Аутизм у детей

Причины развития раннего детского аутизма

Этиология РДА, на сегодняшний день, изучена достаточно слабо, нет информации о конкретных причинных факторах, стимулирующих риск появления расстройства. Исследователями в области детского аутизма сделан вывод о возможной зависимости синдрома от наследственного фактора – в большинстве семей, где у ребенка отмечены симптомы РДА, аналогичные отклонения встречаются у предков первой и второй степени родства. Современная генетика ведет комплексное изучение наследования аутизма, в попытках определить ген, отвечающий за эмоциональные проявления личности человека.

В пользу этой теории выступают факты того, что аутизм – отклонение врожденное, а этиологические причины способствуют лишь активизации расстройства и его развитию.

Некоторые исследовательские работы описывают возможную зависимость детского аутизма от обязательной профилактической вакцинации против свинки, краснухи и кори, на основании достаточно большого количества жалоб родителей о появлении аутистических признаков у детей после указанных прививок. Однако научных фактов, доказывающих или опровергающих подобные заявления, на данный момент, не существует. Проводить исследования в этом случае довольно затруднительно – указанные профилактические мероприятия являются строго обязательными, поэтому создать опытную группу, которой прививки не вводились, не представляется возможным.

Еще одной гипотезой, характеризующей возможный риск возникновения аутизма, является теория о психологическом климате внутри семьи. Существует такое понятие, как «эмоциональная холодность родителей», когда мать и отец не демонстрируют достаточно эмоциональных проявлений в адрес своего ребенка, относясь к нему, как к чему-то ординарному, требующему только внимания в области физиологических потребностей. Высокий процент детей-аутистов наблюдается в неблагополучных семьях, где на первый план выступает финансовая нестабильность, хронический алкоголизм или наркомания. Кроме того, аутизм часто проявляется у детей в семьях, где профессиональная деятельность родителей требует больших интеллектуальных затрат и времени.

Осложненные роды, сильная интоксикация во время беременности, применение сильнодействующих препаратов, алкоголя и наркотиков в этом период, также могут стимулировать проявление аутизма у ребенка.

Симптомы детского аутизма

Общая симптоматика детского аутизма индивидуальна для каждого ребенка, однако всегда характеризуется эмоциональной тупостью, нарушениями вербального общения и некоторыми задержками интеллектуального развития.

При общении с ребенком-аутистом, создается устойчивое впечатление о том, что он, словно, живет в своем мире, стараясь ограничивать его смешивание с окружающей реальностью. Отличительным признаком детского аутизма, зачастую является молчание, создается впечатление о глухоте и непредсказуемости действий. Часто дети проявляют особенности зацикливания на каком-либо определенном действии и проговаривании вслух отдельных слогов или фраз. Как правило, такое избыточное повторение возникает по причине повышенного интереса к какому-либо предшествующему событию.

Зачастую дети с синдромом РДА стремятся находиться в одиночестве, занимая себя каким-либо банальным занятием. Для большей части разновидностей расстройства, характерно избегание зрительного контакта. Интеллектуальная деятельность и развития несколько занижены, находясь на средних уровнях или ниже средних, однако, на общем фоне задержек умственного развития, возможен высокий уровень интеллекта в пределах одного вида деятельности, связанной с конкретными задачами, например, арифметические вычисления или игра в шахматы.

Следует отметить, что риск развития аутизма у мальчиков четыре раза выше, чем у девочек. Причина такой разницы, в настоящий момент, не изучена. Как уже говорилось, клинические признаки раннего детского аутизма весьма индивидуальны, особенно, это касается качества проявляемых симптомов. Однако существует ряд общих характеристик, однотипных для каждого случая расстройства, которые можно условно разделить по возрастной категории.

Для детей, в возрасте от двух лет и старше, характерно не смотреть в глаза собеседнику, такой признак можно отнести к группе определяющих расстройство симптомам. Часто ребенок стремится занимать одно и то же положение тела при занятии каким-то делом, это же относится и к мимическим проявлениям. Детям очень тяжело общаться со сверстниками, поэтому аутисты всегда стремятся быть в одиночестве, предпочитая больше заниматься своими делами, чем находить контакт с другими. Их всегда мало интересуют увлечения, характерные для этого возраста, как правило, диапазон их занятий сильно ограничен.

Внешне ребенок часто выглядит отрешенным от окружающей действительности, вследствие эмоциональной хладнокровности, состояния, которое не позволяет им проявлять сопереживание чужим проблемам и разделить чужую радость.

Задержка речи при аутизме – характерный симптом, встречающийся у 95% детей от общего количества аутистических отклонений. 40% из этого числа так и не начинают полноценно говорить, ограничивая свое вербальное общение редкими, короткими фразами. Кроме того, ведение диалога с ребенком носит достаточно сложный характер, нить беседы часто теряется в ответном молчании маленького пациента. Речь, как правило, циклична, стереотипна. Аутисты – первая категория людей, непонимающих юмора, как в свой, таки чужой адрес.

Для детей с аутистическими симптомами характерна концентрация внимания на отдельных деталях объектов, которая логически очень сложно объясняется. Например, из игрушечной машинки ребенка будет интересовать только ее колеса, которыми он может забавляться часами. В старшем возрасте, увлечения локализуются и переходят в стадию мании к определенному виду деятельности – игре в шахматы, видеоиграм, рисованию и так далее.

Преобладающее количество страдающих аутизмом детей, имеют серьезные проблемы с ночным сном. Ребенка часто можно застать за занятием любимым делом посреди ночи. Часто искажены чувственные восприятия тактильного и слухового направления. Разговор шепотом может возбуждать ребенка, доводя его до состояния истерии, а громкие возгласы – наоборот успокаивать.

Для детей в возрасте до двух лет, также характерны определенные черты проявления синдрома РДА, которые начинают проявляться уже через несколько месяцев от рождения. Первоочередными признаками могут послужить практически полное отсутствие привязанности к матери и проявления эмоций в ее адрес. Младенец крайне редко улыбается, не гулит, а слезы у него могут вызвать лишь серьезные болевые ощущения, как правило, связанные с пищеварением. У таких детей бывает крайней сложно определить момент, когда необходимо сменить подгузник или пеленку.

Разговорная речь к возрасту двух лет, как правило, не появляется. Наблюдаются бессвязные отдельные вокальные жесты или звуки, напоминающие гудение мотора автомобиля.

Признаки легкой формы аутизма

Современная медицина различает четыре степени синдрома детского аутизма, которые условно можно различить по степени тяжести симптоматики. Степень тяжести внутри групп градируется от четвертой группы к первой, которая является самой тяжелой и характеризуется яркой классической симптоматикой синдрома РДА. Вторая и третья группы, содержат симптомы, благодаря которым, ребенка, страдающего аутизмом можно отличить от здоровых сверстников. В четвертую группу входят клинические признаки, позволяющие характеризовать течение расстройства как легкую форму аутизма.

Признаки легкой формы аутизма проводят весьма тонкую грань между здоровым состоянием и аутистическим, поэтому диагностика расстройства при этой форме достаточно сложна.

У детей отмечают повышенную ранимость, слезливость на фоне трудностей выхода на контакт с ребенком и попытках поддержать диалог с ним. Форм общения у детей с легкой формой практически не сформировано. Зачастую маленький пациент корректно и логично эмоционально реагирует на происходящие вокруг него события, однако его мимика выдает течение патологии. Мимические эмоциональные проявления носят, будто, демонстративный характер, что характерно для малоопытных актеров в театре, когда эмоциональное проявление выглядит неприкрыто наигранным.

Основным признаком легкой формы аутизма у детей является способность ребенка смотреть в глаза собеседнику, чего не наблюдается в остальных трех формах. Разговор замедлен, создается впечатление, что ребенок долго подбирает слова, прежде чем сформулировать фразу. Социальные контакты возможны только в присутствии взрослых, которым пациент доверяет. После каждого действия, родители будут встречать вопросительный взгляд своего дитя о правильности его действий.

Расставание с близким человеком, для ребенка очень трудно переносится. Такая ситуация будет значительно усиливать клинические проявления синдрома. По этой причине, психологи строго не рекомендуют оставлять детей одних или с чужими людьми на время лечения.

Развитие интеллекта и способности к обучению у детей с легкой формой аутизма, близки к таковым у здоровых сверстников. При определенной помощи и поддержке со стороны специалистов и родителей, ребенку станут доступны все социальные возможности здоровых людей во взрослом возрасте.

Легкая форма детского аутизма сильно различает симптоматику по гендерной принадлежности пациентов. У девочек распознать клинические симптомы расстройства становится, порой, невозможно. К примеру, у них практически отсутствует признак зацикливания на стереотипных действиях и задержек психического развития. Девочки-аутисты очень часто привязываются к отдельным людям или личным взаимоотношениям.

Реабилитация детей с ранним детским аутизмом

Ольга Трифонова
Реабилитация детей с ранним детским аутизмом

Лишь в малом проценте случаев дети с точно установленным диагнозом аутизма могут в дальнейшем жить самостоятельно, и лишь 1-2 из 100 становятся полноценными членами общества. Более половины детей, страдающих аутизмом, нуждаются в уходе в условиях стационара; у значительной части больных после многих лет, проведенных в больнице, развиваются признаки хронической шизофрении. У 25-30% больных со временем появляется эпилепсия. Большинство остаются инвалидами на всю жизнь.

Еще несколько лет назад единственным решением проблемы было поместить этих детей в специнтернаты для умственно отсталых, что приносило больше вреда, чем пользы. Только совместными усилиями семьи и специалистов можно помочь этим детям избавиться от некоторых симптомов, приспособиться к жизни в обществе, жить полноценной, счастливой жизнью.

Изучением раннего детского аутизма (РДА) занимались Ульянова, Лебединская, Мастюкова, Морозова, Николаева. Учёные утверждают, что нарушение общения – вторично, первично – развитие мозга ребёнка, который находится в социальном окружении, и выделяют 4 группы нарушения общения.

1 группа. Это дети с глубоким нарушением интеллекта. Общение связано с трудностями понимания ребёнком ситуаций. Такие дети сверхнемобильны, не ориентируются во времени и пространстве.

2 группа. Дети, не вступающие в контакт вследствие невротических расстройств, вызванных в какой – либо ситуации. Ребёнок не может рефлекторно и по подражанию научиться речевому общению.

3 группа. Дети с нарушением общения вследствие недоразвития сенсорики (глухие, слабослышащие). Ребёнок не может рефлекторно и по подражанию научиться речи.

4 группа. Дети — «маугли» выросшие в условиях социальной декомпенсации (в нечеловеческом обществе). Научиться речи невозможно.

5 группа. Дети с нарушением развития эмоциональной сферы. Ребёнок отказывается от общения по причине подвластности доминанте страха, поэтому появляется задержка речевого развития.

Ульянова, Лебединская, Мастюкова, Морозова, Николаева предлагают пошаговую коррекцию аутичного поведения. Каждый последующий этап усиливает эмоциональное воздействие на ребёнка – аутиста. Чётких переходов этапов не существует. Перед началом реабилитации необходимо выбрать контактёра.

1 этап «Возвращение эмоционального контакта».

Действия 1 этапа направлены на то, чтобы наладить эмоциональную связь контактёра с аутистом и поставить взрослого в центр бытовой жизни ребёнка.

А) «Вход в комнату ребёнка» во внеурочное время, когда он не нуждается в общении. Если ребёнок – аутист не хочет видеть взрослого, настаивать не нужно. Однако необходимо повторить попытку входа в комнату примерно через 20 минут. Лицо взрослого не должно выражать никаких эмоций, не должно быть контакта «глаза в глаза», не должно быть речевого воздействия. Привыкание к присутствию взрослого может длиться от 2 недель до 2 месяцев, пока аутист не перестанет обращать внимания и негативно на него реагировать.

Б) «Добавление эмоции воздействия».

После того, как аутист перестал негативно реагировать на приход взрослого к нему в комнату, контактёр заходит в комнату для того, чтобы молча, в течение примерно 5 минут, не смотря ребёнку в глаза, повторить его аутостимуляции. Примерно через 30 минут воздействие повторяется. Повтор аутостимуляций длится до тех пор, пока ребёнок не начнёт подходить и прикасаться ко взрослому, присоединяться к действиям взрослого. Взрослый никаким образом не должен проявлять никаких эмоций!

В) «Вовлечение в тактильный контакт»

Взрослый сажает игрушку (все игрушки должны быть с закрытыми глазами) себе на колени и качает её примерно 5 минут, не смотря на аутиста. Затем молча выходит из комнаты. Воздействие повторяется примерно через 20 – 30 минут до тех пор, пока ребёнок сам не захочет покачаться на коленях взрослого. Качая аутиста на коленях, контактёр не выражает никаких эмоций ни вербально, ни мимикой и следит, чтобы ребёнок не отрывал ног от пола.

Г) «Вовлечение в вербальный контакт».

Когда тактильный контакт с аутистом уже найден, взрослый начинает разговаривать с ним, как с обыкновенным ребёнком 1 – 2 лет, но без эмоций и зрительного контакта «глаза в глаза».

Д) Добавление новых действий.

Взрослый заходит в комнату аутиста и начинает выполнять новые игровые действия (собирать пирамидку, рисовать, лепить и т. д.) до тех пор, пока ребёнок сам не подойдёт и не включится в игру. Играя, взрослый в какой – то момент берёт нужную деталь игры и отводит руку с деталью в сторону так, чтобы ребёнок потянулся за ней, оторвал ноги от пола и заполз на взрослого.

2 этап. Смягчение аффективных расстройств.

Задача – увеличение психической активности ребёнка.

А) Включение аутиста в элементарную сюжетную игру.

Взрослый – контактёр в спокойном, но весёлом настроении повторяет аутостимулирующие движения аутиста и оречевляет их соответственно действиям (например, раскачивания аутиста можно сравнить с раскачиванием дерева от ветра, глядя в сторону. Оречевления аутостимуляций продолжаются до тех пор, пока аутист не начнёт повторять слова взрослого. После этого контактёр начинает оречевлять свои действия всегда (что делает, для чего, ожидаемый результат).

Б) Ввод в общение нового контактёра.

Новый контактёр проходит все этапы, описанные выше. Новый контактёр не должен проявлять бурных эмоций, обращать на себя внимание, заставлять ребёнка вступать в диалог. Аутист сам должен захотеть общаться.

В) Преодоление страхов.

Страх к «страшным предметам».

Аутисты сверхчувствительны, беспомощны и не понимают конкретных ситуаций. Чтобы узнать, чего и кого конкретно боится ребёнок, нужно, взяв его за руку, пройти с ним медленно по комнате. Аутист сам среагирует на страшащие его предметы тактильно или визуально. «Страшные» предметы необходимо убрать из поля зрения аутиста, замаскировать обоями, материей пастельных тонов и нейтральных рисунков, сообщить о них положительную информацию;

Аутисты всегда рисуют свои страхи, поэтому цветные карандаши необходимо убрать, оставить только простой карандаш и ластик. Нарисованные страхи взрослый стирает ластиком, обосновывая свои действия.

Страх к тесному контакту с окружающими людьми.

Контактёр, комментируя свои действия и не приглашая аутиста присоединиться, строит из стола, одеял и подушек для себя «дом». В какой – то момент взрослый говорит самому себе, что у него ничего не получается. Ребёнок сам подходит и помогает взрослому в построении «дома». Когда постройка завершена, взрослый и ребёнок вместе играют в построенном «доме» с любимыми игрушками.

Страх к выходу из помещения.

Из построенного «дома» заранее выносится любимая игрушка аутиста. В процессе игры взрослый обращает внимание ребёнка на то, что на улице идёт дождь, а любимая игрушка осталась на улице, тем самым провоцируя аутиста преодолеть свой страх и выйти из «дома», чтобы спасти игрушку.

4 этап. Отношение к необычным пристрастиям аутиста.

Бесполезно ругать, отвлекать от выполнения стереотипных движений и странных действий. Лучший способ избавиться от них – это не обращать внимания.

5 этап. Преодоление агрессии.

Агрессия при аутизме бывает 3-х видов:

— как проявление необычного влечения. Ребёнок, находясь в хорошем настроении, испытывает непреодолимое желание доставить боль близкому. Поэтому из поля зрения аутиста необходимо убрать все колюще – режущие предметы и всегда следить за ним боковым зрением;

— как способ обороны и защиты. Аутист защищается от людей, вызывающих отрицательные эмоции и переносит агрессию с окружающих людей на себя (вплоть до суицида). Присходит переход агрессии в самоагрессию.

6 этап. Речевая реабилитация аутистов.

Холдинг – терапия (автор Марта Велш, США).

Это метод, доступный для физически сильных контактёров.

Контактёр каждый день, вопреки желанию, держит аутиста на руках и пытается заглянуть ему в глаза насильно. При этом аутист может брыкаться, ругаться, царапаться, кусаться. Но взрослый удерживает его на руках и спокойным голосом пытается успокоить. Для ребёнка это сильный стресс. И в результате происходит прорыв речи.

Если у ребёнка – аутиста остались речевые мутации и вокализации, взрослый вслед за ребёнком произносит слова правильно. При отсутствии речи контактёр тонизирует активность ребёнка знакомыми стихами, сказками, потешками, песнями независимо от его желания. Независимо от звукопроизношения, методом глобального чтения аутистов учат читать.

7 этап. Обретение окружающего мира.

Все явления окружающей жизни обязательно должны оречевляться взрослым: это варианты плана действий на завтрашний день, предстоящее семейное событие или явление природы. С улицей и уличными предметами аутиста знакомят сначала ночью. Взрослый хвалит, рассказывает о предназначении, но не предлагает воздействовать на уличные предметы (качели, песочницу, лавку). С другими детьми аутиста знакомят осторожно, они должны быть или младше, или старше.

Поступление в школу нужно готовить заранее. Аутист за 1 год до школы дома осваивает программу 1 класса, привыкает к учебным действиям, знакомится со зданием школы, классным помещением, учителем. В 1-ом классе родитель сопровождает аутиста в начале урока и приходит за ним в конце, до звонка. Постепенно время нахождения ребёнка в школе увеличивается и соответственно уменьшается время сопровождения взрослым.

Поскольку аутизм представляет собой широкий спектр поведенческих отклонений, нельзя рекомендовать одно универсальное средство для всех детей, страдающих аутизмом. Все дети о аутизмом похожи, и вместе с тем, каждый из них уникален.

Исследования очень убедительно показали, что наиболее эффективным «лечением» аутизма является строго структурированная программа обучения, которая должна быть индивидуализирована для каждого ребенка, в зависимости от его конкретных нужд. Эта программа должна периодически пересматриваться и корректироваться.

Люди с аутизмом могут сделать значительный прогресс при правильном обучении. Чем раньше начата коррекционная работа с ними, тем больше шансов на хороший исход лечения. Эффективными приемами также являются: речевая терапия, модификация поведения, сенсорно-двигательная терапия, слуховая интеграционная тренировка, музыкальная терапия, мегавитаминная терапия, диета.

Лечение аутизма

Лечение аутизма – это совокупность различных методов, направленных на борьбу с данным заболеванием. Если ищите определенный стандарт лечения или универсальное лекарство от данного заболевания, то напрасно – его попросту не существует. И хотя в настоящее время нет каких-либо практик, свидетельствующих о том, что аутизм излечим, своевременное медико-педагогическое вмешательство, вовремя проведенные коррекционные мероприятия, а также комфортная психологическая обстановка в семье в значительной степени способствует улучшению развития пациента, повышают его качество жизни и помогают реализовывать свой потенциал. Нет, аутизм при этом не проходит, но определенные пути помощи больному позволяют ему жить нормальной жизнью, исключая негативные последствия.

Целью любой методики при терапии аутизма является обучение детей определенным навыкам общения и поведения, повышение их коммуникативных способностей и улучшение навыков самообслуживания.

Для этого используется множество различных видов лечения, которые условно можно разделить на четыре больших категории: поведенческую терапию, медикаментозное лечение, биомедицинские методы коррекции и альтернативную нетрадиционную медицину. В предложенной статье рассмотрим более подробно некоторые наиболее популярные виды терапии аутизма, входящие в каждую из этих категорий.

Коррекционно-педагогическая методика

Коррекционно-педагогическая терапия является комплексной и проводится группой различного рода специалистов: педагогами, психологами, невропатологами, психиатрами и дефектологами. Благодаря коррекционно-педагогической терапии ребенок, страдающий аутизмом, вполне способен освоить различные коммуникативные навыки, повысить адаптацию в бытовых условиях, а также овладеть некоторыми учебными методами.

Наиболее распространенными и популярными практиками в такой методике являются оперантное обучение и программа ТЕАССH.

Оперантное обучение представляет собой создание для страдающего аутизмом ребенка таких условий, которые помогут ему приобрести нужное поведение в различных отношениях:

  • овладении учебными навыками;
  • развитии речевой функции;
  • социально-бытовой сфере;
  • получении профессиональных знаний и умений.

Программа TEACCH основана на обучении детей с аутизмом методами невербальных коммуникаций, делая упор на визуализацию с использованием различных наглядных пособий. Сторонники этой программы считают, что направлять усилия при данном заболевании следует на создание для ребенка таких условий существования, которые будут полностью соответствовать его специфическим особенностям. При этом, обучение таких детей речи не является обязательным, ровно, как и приобретение профессиональных и учебных навыков. Целесообразным это считается при обучении детей с коэффициентом IQ, превышающим пятьдесят процентов. Целью данной терапии является выработка у пациентов интуитивных и простых бытовых умений, зачастую формирующихся за счет четкого расписания и визуальных инструкций.

Эта программа не обеспечивает достаточного уровня адаптации ребенка в реальном мире, но при этом помогает добиться значительных успехов и устойчивых изменений в поведении даже при тяжелых стадиях аутизма.

Психологическая помощь

Методов психологической помощи при аутизме существует достаточно много. Это и эмоционально-уровневый подход, и арт-терапия, и поведенческая терапия. Такая помощь включает в себя практики лечения раннего детского аутизма, нацеленные на смягчение сенсорного восприятия, эмоционального дискомфорта, избавление от патологических страхов у ребенка. Существуют различные психологические программы, помогающие ребенку избавиться от агрессии, преодолеть негативное поведение, обучить их навыкам общения и взаимодействия и сформировать такое поведение, которое требует социальная сфера.

К таким программам можно отнести:

  • программу «Развитие межличностных отношений» или «РМО»;
  • программу «Игровое время»;
  • сенсорно-интегративную терапию;
  • развивающую терапию;
  • визуальную терапию.

В настоящее время медицина не стоит на месте, благодаря чему появляются более новые и современные способы лечения аутического расстройства. Одним из таких инновационных методов является создание робота-гуманоида «Рассела», помогающего победить аутизм у детей и подростков при помощи обучения их социальным навыкам и развития у них навыков подражания.

К тому же не стоит забывать, что квалифицированная помощь психолога пригодится не только малышу, страдающему аутизмом, но и его родителям. Причем последним, даже в большей степени. Ведь многие родители не знают что делать и как бороться, когда в их жизнь вошел такой диагноз. Именно поэтому психологическая работа в семьях, где воспитывается аутичный ребенок, является крайне важной. Основными ее направлениями являются:

  • психотерапия всех членов семьи;
  • знакомство родителей с психическими особенностями заболевшего малыша;
  • составление индивидуальной программы обучения и воспитания ребенка в домашних условиях;
  • обучение членов семьи методам воспитания ребенка с аутизмом.

Помощь психолога направлена на восстановление комфортной и уютной атмосферы в семье, на принятие родителями того факта, что аутизм невозможно вылечить, но при правильном подходе к терапии, ребенок может выйти к легкой степени расстройства и жить нормальной жизнью.

Нетрадиционные методы борьбы с аутизмом

Во многих случаях при постановке диагноза, люди обращаются не только к традиционной медицине, но и к альтернативным методам борьбы с болезнью. Это и лечение током, и уринотерапией, и звуком, и иглоукалыванием, и гомеопатией. Рассмотрим более подробно некоторые нетрадиционные методы лечения аутизма.

Биоакустическая коррекция

Одним из наиболее популярных альтернативных методов лечения аутизма является биоакустическая коррекция или БАК. Такая методика основана на воздействии музыкой и звуками на нейронном уровне, что и запускает процессы самовосстановления головного мозга. Музыкальная терапия обладает высокой эффективностью, что подтверждается многочисленными клиническими исследованиями. В процессе БАК специальные программы в реальном времени преобразуют электрические потенциалы нейронов и записывают их при помощи электроэнцефалограммы в звуки. Таким образом, пока ребенок слушает такую музыку, биоакустическая коррекция воздействует на него через центры головного мозга.

Животная терапия

Еще одной альтернативой современной медицине является пет-терапия или программа коррекции аутизма при помощи животных. Она направлена на развитие коммуникативных навыков у ребенка. Общение с животными благотворно воздействует на здоровье малыша: способствует улучшению сна и снятию головных болей. Чаще всего в этих целях используется канистерапия – лечение собаками, ипотерапия – использование лошадей и дельфинотерапия – использование дельфинов для терапии аутизма.

Гомеопатия

Часто в качестве коррекции данного заболевания используют гомеопатию. Но лечение гомеопатическими препаратами должно идти в комплексе с другими процедурами: мануальной терапией, диетическими программами. При этом необходимо знать, что назначать такие препараты должен только опытный гомеопат, который будет тщательно следить за любыми изменениями психоэмоционального и физического фона ребенка.

Хорошие результаты показывает использование при аутизме гомеопатических средств, созданных на основе вакцин для прививок. Но следует помнить, что таким способом аутизм не лечится, а лишь подавляются и скрываются на некоторое время симптомы заболевания.

Рефлексотерапия и иглоукалывание

Суть данных методов – воздействовать на акупрессурные точки методом надавливания. Рефлексотерапия при этом использует точечный массаж, а во втором методе используются специальные иглы. Импульсы от таких точек передаются в нейроны головного мозга, что активизирует различные важные процессы в организме. Однако однозначно сказать, что такие методики эффективны при аутизме невозможно. Конечно же массаж может улучшить сон, стабилизировать эмоциональный фон и даже укрепить иммунитет. При этом существуют некоторые исследования, где иглоукалывание связывали с прогрессом в развитии аутичных детей. Но достаточных доказательств о том, что такие варианты лечения действительно помогают при аутизме не существует.

Массаж

Следует сразу уточнить, что массаж при аутизме – это не лечение. Но он помогает больному ребенку прочувствовать собственное тело, установить более доверительные отношения с человеком, который выполняет процедуру. Необходимо дать малышу понять, что он в безопасности, что поможет снять тревожное состояние и страхи, принести чувство покоя и комфорта. Немаловажную роль при этом играют мимика и жесты врача, проводящего сеанс массажа.

Следует также знать, что массаж у детей аутистов вызывает чувство дискомфорта, поэтому если ребенок сопротивляется, настаивать на сеансе нельзя ни в коем случае. Действовать здесь нужно постепенно и запастись терпением.

Электростимуляция

Лечение аутизма электростимуляцией осуществляется при помощи электрического тока. В этом случае к голове пациента крепятся специальные электроды, через которые проводимый ток воздействует на участки головного мозга. К такой процедуре существует ряд медицинских противопоказаний, поэтому прежде чем решиться на нее следует проконсультироваться с врачом. Следует отметить, что электростимуляция абсолютно безопасна и хорошо переносится даже малышами. Обычно требуется около двенадцати процедур за один курс лечения. А повторять такие курсы можно не раньше, чем через полгода.

Уринотерапия

Существует гипотеза, что лечить аутизм можно при помощи собственной мочи. Однако польза такого лечения не имеет под собой никаких доказательств, а медицинские работники выступают против уринотерапии. Сторонники такого лечения считают его панацеей практически от всех болезней. Однако, как известно, таких лекарств не существует. А уж как воздействует моча на психологические процессы в организме тем более не понятно.

Народная медицина при аутизме

Полностью вылечить аутизм народными средствами невозможно. Для этого используется комплексная терапия. Особенно важны при таком заболевании занятия спортом, включающие в себя плавание, аквааэробику и прыжки в воду.

Одними из проявлений аутизма являются выраженная агрессия и повышенная двигательная активность. В таких случаях допустимо применять лечение лекарственными травами, обладающими успокоительными, улучшающими сон действиями. Это может быть настой пустырника, отвар корней валерианы, настой мяты и мелиссы. Приготовить их легко в домашних условиях, однако применять следует только после консультации с врачом.

Также зачастую при народной медицине используют лечение аутизма при помощи тенториума, по другому – восстановление организма медом. Многие говорят, что такой способ достаточно эффективен, но считать его панацеей от аутизма не следует. Кроме того, целесообразность такого лечения должен определять лечащий врач.

Часто также лечение аутизма проводится различными БАДами и пищевыми добавками, такими как аскорбилпальмитат.

Медикаментозное лечение

Медикаментозной терапии аутизма не существует. Как правило, таблетки, прописанные врачом, направлены на устранение отдельной симптоматики заболевания.

Для устранения агрессии и аутоагрессии, депрессивных состояний и обсессивно-компульсивных расстройств, применяют психостимуляторы и нейролептики.

Дисбактериоз кишечника, возникший на фоне отказа от пищи у детей аутистов, лечат пробиотиками.

Для восстановления недостатка витаминов и минеральных веществ применяют витаминные комплексы, содержащие витамины В6, В12, С, Е и различные минералы.

Иммуностимулирующая терапия также полезна для больных аутизмом. В таких случаях проводится лечение иммуноглобулином или стероидным препаратами.

Гормональная терапия тоже может улучшить общее состояние больного. Чаще всего лечение проводится секретином и окситоцином.

Медикаменты, используемые при лечении аутизма

Торговое название Действующее вещество Фармацевтическая группа
Церебролизин Гидролизат головного мозга свиньи Средства, влияющие преимущественно на процессы тканевого обмена. Аминокислоты.
Цераксон Цитиколин Ноотропные и гамкергические лекарственные средства
Рисполепт Рисперидон Антипсихотические нейролептические лекарственные средства
Тералиджен Алимемазин Антипсихотические нейролептические лекарственные средства
Пирацетам Пирацетам Ноотропные и гамкергические лекарственные средства
Пантогам Гопантеновая кислота Ноотропные и гамкергические лекарственные средства
Макмирор Нифурател, Нистатин Противомикробные и противопаразитарные средства
Кортексин Кортексин Ноотропные и гамкергические лекарственные средства
Атаракс Гидроксизин Успокаивающие лекарственные средства, транквилизаторы
Иммуноглобулин Иммуноглобулин Лекарственные средства, стимулирующие процессы иммунитета
Окситоцин Окситоцин Гормоны, их аналоги и антигормональные лекарственные средства
Акатинол Мемантин Ноотропные и гамкергические лекарственные средства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *