки, ноги), с усилением их потливости. Такие малыши обычно имеют повышенную массу тела, по натуре боязливы, нерешительны, застенчивы. Постепенно, с возрастом, могут нарастать нарушения деятельности внутренних органов и невротические расстройства, достигая своего пика к половому созреванию, когда в клинику добавляется еще и влияние гормонов. Нарушения отмечаются со стороны сердца и сосудов, дыхания, пищеварения, мочевыделения и поддержания температуры. Дети жалуются на головокружения, расстройства сна и аппетита, могут быть заикание и недержание мочи.

Наиболее устойчивыми являются признаки:

  1. кардиалгии;
  2. сердцебиения;
  3. сосудистая дистония;
  4. вегетативные дисфункции;
  5. дыхательные расстройства;
  6. системно-невротические нарушения. все они в той или иной мере присутствуют у детей.

Различные картины болезни

Врачи выделяют у детей ведущие клинические синдромы, разберем каждый из них чуть подробнее.

Синдром вегетативной дисфункции характеризуется красным дермографизмом (когда проводишь ногтем по коже, на ней остается выраженная красная полоса, слегка приподнятая над поверхностью кожи). Характерно усиление локальной потливости, особенно рук и ног, неприятные ощущения в области сердца, «пятнистое» покраснение верхней половины грудной клетки, чрезмерная потливость подмышек и синюшность кончиков пальцев кистей рук, их дрожание, неинфекционный субфебрилитет с колебанием температуры, температурная асимметрия под левой и правой подмышками.

Синдром психических нарушений характеризуется эмоциональной неустойчивостью, с плаксивостью, нарушениями сна, частыми пробуждениями, кошмарами, ощущением страха, боязнью болей в сердце. У таких детей более высокие уровни тревожности, они обычно замкнуты, винят себя во всех болезнях и проблемах, нерешительны, неспособны принимать решения самостоятельно.

Синдром адаптационных нарушений или астенический синдром. Проявляется он в виде быстрой утомляемости, частой слабости, непереносимости тяжелых и даже умеренных физических и психологических нагрузок, чувствительности к смене погоды. Считается, что в основе данного синдрома лежит нарушение поступления к тканям достаточного количества кислорода.

Синдром гипервентиляции, или респираторный, проявляется в субъективном ощущении у ребенка нехватки воздуха, особенно в душных помещениях или незнакомых местах, чувстве сдавливания в области грудной клетки. Дети отмечают, что им трудно делать вдох, поэтому они стараются изменить ритм и глубину дыхания. Некоторые дети дают клинику, похожую на приступы удушья, хотя анатомических предпосылок для нее нет. Частыми причинами приступов являются физические и психические нагрузки, духота, резкие смены холода на тепло, поездки в транспорте.

Синдром нарушения мозгового кровообращения (цереброваскулярный) характеризуется головными болями, головокружениями, шумом в области головы и в ушах, дети склонны к обморокам.

Сердечно-сосудистый синдром — один из самых объемных в клинике ВСД, причем в нем выделяется еще несколько вариантов. Основными жалобами в нем является различной интенсивности боль в сердце, колебания артериального давления, учащение ритма сердца, появление в сердце функциональных шумов, аритмии и изменения, выявляемые на ЭКГ.

Особыми вариантами течения ВСД являются мигрени и обморочные приступы. Мигренью называют наследственно передающиеся нарушения в вегетативной нервной системе, которые характеризуются периодами головных болей, достаточно тяжелых и мучительных.

Выделяются неосложненная форма мигреней и осложненная, которая сопровождается кратковременными нарушениями в чувстви¬тельной, двигательной и речевой сферах. Приступы мигреней чаще возникают у девочек, обычно уже в школьном возрасте, и могут прекратиться почти полностью после установления менструального цикла. У мальчиков они обычно появляются с периодом полового созревания.

ВСД, протекающая по типу обморочных приступов, характеризуется кратковременными потерями сознания у детей и подростков за счет кратковременных нарушений тонуса сосудов и гипоксии головного мозга. В течение приступа выделяются несколько стадий. Первая характеризуется чувством потемнения в глазах, мель¬каниями мушек, шумом в ушах, головокружениями. Затем наступает стадия потери сознания на одну-две минуты с падением на пол, а после нее наступает стадия выхода из обморока, во время которой ребенок слабый, у него чувство разбитости. Эта самая неблагоприятная в плане прогноза форма течения ВСД обычно возникает у детей с неблагоприятным неврологическим статусом.

Норма артериального давления у детей

Нормальное давление у детей сильно отличается от взрослых показателей.

На значения влияет возраст ребёнка, он же определяет следующие параметры:

  • степень эластичности стенок сосудов;
  • размер капиллярной сетки;
  • просвет в артериях и венах.

Чем моложе организм, тем лучшее состояние кровеносной системы и ниже артериальное давление – кровь свободно двигается по сосудам с минимальным натиском на их стенки.

Динамично развивается становление АД в первые 12 месяцев после рождения. В этот период оно стабильно повышается на 1 мм рт. ст. каждые 4 недели. После года процесс увеличения замедляется.

Таблица «Нормальные показатели АД у детей до года жизни»

Возраст ребёнка Референсные значения кровяного давления (мм рт. ст.)
Систолическое Диастолическое
Первые 2 недели 60–95 40–50
От 2 до 4 недель 80–110 40–73
От 4 до 8 недель 82–112 40–75
От 8 недель до 6 месяцев 85–115 50–70
От 6 месяцев до 1 года 90–115 50–75

От рождения и до 5 лет уровень детского давления не отличается у девочек и у мальчиков. С 6 и до 9 лет показатели АД у представителей мужского пола чуть выше, а в подростковом возрасте становятся немного ниже.

Таблица «Норма детского давления по возрастам»

Количество лет Граничные значения нормы (мм рт. ст.)
От 1 до 2 лет 90–112/60–73
От 2 до 4 лет 100–113/60–75
От 4 до 6 лет 100–115/60–77
От 6 до 8 лет 100–120/60–78
От 8 до 10 лет 100–123/60–80
От 10 до 12 лет 110–125/70–84
От 12 до 16 лет 110–135/70–85

С 7 до 16 лет показатели постепенно увеличиваются:

  • у девочек – на 1 мм рт. ст.;
  • у мальчиков – на 1,5–2 мм рт. ст.

Важно! В связи с ростом организма, детской активностью и переходным возрастом возможны большие колебания АД (20–25 мм рт. ст.). Если отклонения сильно превышают допустимые границы, стоит показать ребёнка врачу.

Причины отклонений давления от нормы

Нарушения артериального давления могут быть физиологической особенностью организма или возникать на фоне внешних раздражителей, внутренних заболеваний.

Почему у ребёнка высокое АД?

Повлиять на давление и временно повысить его показатели способны внешние причины:

  • травматизм;
  • эмоциональное перенапряжение или сильный стресс;
  • физическое переутомление.

Если у ребёнка постоянно АД выше нормы, это может быть признаком умеренной гипертензии.

Спровоцировать резкие и регулярные скачки способно развитие патологических процессов в молодом организме.

  1. Сердечные патологии – аномалии в клапанном строении, врождённые дефекты, плохая проводимость сердечной мышцы, нарушение ритма.
  2. Заболевания почек (вызывают повышение диастолического давления) – дисплазия, дефекты в строении, злокачественные уплотнения в тканях, травмы.
  3. Эндокринные проблемы. Болезнь Крона или опухолевые процессы в паращитовидных железах нарушают метаболизм в тканях, что привод к избыточной выработке гормонов и биологически активных веществ, которые сужают просвет в сосудах и вызывают гипертензию.
  4. Изменения в почечных сосудах врождённого или приобретённого характера. Патологии провоцируют вторичную гипертензию и действуют в основном на верхнее (систолическое) АД.
  5. Наследственная склонность к повышенному давлению. Такое бывает, когда один из родителей страдает гипертонией.

Заболевания щитовидной железы вызывают повышение давления

Повышенное давление может быть результатом длительного медикаментозного лечения гормональными средствами, симпатомиметиками. На состояние АД у подростков влияет употребление алкоголя или курения.

Почему у ребёнка низкое АД?

По мере взросления организма давление постепенно увеличиваться. Если у ребёнка наблюдаются частые скачки в сторону понижения, речь может идти о развитии серьёзных заболеваний.

Провоцирующими факторами гипотонии выступают:

  • нарушения в эндокринной системе, что приводят к снижению венозного тонуса и потери сосудами эластичности;
  • проблемы в кроветворении, в частности, малокровие;
  • отклонения в нормальном кровообращении, которые вызваны травмами или уплотнениями в головном мозге;
  • снижение тиреоидных гормонов (нарушения в работе щитовидки), что ослабляет тонус сосудов.

Малокровие может быть причиной низкого давления у ребенка

Пониженное АД может быть следствием неправильного или неполноценного питания, физического и эмоционального переутомления. В этом случае низкие показатели имеют временный характер и после устранения внешних раздражителей возвращаются в норму.

Как нормализовать артериальное давление

АД должно быть всегда в пределах возрастных норм. Если наблюдаются частые скачки в сторону понижения или повышения, специалисты назначают специальное лечение и корректируют образ жизни ребёнка.

Таблица «Способы нормализации давления»

Как понизить АД Следить за распорядком дня. Утренний подъём и отхождение к ночному сну должно быть ежедневно в одинаковое время
Ограничить употребление маринованных, консервированных продуктов. Снизить суточную дозу соли (пища должна быть слабо подсоленной)
Наладить сон. Необдимость детского организма в ночном сне – не менее 8–9 часов в сутки. Малышей дошкольного возраста нужно укладывать на дневной сон (1,5–3 часа)
Лечение гипотензивными препаратами (диуретики, спазмолитики, блокаторы кальциевых каналов, ингибиторы АПФ). Лекарства подбираются врачом индивидуально, исходя из основного заболевания
Не допускать переутомления. Физические нагрузки должны быть умеренными, а тренировки – дозированными
Максимальное ограничение стрессовых факторов, эмоционального перенапряжения
Чаще бывать на свежем воздухе
В подростковом возрасте исключить злоупотребление слабыми алкогольными напитками и курением
Как повысить АД Сбалансировать рацион, чтобы в юный организм поступали все необходимые вещества. Ребёнок должен употреблять больше фруктов, овощей, мяса, рыбы, кисломолочных продуктов, бобовые и каши. Питание необходимо сделать дробным (5–6 раз в сутки)
Вести активный образ жизни. Повышению низкого давления способствует бег, плаванье, велоспорт, гимнастика, танцы. Главное, учитывать интересы ребёнка
Укрепить защитные силы организма. В этом помогут длительные прогулки на свежем воздухе (не менее 40 минут) и полноценное питание
Использовать адаптогены (после консультации с врачом). Настойка лимонника, женьшеня или элеутерококка повышают тонус и эластичность сосудов
Применять физиотерапию. Хорошо помогает контрастный душ, массаж подводный. Нормализация давления подобными способами настаёт уже через 7–10 сеансов
Лечебный массаж. Проводится специалистом. Восстанавливает нормальную работу сердца, сосудов и нервной системы, стабилизирует давление

Профилактические меры и конкретная терапия помогают восстановить нормальную работу сердца и сосудов, укрепить защитные силы молодого организма и улучшить общее состояние ребёнка. Главное, сначала обследовать и выявить причины отклонений, а потом приступать к лечению.

Как измерить давление у ребёнка

Измерение АД у детей имеет свои особенности и немного отличается от подобной процедуры у взрослого человека.

  1. Проводить процедуру рекомендуется в утреннее время через час после еды или прогулки. Ребёнок должен посетить туалет, не подвергаться нагрузкам.
  2. При первом измерении нужно задействовать обе руки, чтобы определить, где давление выше.
  3. Ребёнку до 2 лет процедуру осуществляют в положении лёжа, детям старше этого возраста – сидя, ножки не должны свисать (если малыш не достаёт до пола, установить подставку).
  4. Для измерения использовать манжетку по размеру, так как комплектующая часть тонометра для взрослых может исказить результаты исследования. Для точности измерения манжета должна равняться ¾ расстояния от подмышки до сгиба локтя.

Далее процедура ничем не отличается от обычной последовательности у взрослых. К вене в локтевом сгибе прикладывают фонендоскоп, грушей нагнетают воздух и, после спуска воздуха, отмечают начало (систолическое давление) и конец пульсации (диастолическое АД).

Давление у детей всегда ниже, чем у взрослых. Чем моложе организм, тем выше эластичность сосудов и шире их просвет, а, значит, натиск крови на оболочку артерий минимальный. По мере взросления ребёнка АД постепенно повышается и к концу подросткового периода достигает стабильных показателей (составляет 110–120/70–80). Повлиять на артериальное давление в детском возрасте могут внешние факторы – стрессы, переутомление, травмы, физические нагрузки, или внутренние заболевания – сердечные, эндокринные, почечные патологии.

Сосуды

Артериальное давление (АД) относится к важнейшим гемодинамическим показателям. Современная медицинская наука определила конкретные цифры, которым должны соответствовать данный показатель у здоровых детей. Стойкое отклонение величины АД от нормального уровня позволяет заподозрить серьезные патологии и отклонения в развитии, чреватые тяжелейшими осложнениями. Чтобы предотвратить неблагоприятные последствия в будущем, необходимо иметь представление о таблице нормы артериального давления у ребенка по возрастам.

Причины отклонения уровня артериального давления от нормальных значений у детей

При трактовке результатов конкретного измерения кровяного давления следует помнить о высокой изменчивости этого показателя в зависимости от психического и физического состояния детей. Измерение будет достоверным, если оно производилось в спокойном состоянии, без предшествующих нагрузок. Не рекомендуется производить измерение непосредственно после еды, прогулки. Наполненный мочевой пузырь также может служить причиной завышенных цифр артериального давления.

Чтобы получить истинные результаты, необходимо тщательно соблюдать методику измерения уровня кровяного давления именно у детей, которая несколько отлична от таковой у взрослых пациентов.

Детям младше 2-х лет измерение производят лежа. В старшем возрасте измерение можно проводить сидя, но ноги должны опираться на твердую поверхность. Манжета тонометра должна соответствовать размеру плеча обследуемого, недопустимо использование взрослых манжеток. Несоблюдение техники измерения может приводить к получению цифр АД, несоответствующих действительности.

Повышенное АД является симптомом огромного количества заболеваний. Среди них инфекционные болезни, протекающие с выраженной интоксикацией, врожденные/приобретенные пороки сердца, заболевания ЦНС, патологии почек и надпочечников и др.

Пониженный показатель может быть симптомом гипофункции щитовидной железы, надпочечниковой недостаточности, патологии кроветворных органов, тяжелых отравлений.

При выявлении стойких отклонений уровня кровяного давления от регламентированных показателей рекомендуется незамедлительно обратиться к педиатру, чтобы исключить серьезные заболевания и предупредить развитие осложнений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *